Как MR Group зарабатывает миллиарды

ForbesБизнес

Всем миром

MR Group не тратит деньги на покупку дефицитных участков московской земли и зарабатывает миллиарды, договариваясь с их владельцами.

Текст Дмитрий Яковенко, Рузана Малина, Мария Абакумова

Двадцать девятого мая 2009 года 10 бетономешалок перегородили небольшую улицу 8 Марта на севере столицы. Девелопер MR Group проводил церемонию заливки первого куба бетона в основание бизнес-центра «Трио» — будто и не было кризиса и череды остановок строек. Как в тучные докризисные времена, на площадке собралось много народу: строители, брокеры, чиновники, журналисты — всех угощали, гостям раздавали строительные каски. Энергичный и улыбчивый Роман Тимохин, акционер и гендиректор MR Group, казался одним из самых молодых участников встречи. Его партнер Виктор Лабуздко был окружен людьми более солидного возраста. «У Лабуздко есть друзья, у которых есть деньги», — говорили про него знакомые. В какой-то момент бетононасос не выдержал и заглох, но его быстро прочистили. Бизнес-центр «Трио» был построен в 2011 году. В 2020 и 2021 годах компания вошла в рейтинг крупнейших застройщиков Forbes.

К тому времени, когда состоялась эта церемония, MR Group уже построила несколько небольших бизнес-центров в Москве. В отличие от других девелоперов вроде турецкой Enka компания не оставляла построенные здания у себя в собственности, чтобы получать гарантированный доход от аренды. Площади в офисах MR Group распродавала по частям. Консультанты морщились и говорили о рисках, которые несет отсутствие у здания одного собственника. Но зато компания Тимохина и Лабуздко быстро получала возврат от вложенных средств.

Бизнес-центр «Трио» — примета времени. Когда после 2008 года инвестиционные деньги ушли с рынка коммерческой недвижимости, Тимохин и Лабуздко не стали останавливать проект. Они, как обычно, нашли соинвесторов, правда, ими стали подрядчики строительства, один из крупнейших — малоизвестный «Офисстрой», его владельцы тоже встречали гостей на строительной площадке. Увязать между собой интересы многих участников сложных процессов — одно из редких умений на рынке девелопмента.

По данным «Коммерсанта», начинал Тимохин как оптовый торговец парфюмерией и косметикой. Источник Forbes на девелоперском рынке описывает его как человека, который занимался тем же, чем девелоперы из списка Forbes Сергей Гордеев и Александр Клячин, — превращал промышленные предприятия в офисные комплексы, но в меньшем масштабе. Так или иначе, Тимохин никогда не пытался оставить себе все квадратные метры и щедро делился с партнерами.

За 18 лет MR Group построила более 3 млн кв. м жилой и коммерческой недвижимости

Правильный подход

Собеседники Forbes называют Романа Тимохина крайне активным и договороспособным человеком, а стремительный рост его бизнеса связывают с умением строить партнерства. По словам одного из игроков на рынке недвижимости, изначально привлечением финансовых партнеров для MR Group занимался Виктор Лабуздко. «Коммерсантъ» в 2017 году писал, что Лабуздко сумел найти нескольких партнеров из числа бывших топ-менеджеров дочерних структур «Газпрома».

С газовой монополией был связан как минимум один партнер Тимохина и Лабуздко — Анатолий Козерук, в 1990-х занимавшийся авиаперевозками, а в начале 2000-х ставший советником генерального директора в компании «Газпром инвест Юг». Его начальником был Андрей Гончаренко, сейчас более известный как владелец элитной недвижимости в Лондоне. А Козерук, как писал проект «Важные истории» (признан организацией — иностранным агентом) со ссылкой на люксембургский корпоративный реестр, в 2008–2009 годах инвестировал в недвижимость в Париже и на французских курортах, ее стоимость на момент покупки составляла минимум €33 млн.

В России Козерук активно занимался девелопментом. В 2006–2008 годах его компания BVT инвестировала в бизнес-центр «Даниловский форт», который строила MR Group. В 2013 году Козерук покинул структуры «Газпрома» и вошел в совет директоров MR Group, которая тогда же в партнерстве с ним построила еще несколько бизнес-центров — «Лотос» и «Савеловский Сити». Отношения сохранились и после — в 2018–2020 годах Козерук руководил подрядчиком ГВСУ «Центр», среди акционеров которого миллиардер Борис Ротенберг. Для MR Group ГВСУ «Центр» строит микрорайон «Эко Видное» за МКАД.

