Как страшно жить
Наш век стал эпохой постоянной тревожности. Происходящее в мире пугает не на шутку. И все же есть мнение, что именно смех — лучшее противоядие от страха. Мы попросили тех, кто сделал юмор своей профессией, дать рецепт этого лекарства под строгим контролем врача.
По данным опроса совершеннолетних россиян, проведенного компанией “Росгосстрах”, более 40% респондентов рассказали о своих навязчивых мыслях, страхах и фобиях. При этом около половины опрошенных справились с проблемой. Men Today поговорил с комиками шоу StandUp на ТНТ Артемом Винокуром, Тимуром Хамадуллиным, Вадимом Постильным и Денисом Гвоздёвым об их главных страхах и методах борьбы с ними.
Работа юмориста специфична. Нередко со сцены они шутят о самом личном, в том числе о психологических проблемах. Страхи становились темой монологов Алексея Щербакова, Павла Дедищева, Артема Винокура, Камиля Зулфугарова, Дениса Гвоздёва, Тимура Хамадуллина и многих других.
Так, Азамат Мусагалиев в интервью шоу “Предельник” рассказал о постоянной тревоге за жизнь, которую только усугубляет его бурная фантазия, а также о не обычном методе борьбы со своими страхами — игре на гитаре. Леша Щербаков со сцены StandUp на ТНТ шутил о первобытном ужасе перед собакой, которая гналась за ним в детстве. Паша Дедищев делился историей о том, как он работал на кладбище и как ему было жутко от этого места.
Страхи разнообразны и многочисленны — и далеко не всегда становятся фобиями. Чем отличаются два этих, очень близких на первый взгляд, понятия, объясняет практикующий психолог Татьяна Гудкова: “Страх — это древняя базовая эмоция, которая возникает при встрече с угрозой для жизни. Это необходимое чувство, и при правильном протекании он полезен: человек становится осторожнее и внимательнее”. В то же время фобия — это затянувшееся состояние. Она появляется, когда мозг запомнил что-либо (например, ситуацию или объект), связав с эмоцией страха. При повторном столкновении с тем, что испугало когда-то, человек будет испытывать патологическую иррациональную реакцию, протекающую бессознательно. Неконтролируемый страх. Всё это может привести к паническим атакам.
“Причины появления фобии могут быть разными: генетические (повышенный тревожный фон матери), социальные (детская травма или сильный испуг), навязанные другими людьми, биологические, собственные активные фантазии”, — рассказывает Татьяна Гудкова.
Можно сказать, что фобия — это непроработанный испытанный в прошлом страх. Далеко не всё из того, что однажды нас испугало, становится фобией, потому что какой-то опыт был проработан или просто не так значителен.
Тимур Хамадуллин
Я человек творческий, поэтому чаще всего боюсь, что мне не хватит времени, сил и ресурсов на все то, что я задумал. Хочу как можно больше выступать, писать материал, участвовать в различных проектах, но не всегда получается по разным причинам. И это меня расстраивает.
Если же говорить обо мне не как о творческой единице, а как о человеке, то мне в первую очередь страшно терять близких — в прошлом году я столкнулся с этим дважды. Ужасно осознавать, как быстротечно время.
Думаю, мои страхи нельзя назвать фобиями, поскольку они не мешают мне жить. По крайней мере, я могу справиться с ними самостоятельно. Я ни разу не был у психотерапевта и не знаю, пойду ли к нему когда-либо. Пока такого желания нет — я “классический обыватель”, который боится этого (к слову, о страхах!).
Парадокс в том, что говорить о личном со сцены для сотни незнакомцев мне легче, чем наедине единственному собеседнику. Видимо, дело в шутках: я могу как будто прикрыться смехом. Стендап — это вообще про личное. Если тебя тема трогает и задевает, то и зрителю будет интересно.
И все же пока я могу говорить не обо всем. Например, у меня нет материала о том, что умер отец. Думаю, я напишу об этом монолог, но пока не готов. Юмор точно помогает справляться с разными переживаниями: ты проживаешь, проговариваешь эти моменты, и тебе становится легче. Похоже на некое освобождение, когда ты со сцены озвучиваешь проблемы. Но важно понимать, что главное в этом — смех. Просто жаловаться — это не стендап. Нужно помнить о зрителе: он должен смеяться. В юмористических монологах ради этого мы иногда преувеличиваем детали, ситуации, эмоции. Например, я боюсь летать и написал монолог об этом. Но боюсь не до истерик — не даю страху победить. Не было такого, чтобы это чувство брало верх и я сдавал билет.