Улететь от неприятностей
Как синицы научились открывать молочные бутылки и зачем падальщику минные поля
I
Издательство «Альпина нон-фикшн» продолжает прививать отечественному читателю вкус к научпопу. На Западе не самые на первый взгляд очевидные сюжеты вызывают восторги и становятся книгами года по версии The New York Times. Теперь и у нас есть возможность познакомиться с одним из таких примеров.
За последние два десятилетия ученые пристальнее присмотрелись к птицам, и со всего мира потекли сведения о птахах, способных к умственным подвигам, сравнимым с теми, что под силу лишь приматам. Есть, например, птица, создающая красочные узоры из ягод, кусочков стекла и цветов, чтобы привлечь самок, а другой вид скрывает до 33 000 семян, разбросав их на десятки квадратных километров, и помнит, где они спрятаны. Существует вид, решающий классическую головоломку почти с такой же скоростью, что и пятилетний ребенок, а другой является экспертом по взлому замков. Обнаружились птицы, умеющие совершать простые вычисления, делать орудия труда, двигаться в такт музыке, постигать основные принципы физики, помнить прошлое и планировать будущее.
А еще они быстро учатся и распространяют знание: синичка с обложки выполняет трюк по открыванию молочной бутылки. Синицы научились этому в 1921-м в одном из уголков Англии, а к 1949-му занимались этим уже по всей стране. По падальщикам в Зимбабве можно определять, где остались минные поля. Нет, они ждут не людей, а антилоп, которых мины подают уже «готовыми к употреблению». Вообще полет — универсальное решение всех жизненных проблем. Поэтому птицы, которые не мигрируют,как правило, умнее летунов. С другой стороны, на полет уходит в 10–30 раз больше