В 2015 году у Тимохина и Лабуздко появился партнер с громким именем — девелопер Coalco миллиардера Василия Анисимова передал в управление MR Group три проекта жилой застройки: «Пресня Сити», «Царская площадь» и «Басманный, 5». MR Group выступила в этих проектах как fee-девелопер — отвечала за концепцию, строительство, маркетинг и продажи в обмен на долю от прибыли. Для компании это был не первый опыт жилого строительства. Как fee-девелопер, она работала по проекту «Воробьев дом» на земле, принадлежавшей группе «Зенит». С банком «Зенит» также возводились многофункциональные комплексы «Водный» и «Фили Град». В 2016 году Анисимов в разгар строительства продал 90% во всех трех проектах общей площадью более 500 000 кв. м структуре банка ВТБ. Руководитель аналитического центра ЦИАН Алексей Попов называет опыт работы MR Group с Coalco успешным: «Это были хорошие площадки с изначально высоким потенциалом, на которых удалось удержаться от соблазна выводить лоты по ценам ниже рынка, несмотря на то, что ЖК стартовали в посткризисный период середины 2010-х.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Самосбывающееся проклятие Самосбывающееся проклятие

Cлухи о конце эпохи низкой инфляции в США сильно преувеличены

Forbes
Есть, чтобы жить Есть, чтобы жить

Люди в три раза меньше болели бы раком, если бы только правильно питались

Лиза
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану» Range Rover Classic от Vinile – рестомод, сделанный «по фану»

Vinile «переосмысляет» подход к восстановлению классических внедорожников

4x4 Club
Список надежды Список надежды

Forbes представляет третий российский рейтинг молодых и перспективных до 30 лет

Forbes
Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики Как выбрать мойку высокого давления: основные характеристики

Список критериев, по которым стоит выбирать мойку высокого давления

CHIP
Упущенные возможности Упущенные возможности

Почему отсутствие инвестиционного риска стало новым главным риском

Forbes
5 лучших ролей Криспина Гловера 5 лучших ролей Криспина Гловера

4 фильма, где сыграл замечательный актер Криспин Гловер. Смотрим и вспоминаем!

Maxim
Кабинет для фрилансера Кабинет для фрилансера

Юрист из Харькова зарабатывает на автоматизации работы с внештатниками

Forbes
Владимир Груздев: Предприниматель — профессия повышенного риска Владимир Груздев: Предприниматель — профессия повышенного риска

Предприниматель Владимир Груздев — о правах, правосудии и вызовах цифровой эпохи

Ведомости
Зеленый конвейер Зеленый конвейер

Основатель производителя электрокаров Arrival возглавил рейтинг Forbes

Forbes
6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить 6 причин, по которым простыни становятся серыми, и способы это исправить

Как предотвратить изменение цвета простыней

VOICE
Испытание углем Испытание углем

Как наследники Дмитрия Босова борются за его угольную империю

Forbes
Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века» Пленка и рынок: отрывок из книги «Царапины и глитчи. О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Эссе из сборника «О сохранении и демонстрации кино в начале XXI века»

Правила жизни
Что значит «цифра» Что значит «цифра»

Какими проблемами чреват тот словарь, который мы используем в Интернете

Forbes
Что такое биполярное аффективное расстройство и как живут люди с таким диагнозом Что такое биполярное аффективное расстройство и как живут люди с таким диагнозом

Что такое БАР, действительно ли он распространен или стал искусственным трендом?

Forbes
Дресс-код доступа Дресс-код доступа

Как теперь понять, по какой «одежке» встречают в приличном обществе

Forbes
Семь бед — одно вранье Семь бед — одно вранье

Почему барон Мюнхгаузен нужен во все эпохи

Weekend
О птицах и людях О птицах и людях

Что делать, если животные отказываются жить по правилам, введенным человеком

Forbes
Исследование показало, что экспрессия приводит к лучшей поддержке от партнера Исследование показало, что экспрессия приводит к лучшей поддержке от партнера

Как способ выражения эмоций влияет на поддержку от романтических партнеров

Inc.
Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает Дорогой льдов: что такое Северный морской путь и зачем Россия его развивает

Какую роль Севморпуть играет в экономике России и какие перспективы его ждут

ФедералПресс
Fix Price для кофе Fix Price для кофе

Как бывший топ-менеджер открыл сеть кофеен с фиксированными ценами

Forbes
Открывая космос Открывая космос

Путеводитель женщины-астронавта по миру миссий, чудес и перемен в космосе

kiozk originals
Дорогое наследство Дорогое наследство

Почему держать на своем счету американские бумаги — худшее из возможных решений

Forbes
Режьте на здоровье: как выбрать правильный секатор для сада Режьте на здоровье: как выбрать правильный секатор для сада

Как выбрать механический секатор, чтобы меньше вреда растениям

ТехИнсайдер
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги Почему ИИ не знает, что у кошки четыре ноги

Специалист в области разработки ПО — о том, для чего нам нужен и не нужен ИИ

Монокль
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
Бум цифрового мошенничества в России: кто такие «инфоцыгане»? Бум цифрового мошенничества в России: кто такие «инфоцыгане»?

Как возник феномен «курсов из ничего» и что с ним происходит?

VC.RU
Открыть в приложении