«Формула-1» бьет рекорды: почему команды серии дорожают на сотни процентов в год
С тех пор, как в 2021 году чемпионат «Формулы-1» резко ограничил расходы конструкторов, оценки стоимости команд стремительно растут: теперь Ferrari стоит $3,9 млрд, а Mercedes почти не отстает
В 2021 году швейцарская мотоспортивная компания Sauber готовилась продать мажоритарный пакет в своей команде Alfa Romeo Racing, выступающей в чемпионате «Формулы-1». В роли покупателя выступала американская компания Andretti Autosport, сделка оценивалась примерно в $350 млн — об этом рассказали Forbes два источника, знакомые с ходом переговоров. Когда сделка сорвалась, Sauber обратилась к Audi и в январе продала миноритарный пакет при оценке около $650 млн: всего за 15 месяцев стоимость команды выросла вдвое, причем с учетом выплат после сделки эта сумма еще увеличится дополнительно.
Сегодня даже та финальная цена кажется очень выгодной. Сейчас Forbes оценивает Alfa Romeo Racing в $900 млн, основываясь на том, что за 2023 год выручка может составить $210 млн.
Похожая история произошла с Alpine, чей владелец, Renault, в прошлом месяце объявил, что продал долю 24% группе, которую возглавляют RedBird Capital Partners и Otro Capital. В рамках сделки команда была оценена чуть выше $900 млн. Как сообщают источники, знакомые с ходом переговоров, условия договора были зафиксированы восемь месяцев назад, и Forbes полагает, что сейчас команда могла бы стоить $1,4 млрд.
По оценкам Forbes, в среднем каждая из десяти команд «Формулы-1» стоит $1,88 млрд, что означает невероятный рост на 276% с 2019 года, когда Forbes проводил оценку команд в прошлый раз (на основе данных о выручке за 2018 год) и средний показатель составлял $500 млн. Ferrari снова лидирует с оценкой в $3,9 млрд (прирост на 189% с 2019 года), а Mercedes почти не уступает при оценке в $3,8 млрд (прирост на 274%).
Этот рост вызван в основном тем, что в 2021 году «Формула-1» ввела лимит на расходы, который ограничивает траты команд: в 2023 году планка была установлена на $135 млн (без учета некоторых расходов, таких как моторы и зарплаты пилотов, а также поправки на инфляцию). Изменения в правилах, а также популярность сериала Formula 1: Drive to Survive, выпущенного Netflix, и новое расписание гонок (в календарь были добавлены этапы в США – сперва Гран-при Майами, а позже еще Гран-при в Лас-Вегасе) помогли поднять интерес к виду спорта, чья телевизионная