Алена Хмельницкая: «У меня нет стопроцентного амплуа положительной героини»
Мои дамочки достаточно сложные и стервозные, и я их люблю. Они с характером. И Светлана из сериала «С холода» — объемный персонаж, не «черный» и не «белый»...
Алена, вы не просто одна из немногих российских актрис, снимавшихся для видео-сервиса Netflix, — сериал In from the Cold («С холода») с вашим участием на протяжении достаточно долгого времени по просмотрам был на втором месте в мире. Как попали в этот международный проект?
— Однажды позвонил мой агент: «Алена, есть возможность поучаствовать в кастинге сериала для Netflix. Нужны твои фотографии, ссылки на фильмы и сериалы, соцсети». Я все это отправила, и с Netflix прислали сцены для самопроб.
Если честно, на такое не очень рассчитывала. За границей достаточно много русскоязычных артистов, мне и в голову не приходило, что кому-то захочется пригласить исполнителей главных ролей из России. Но создатели сериала хотели, чтобы все было по-настоящему, аутентично.
— Мне кажется, у вас не совсем «аутентичная», в смысле — славянская внешность, скорее европейская...
— Но создателей сериала все устроило. Наверное, они искали в акт рисе на роль мамы главной героини, которую сыграла Маргарита Левиева, определенное сходство с «дочкой». И решили, что мы похожи. Маргарита, кстати, наша бывшая соотечественница. Родилась в Ленинграде, в одиннадцать лет вместе с семьей переехала в США.
— Большинство артистов ненавидит самопробы. Как вы к ним отнеслись?
— Самопробы артисты действительно недолюбливают, но в данном случае эта форма кастинга была оправданна. Одно дело, когда их просят сделать наши продюсеры и режиссеры, а в них нет необходимости, это просто игра какая-то. И другое, когда группу собирают в разных странах.
Честно сказать, помучилась. Прислали две сцены. Одну нужно было сыграть на русском языке, другую — на английском, и она оказалась достаточно драматичной, эмоциональной. А на чужом языке играть не очень удобно. Потом поняла — в таком случае материал нужно заучивать как стихи. Иначе если забудешь текст, не сможешь с легкостью заменить какие-то слова. Когда снималась, так и поступала: текст просто от зубов отскакивал и я спокойно занималась какими-то актерскими вещами.
С самопробами очень помогла старшая дочь Саша — дипломированный режиссер. Она меня снимала, следила за текстом и подавала реплики. Мы сделали много дублей, пока все не устроило. После чего я отправила видео с мыслью: «А теперь займусь своими делами...»
В то время готовилась подписать контракт с шоу «Танцы со звездами». Подготовка к съемкам шла полным ходом. Мне очень хотелось поучаствовать, я люблю танцевать. И проект интересный. Но тут пришло сообщение от продюсеров «С холода», что им мои пробы понравились, они во мне заинтересованы. Я задумалась. Участие в «Танцах...» намного реальнее, чем съемки в иностранном проекте. Что выбрать? Вроде мне сказали да, но до подписания договора еще далеко и чем все закончится, непонятно. И все-таки выбрала сериал.
Позвонила продюсеру «Танцев со звездами», все рассказала. Он меня понял. Мы давно знакомы. Надеюсь, когда-нибудь еще позовет!
— Когда же вас утвердили на роль?
— После достаточно долгих и непростых переговоров с участием моего агента. Надо было обсудить слишком много деталей и разобраться со своими антрепризными спектаклями: где-то существовал второй состав, а где-то пришлось искать мне замену.
В плане гонорара ни о каком торге не могло быть и речи. Да я и не выдвигала особых требований. Для меня это скорее имиджевый проект, на перспективу. Сейчас все спрашивают, сколько заплатили. Конечно, это не те деньги, которые получают западные звезды, но сумма больше, чем у нас, даже после уплаты налогов. Мы платили их там, где снимались, — в Испании. А в этой стране они достаточно высокие.
Началось все не очень удачно. Через неделю после моего приезда в Мадрид съемки остановили из-за вспышки ковида, и я вернулась обратно, не успев взять билеты младшей дочке Ксюше и ее няне, которые должны были находиться со мной. В то время ни у кого не было ни малейшего представления, на какой срок мы встали. Весной 2020-го никто не знал, как будет развиваться пандемия, сможем ли ездить по миру. Все просто зависло.
Продюсеры повели себя очень великодушно — перевели нам часть гонорара, хотя съемки еще даже не начались. Хотели удержать кастинг, чтобы никто не покинул проект. Хотя убегать было особенно некуда.
— После возвращения в Москву вы, как большинство артистов, сидели без работы и наслаждались жизнью?
