Советская романтика: речные трамвайчики на Москве-реке
В 2022 году в столице возрождают речные трамваи. Вспоминаем их историю, начавшуюся 99 лет назад.
Есть в городском водном транспорте что-то невыразимо трогательное. Казалось бы, старая посудина, ну чем тут восхищаться? Ан нет, стоит прокатиться на речном трамвайчике с девушкой — и что-то между вами появляется. Наверное, из-за подсознательных ассоциаций с фильмом «Титаник». А может, тут дело в ностальгии? Именно в том, что эти теплоходы старые, покрыты многими слоями краски, ходят медленно, звук издают трогательный — дык-дык-дык-дык, пахнут солярочным выхлопом, как и во времена нашего детства.
Почему «трамвайчик»?
Не знаем, как у тебя, а у нас давно назрел вопрос: откуда взялось это уменьшительно-ласкательное слово «трамвайчик»? Вообще-то эти суда в два раза длиннее трамвайного вагона, и пассажиров они берут на борт не меньше. Скорее уж трамваище. Но, похоже, дело в языковой традиции. В качестве общественного транспорта катера начали использовать в России еще до революции. Занималось этим Финляндское общество легкого речного пароходства, поэтому их суда звали «финляндчиками». Видимо, с тех пор суффикс «-чик» к речным трамваям и прицепился.
В столице речные трамваи появились в 1923 году, а к 1933-му на линии Московского пригородного пароходства работало уже 70 судов. Сначала катера были разношерстными, а потом столичный флот унифицировали. Еще в 1930-м советские конструкторы разработали теплоход специально для городских и пригородных перевозок. Он был сравнительно небольшим, чтобы свободно маневрировать, осадку имел мелкую и потому мог приставать к берегу там, где не было причальных приспособлений. Руль и винты конструкторы убрали в тоннель под кормой, чтобы они не страдали от ударов о дно или затонувшие бревна.
Основные технические характеристики первого советского речного трамвая:
- Длина: 21,3 м
- Ширина: 4,5 м
- Осадка в грузу: 0,7 м
- Двигатель: дизельный, 50 л.с.
- Емкость топливного бака: 250 л
- Максимальная скорость; 14 км/ч
- Число сидячих мест: 119
- Общая пассажировместимость: 140 чел.
- Экипаж: 2 чел.
Корпуса сначала планировали делать деревянными или композитными, но в итоге остановились все же на металлических, сварных или клепаных.