Шоу «Голос»: я выбираю тебя
Пока в США готовятся к назначенной на 20 января инаугурации, GQ решил вспомнить историю выборов президента в нашей стране, где за 30 лет голосование вышло на поистине космический уровень (спасибо Терешковой).
В 2021 году исполняется 30 лет первым выборам президента нашей страны, 20 лет «Единой России» и чуть больше — первой кампании Владимира Путина. Поводов отмотать историю назад и подумать, какой была бы судьба государства, окажись у руля кто‑то другой, масса.
Самих кандидатов на пост № 1 за три десятилетия набралось 34 человека, но победителями из семи прошедших кампаний вышли лишь трое. Каждому из них можно было адресовать слова, сказанные Борису Ельцину на его первой инаугурации патриархом России Алексием II: «Вы приняли ответственность за страну, которая тяжко больна».
1991
Первая, самая романтическая и стремительная предвыборная кампания в России началась 17 марта 1991 года. Тогда на народном референдуме, где также поднимался вопрос о сохранении Союза, избиратели проголосовали за введение должности президента РСФСР.
С назначенным на 12 июня голосованием связывали огромные надежды. Толпы с самодельными плакатами заполняли площади, а по энергетике политические дебаты не уступали рок-концертам. Впрочем, быстро стало понятно, что на этих выборах есть лишь один сильный кандидат.
Менее чем через три месяца, получив 57,3 % голосов, победу праздновали Борис Ельцин и Александр Руцкой — генерал, представлявший движение «Коммунисты за демократию», прозванное в народе «Волки за вегетарианство». По аналогии с США кандидаты на главный пост тогда выдвигались бок о бок с вице-президентами. Остальные пары выглядели так: бывший глава КГБ Вадим Бакатин и философ Рамазан Абдулатипов; отметившийся участием в первом карабахском конфликте генерал Альберт Макашов и экономист Алексей Сергеев; экс-председатель Совмина СССР Николай Рыжков и замминистра внутренних дел Борис Громов; человек из Кемерово Аман Тулеев и ликвидатор аварии на ЧАЭС Виктор Бочаров.
Последним кандидатом стал будущий рекордсмен наших президентских гонок Владимир Жириновский, представлявший партию ЛДПСС и шедший на выборы с предпринимателем Андреем Завидией.
За Ельцина и Руцкого голосовали не только из любви, но и «от противного». Коммунисты (все остальные кандидаты, кроме Жириновского) ассоциировались с пустыми прилавками и задержками зарплат. На этом фоне дуэт лидера демократических сил и ветерана Афгана выделялся.
Кампанию Борис Николаевич фактически начал на месяц раньше остальных — 19 февраля в прямом эфире он обвинил Горбачева в узурпировании власти и потребовал его отставки. Имидж смелого реформатора не подмочили даже истории о пьяных выходках кандидата. Измученный нарзаном и сухим законом электорат увидел в Ельцине живого человека, противостоящего Горбачеву, прозванному минеральным секретарем.
1996
Если на первых выборах с американского аналога скопировали систему выдвижения кандидатов, то к выборам вторым пришла пора применять и отработанные на Западе политтехнологии. Рейтинг Ельцина опустился до 6 %, и по всем предварительным оценкам фаворитами предвыборной гонки были коммунисты. Недавняя победа КПРФ на выборах в Госдуму только подтверждала: империя Зюганова готова нанести повстанцу-демократу ответный удар. Оправившись от очередного инфаркта, Ельцин стал пугать этой перспективой заокеанских партнеров: «Россия не может получить такого президента… — говорил он в Кремле американскому коллеге 21 апреля 1996 года (стенограммы переговоров опубликовали на сайте библиотеки имени Билла Клинтона в 2018 году). — Среди них (коммунистов. — Прим. GQ) больше половины — фанатики. Они все разрушат. Это будет означать гражданскую войну. Они ликвидируют границы между республиками. Они хотят вернуть Крым; хотят предъявить претензии на Аляску… Есть два пути развития России. Мне власть не нужна. Но когда я почувствовал угрозу возвращения коммунизма, я решил, что мне нужно на выборы…»