Честно о раке груди
В России число заболевших раком молочной железы за год приблизилось к 65 тысячам*. И хотя мы у же не произносим слово «онкология» шепотом, вокруг этой темы по-прежнему много слухов и домыслов.
Создавая текст, я понимала: про онкологию нелегко читать. Кто-то придерживается старого доброго принципа «Меньше знаешь – крепче спишь», у кого-то стоит психологический барьер, заставляющий поскорее перелистнуть страницу. С одной стороны, их можно понять: еще силен стереотип, что злокачественная опухоль – синоним слов «летальный исход», в жизни так много стресса, зачем об этом думать. С другой – именно осведомленность и разумный подход к здоровью могут спасти жизнь. Хватит прятать голову в песок: страх рождается от неизвестности.
Минус на плюс
Сегодня рак молочной железы (РМЖ) – самое распространенное женское онкозаболевание, и удерживает оно эту позицию уже не первый год. Но есть и плюсы: чем больше случаев, тем лучше изучена тема. Сейчас в вопросе РМЖ для врачей практически нет слепых зон: точные методы диагностики, тщательно выверенные и предсказуемые алгоритмы лечения, мегабайты статистических данных, хорошая информированность населения о необходимости проведения профилактических мер.
Давай немного разберем теорию. В международной системе классификации злокачественных опухолей молочной железы описаны пять стадий, включая нулевую. Чем выше «ступенька», тем больше вероятность метастазов и сложнее лечение. Нулевая стадия проще всего поддается терапии и в отличие от остальных полностью исключает метастазы. Самая опасная стадия – четвертая, при которой опухоль дает вторичные отсевы и начинает разрушать другие органы. Печень, легкие, головной мозг, кости – излюбленные места метастазирования рака молочной железы.
Современное диагностическое оборудование позволяет обнаружить любые стадии. «Сегодня женщины ответственнее подходят к своему здоровью, чем 20–25 лет назад, – отмечает доктор медицинских наук, хирург-онколог Азиз Закиряходжаев. – Интернет повысил уровень осведомленности. Самое большое число опухолей выявляют на ранних стадиях, в частности на нулевой, которая легко поддается лечению»
Возраст от 50–55 до 65–70 лет всегда считался самым опасным для РМЖ. Но, к сожалению, заболевание молодеет – в медицинской практике уже есть случаи, когда диагноз ставили даже 18-летним. Для сравнения: в конце 90-х годов прошлого века нижней отметкой был возраст 35–40 лет, и это считалось из ряда вон выходящим событием.
Кто виноват?
Урбанизация подарила нам много благ, но она же стала дополнительной нагрузкой для нашего организма. Сомнительное качество продуктов, малоподвижный образ жизни, лишний вес, бесконечные стрессы, вредные привычки увеличивают риск заболеваний. Радует, что большинство факторов риска – управляемые, то есть ты можешь на них влиять: завязать с фастфудом, начинать утро с легкого кардио и не засиживаться на работе.
Еще один возможный фон для развития РМЖ – нарушение репродуктивного потенциала женщин: поздний возраст рождения первого ребенка, отказ от кормления грудью. Также фактором риска является проведение ЭКО без предварительного осмотра и консультации онколога-маммолога и эндокринолога. А вот импланты в черный список не входят.
Мастопатия тоже в числе «подозреваемых»: по своей природе это доброкачественное новообразование, но в запущенных случаях наличие множественных кисти фиброаденом может стать толчком к развитию злокачественной опухоли. Узнать о наличии заболевания поможет УЗИ молочных желез в молодом возрасте и маммография после 40 лет.