Платформы говорят
Российские стриминговые сервисы множатся и производят огромное количество контента. Почему они все равно не оправдывают наших ожиданий и доживут ли они (и мы заодно) до великого кинобудущего?
Весь мир ушел из офлайн-кинотеатров, хлопнув дверью, — теперь там если не опасно, то в любом случае как-то тревожно. И даже если не преувеличивать, то паттерн потребления развлечений определенно сместился в сторону домоседства: каждый уважающий себя консьюмер научился привязывать банковскую карточку к аккаунту Netflix. Теперь осталось понять, зачем платить за расплодившиеся российские онлайн-кинотеатры — все эти наши ответы Западу. Ответы на вопросы, которые России, строго говоря, никто и не задавал.
Возможно, вы удивитесь, но зарубежные игроки (Netflix, Amazon Prime) присутствуют в нашей стране скорее номинально, не на первых местах по доле охвата платящей аудитории. Правят здесь огромные российские капиталы, которые решили по-быстрому отхватить большой кусок от новой пользовательской базы. У «Яндекса» есть «КиноПоиск HD», у «Сбера» — Okko, у «Гапром-Медиа» — Premier, у «Национальной Медиа Группы» — more.tv. МТС основал для себя карманный Kion, «Мегафон» приобрел долю в Start, а в ivi (лидера в этом списке, если судить по текущим замерам) инвестируют Роман Абрамович и ВТБ. Символично, что в данный бизнес решило зайти довольно много компаний, так или иначе сочлененных с государством, но пока что это схватка гигантских и временно невозвратных вложений в какое-то далекое будущее. Так же в свое время действовали первые инвесторы Uber и все того же Netflix, и это дальновидно, ведь главное, что сейчас можно сделать, — выработать у потребителя новые поведенческие привычки. Если люди запомнят, что за вечерней порцией даже не кино или сериалов, а контента надо лезть не на привычный YouTube, а на условный ivi, то это будет намного ценнее, чем сиюминутная прибыль. Совершенно точно можно сказать, что ни один российский онлайн-кинотеатр еще не перешел на самоокупаемость — но при этом надо понимать, что наши нетфликс-эпигоны вслед за своим вдохновителем по минимуму делятся собственной статистикой и финансовыми результатами.
Сегодня, по сути, золотые времена для всех российских кинопродюсеров, и неизвестно, сколько такая лафа еще продлится. Несмотря на турбулентный прокат полного метра, несмотря на то что на сериал куда сложнее получить дотации от Минкульта и Фонда кино, на стадию производства сейчас переходит какое-то рекордное число проектов, а значит, для них для всех находится некая кормовая база. Возможно, раньше все это снималось для ТВ и теперь просто стало заметнее для зрителя, окончательно расквартировавшегося в интернете, — но ощущение переполненности эфира однозначно есть. Разные сервисы перебирают все подходящие варианты по производству контента — именно контента, потому что это уже не только кино. В ход идут и артхаус, и телетеатр (Okko пытался снимать на камеру несколько спектаклей, спродюсированных Иваном Вырыпаевым), и стендап, и документалистика уровня YouTube-расследований, и спортивные трансляции. Впрочем, этот путь не нов: Netflix тоже промышляет подобным, заказывая себе иногда пошлейшие (по-ожеговски) реалити-шоу в духе Too Hot to Handle. Печально лишь, что за всем этим радостным производственным бумом упускается что-то важное. Конечно, не было больших надежд, что за разливом бюджетов последует расцвет отечественного киноискусства, но то, что происходит, — это все же неправильно.