Выживут только не роботы
Добро пожаловать в эру противостояния эмоционального и искусственного интеллектов, в которой главным оружием Homo Sapiens Sapiens, похоже, станет эмпатия.
«Тотальное изобилие» — этим термином еще недавно описывали ближайшее будущее планеты Земля, мир, в котором все базовые потребности удовлетворены, а новые технологии берут на себя рутину, освобождая время для творчества и саморазвития. Прямым курсом мы плыли в это прекрасное завтра, но, похоже, попали в шторм. Строившийся десятилетиями корабль глобального потребления оказался на мели вместе со своими пассажирами, которым пришлось спасаться в изолированных шлюпках. С едой и водой, но без полноценного общения друг с другом.
Впервые в истории человечества оно массово перешло в онлайн. И хотя теперь идеальный шторм стихает, этот звоночек очень важен для нас — в тестовом режиме мы опробовали формат отношений будущего. Понравилось далеко не всем.
По данным исследований Университета Западного Онтарио, в сфере продаж живое общение в 34 раза эффективнее коммуникации через переписку. Причина в том, что для полноценного контакта людям мало слов. Мы привыкли считывать множество сигналов, которые в полной мере не способен передать ни один онлайн-сервис. Жесты и мимика, поза и взгляд, интонации, даже дыхание собеседника сообщают о его состоянии больше, чем его язык.
По оценкам ученых, до 97 % информации, которая по итогам разговора влияет на наши решения, поступает из невербальных сигналов, но, похоже, язык тела доживает последние дни. Специфика машины прогресса в том, что она не имеет обратного хода, так что пластмассовый мир неминуемо победит, а вот человеческие отношения от этого вряд ли выиграют.
Чем более цифровой становится коммуникация, тем меньше преимуществ имеет человек перед чат-ботом и тем менее комфортно он потом чувствует себя в живом общении с себе подобным. Без постоянных тренировок сложнее настроиться на волну другого и почувствовать, что у того на душе.
На протяжении всей истории успешность человека зависела от его умения понимать собеседника, и этот навык мы неосознанно оттачивали всю жизнь. Поход за покупками, поездка по делам, любое обучение — все это еще недавно предполагало множество бесед с другими людьми, а умение вызывать у них симпатию в значительной степени определяло успех всего предприятия. Так было испокон веков, но в XXI веке мы начали последовательно избавляться от необходимости общаться друг с другом.
Сегодня для покупки уже не нужно торговаться на рынке или говорить с консультантом в магазине, для поездки — покупать билет или ловить машину, обсуждая детали с водителем. Все это, как и упомянутую учебу, теперь можно свести к нескольким касаниям экрана. Однако, экономя время, мы в итоге становимся беднее эмоционально и все хуже понимаем друг друга.