— Да. Слава богу, наша семья живет за городом, поэтому все проходило не так напряженно, как у людей, сидевших в городских квартирах. Мы могли погулять в лесу, прокатиться на велосипедах. Это было главным развлечением.
— На карантине многие актрисы начали готовить...
— У нас стал готовить муж. И до сих пор не может остановиться. Он меня разбаловал, я вообще перестала подходить к плите. Саша удивляется. Отвечаю: «А нечего было развращать жену! Раз уж взялся — готовь!»
Он это делает суперкреативно и профессионально. В основном готовит азиатские блюда, всякие том-ямы, карри и прочее: то, что любит. В плове достиг совершенства! У нас есть все для готовки — и казан, и тандыр, и мангал.
— Когда же затишье сменилось съемками?
— Проект заново запустили в феврале 2021 года. Но перед этим я переболела ковидом. Сначала вирус подхватил муж, но я не заразилась, потом — моя старшая дочь, а меня опять пронесло. Когда же я возрадовалась и решила, что природный иммунитет будет спасать и дальше, ковид меня настиг. Причем в какой момент — на пятидесятилетний юбилей!
Болела довольно тяжело, сначала дома, потом в больнице, куда отправилась своим ходом. Испугалась. Сейчас мы уже больше знаем об этой болячке, понимаем, как себя вести. Тогда никто толком не представлял, что делать.
Меня эта напасть очень сильно подкосила в моральном плане. Из больницы я вышла с депрессией. Позже врачи установили, что вирус бьет по нервной системе. Очень многие люди долго не могут вернуться к нормальной жизни. И я это прошла — когда все раздражает и ничего не хочется, даже просыпаться. Поэтому известие о том, что нужно ехать сниматься, восприняла с ужасом. Какая Испания? Какой английский? Я по-русски еле разговаривала, очень медленно, мозги с трудом проворачивались. Но этот проект меня вылечил, вывел из депрессии. Работа стала лучшей реабилитацией из всех возможных. Я была очень сконцентрирована, собрана, и постепенно все как-то нормализовалось и прошло само собой. Ну и атмосфера весеннего Мадрида, конечно, этому способствовала, все вокруг цвело и радовало душу.
В этом городе я была давно и недолго. Потом ездила в Испанию в основном на морские курорты и открыла его для себя заново. Теперь сердце мое в Мадриде! Вот где настоящая Испания! А какие там музеи!
Мы занимали целую гостиницу, которую сняли специально для нашего проекта, и находились в таком «пузыре», в котором не было чужих. Три раза в неделю сдавали тесты на коронавирус. Продюсеры не могли допустить, чтобы кто-то заболел, поэтому просили особо не тусоваться в людных местах. Если уж посещать рестораны, то сидеть не внутри, а на открытых верандах. Что мы и делали с удовольствием.
— Вы были с Ксюшей?
— Да. Она учила испанский с преподавателем, один на один, каждый день. И дистанционно занималась в московской школе. Когда я была на съемках, за ней присматривала няня.
— Ксюше понравилось в Испании?
— Очень! Часто говорит: «Хочу в Мадрид! Хочу к королевскому замку!» Мы совершали ежедневный моцион в этом направлении. Я купила Ксюше самокат, она очень уставала на пеших прогулках и изводила нас с няней своим нытьем. На самокате дело пошло веселее. Когда выдавался свободный вечер, мы обязательно отправлялись на променад.
— С кем-то подружились из группы?
— В основном я общалась со Стасей Милославской, игравшей мою дочь в девяностые. Ну и с Маргаритой Левиевой, просто она была очень занята, ведь снималась практически в каждом кадре. А так у нас был ритуал: каждую субботу на крышу отеля приглашали диджея и устраивали танцы. Эти вечеринки очень объединяли группу и давали возможность пообщаться даже с теми людьми, с которыми ты не пересекался на площадке.
— В некоторых эпизодах вы в седом парике и пластическом гриме. Наверное, неприятно, когда лицо превращают в маску? И вредно для кожи?
— Грим был необходим, потому что свою героиню я играла в двух временных пластах — в 1994 году и в наше время. В современности была старше себя лет на двадцать с лишним. Но сейчас используют щадящие составы, и не было такого, чтобы я прямо мучилась. Зачастую вообще забывала о гриме. Делается он так: лицо намазывают жидким латексом, похожим на бесцветный лак, и сушат феном. Латекс стягивает кожу, и все морщинки и складки проявляются на лице. Это так интересно!
— Да ладно!
— Правда. Мне пластический грим очень понравился. Сейчас так редко предлагают измениться по-актерски! Разве что в костюмных исторических проектах.
— А как вам работалось с западными режиссерами? Их ведь было четыре?