Гараж особого назначения: мужское убежище или культурный миф?
Гараж — это особая зона, которая из помещения для автомобиля превратилась в мужскую пещеру. Как трансформировался гараж и какие тайны скрывались за его тяжелыми дверями?
В наши дни гараж — явление ностальгическое. Большинство водителей пользуются бездушными парковками, на которых можно разве что погреться. В то время как гараж позволяет своему владельцу пережить полный спектр эмоций: расслабиться, снизить контроль и быть самим собой. Мужчинам, которых с детства учат быть сильными и храбрыми в любой ситуации, гараж заменяет и кабинет психотерапевта, и пивной бар, и музыкальный салон. «Для нас главное люди, а не машины, естественно», — говорят герои советского фильма «Гараж» (Эльдар Рязанов, 1979 г.). И для самого владельца гаража важны не стены, а те возможности, которые они открывают.
Первый гараж появился в Российской империи во время правления Николая II. Князь Орлов купил во Франции четыре автомобиля марки Mercedes, под которые и построили гараж в Царском селе, резиденции императора.
Тогда это было огромное двухэтажное помещение, где на первом этаже размещались боксы для автомобилей и мастерские, а на втором — жили служащие гаража.
Обслуживали машины так же щепетильно, как саму царскую семью, а гараж, скорее, напоминал музей.
Все изменилось после Февральской революции 1917 года
Все имущество отреченного императора, в том числе многочисленные автомобили и гаражи, перешло в распоряжение Временного правительства. И Собственный Его Императорского Величества гараж стал называться более брутально «Автомобильная база Временного правительства». Тогда в гаражах появились первые ремонтные мастерские и специфичный гаражный запах.
Во времена большевиков появился и Гараж особого назначения, в котором располагались бронированные машины для пользования Лениным, а позже Сталиным. Тогда гараж был таинственным и пугающим: тяжелые серые двери, доступ за которые имели только избранные.