Выращивание экосистем
Бизнес в интернете растет за счет слияний и поглощений, в том числе и с компаниями из офлайна.
В последние полтора года крупнейшие игроки российского интернета активно скупают молодых и, возможно, перспективных конкурентов, а также заключают партнерства с другими гигантами в попытке получить конкурентное преимущество. «Российские компании, которым не удалось построить большую историю за рубежом, сконцентрировались на расширении нишевых бизнесов в России, чтобы успеть захватить долю на новых рынках внутри страны», — говорит старший инвестиционный менеджер фонда Runa Capital Константин Виноградов. Партнер KPMG Еркожа Акылбек отмечает, что тенденцию к консолидации можно проследить на примере агрегаторов такси, сервисов по доставке еды и электронной коммерции.
Бесспорный лидер Рунета «Яндекс» продолжает чудесное превращение из поисковика в могущественную цифровую многопрофильную империю, или, как сейчас принято говорить, экосистему. Главной сделкой 2017 года стало планируемое объединение «Яндекс. Такси» и Uber, анонсированное в середине июля. Операторы онлайн-такси создадут совместную компанию, которая будет работать в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Инвестиции в проект составят $325 млн: $100 млн предоставит «Яндекс», $225 млн — Uber. При этом «Яндекс» получит в капитале объединенной компании контрольный пакет — 59,3%. В первой половине 2019 года «Яндекс» собирается провести в США IPO этой компании.
Другая громкая коллаборация, на сей раз в сфере электронной коммерции, — совместное предприятие «Яндекса» со Сбербанком на базе агрегатора товаров и услуг «Яндекс.Маркет». О сделке стороны договорились летом 2017 года и могут закрыть ее в первой половине 2018 года: Сбербанк купит акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд рублей. «Яндексу» в совместном проекте будет принадлежать доля в таком же размере.
Не был обойден вниманием и набирающий популярность фудтех. В ноябре 2017 года подразделение «Яндекс.Такси» приобрело второй по величине после Delivery Club сервис доставки еды из ресторанов Foodfox. Сумма сделки, по оценкам, составила 500 млн рублей. В январе «Яндекс» объявил о создании на базе сервисов FoodFox и UberEats новой дочерней компании — «Яндекс.Еда», которая намерена стать ключевым игроком на рынке фудтеха в России. Ставка оправданна: по данным исследования РБК, посещаемость ресторанов снизилась в 2017 году на 7%, тогда как популярность сервисов по заказу еды выросла на 17%. Вечный конкурент «Яндекса» Mail.ru Group развивает собственный фудтех-гигант на базе приобретенного в ноябре 2016 года сервиса Delivery Club, за который она выложила рекордные $100 млн, и купленного в мае 2017 года приложения ZakaZaka ($18 млн). В 2018 году Mail.ru Group успела засветиться в новости о покупке киберспортивного холдинга ESForce за $100 млн. Все эти сделки положительно повлияли на настроение инвесторов: с начала 2017 года по 25 января 2018 года капитализация «Яндекса» и Mail. ru Group выросла на 64% (до $12,38 млрд) и 80% (до $6,86 млрд) соответственно.
Консолидация работает и в обратную сторону: игроки из офлайна поглощают интернет-компании. Ведь границы между бизнесом в сети и в офлайне становятся все более размытыми. В августе 2017 года сеть магазинов детских товаров «Дочки-сыночки» купила онлайн-ретейлера Esky. Интернет-магазин Esky, по данным Data Insight, был третьим по величине онлайн-продавцом детских товаров в 2016 году с оборотом 1,82 млрд рублей. А у компании «Дочки-сыночки» большая часть продаж приходится на офлайн-точки — выручка компании в интернете в 2016 году составила лишь 1,8 млрд рублей при общем обороте 18,6 млрд. Благодаря покупке Esky сеть «Дочки-сыночки» может стать крупнейшим детским онлайн-магазином. Наращивает свое присутствие в сети и Сбербанк, который, помимо сотрудничества с «Яндексом», в ноябре 2016-го инвестировал $100 млн в израильский такси-сервис Gett, а в мае 2017-го — до 1 млрд рублей в медицинскую онлайн-платформу Docdoc.
Мобильный оператор «Мегафон» в конце 2017 года приобрел контрольный пакет акций Mail.ru Group за $740 млн. Еркожа Акылбек из KPMG считает эту сделку знаковой: «Она явилась дополнительным подтверждением того, что цифровизация меняет стратегии компаний. «Мегафон», классический телеком-оператор, двинулся в нишу интернета, потому что туда идут его клиенты».
В будущем тенденция к консолидации будет только усиливаться. «Многие компании, которые сейчас активно наращивают выручку в онлайне, через несколько лет вполне можно будет отнести к крупным игрокам Рунета. Например, тот же Тинькофф Банк», — говорит Константин Виноградов. Директор по развитию экосистемы «Сколково — Венчурные инвестиции» Станислав Колесниченко ожидает высокую активность в сфере электронной коммерции, ведь уже сейчас в рейтинге крупнейших компаний Рунета превалируют игроки рынка e-commerce. «Следующими кандидатами на слияния/ поглощения или IPO могут стать компании из электронной коммерции. Но, к сожалению, низкая ликвидность российского рынка, его закрытость для иностранного капитала не позволяют игрокам рассчитывать на хорошие мультипликаторы», — подчеркивает эксперт.
На фоне укрупнения отрасли кто-то из игроков-старожилов может сойти с дистанции, а дерзкие новички — наоборот, показать стремительный рост капитализации. В этом году из рейтинга Forbes выбыли онлайн-ретейлеры «Юлмарт» и Exist. Первый приостановил работу в некоторых регионах и сейчас переоформляет бизнес на другие юрлица, второй находится в стадии ликвидации. В обоих случаях этим событиям предшествовали корпоративные конфликты. Вместе с тем в рейтинг ворвались сервис онлайн-бронирования Biletix, интернет-магазин «ОнлайнТрейд.Ру» и образовательная платформа SkyEng. Собеседник Forbes в крупном венчурном фонде считает, что через год рейтинг пополнится еще одним образовательным сервисом — «Дневник.Ру», который сумеет преодолеть отметку $100 млн.
Станислав Колесниченко отмечает, что ряд игроков IT-отрасли имеют все шансы выйти и на публичный рынок в ближайший год. В качестве примера он назвал российских поставщиков IT-решений Softline, ГК «АйТи» и Maykor: «Тренд на укрупнение бизнеса и роста вертикалей в IT-отрасли будет только усиливаться».
Как мы считали
Данные по выручке предоставлены самими компаниями. В иных случаях приводится оценка, полученная путем опроса участников рынка и аналитиков. Мы брали компании, изначально делавшие ставку на бизнес в интернете (в структуре их выручки на онлайн приходится более половины), созданные в России либо оперирующие в основном на российском рынке. В рейтинге нет оценок объема российского бизнеса зарубежных игроков, а также компаний, преимущественно работающих в офлайне. Нет в нем и компаний из быстрорастущей сферы финтеха и игровой индустрии, бизнес-модель которых сильно отличает их от участников рейтинга. Капитализация публичных компаний приведена по данным биржи на 25 января 2018 года. Все прочие цифры по стоимости — экспертная оценка Forbes. Реальную стоимость той или иной компании определяет договоренность между продавцом и покупателем. Для каждой компании оценки стоимости рассчитаны по мультипликаторам аналогов, сделкам, оценкам венчурных капиталистов. Благодарим за консультации экспертов «Сколково – Венчурные инвестиции», ФРИИ, АКИТ, Runa Capital, Almaz Capital и KPMG.