Mail.ru Group намерена заработать миллиард с новым сервисом онлайн-объявлений

ForbesБизнес

Новая игрушка

Mail.ru Group, доход которой всегда приносили реклама и игры, намерена в 2018 году заработать первый миллиард рублей с новым сервисом онлайн-объявлений «Юла»

До создания «Юлы» Егор Абрамец работал в «Яндексе», «Газпром Медиа» и во «ВКонтакте»

В мае 2015 года менеджеру социальной сети «ВКонтакте» Егору Абрамцу позвонили из офиса Mail.ru Group. На том конце провода был гендиректор социальной сети Борис Добродеев. Своему подчиненному, который неплохо справлялся с внедрением мобильной и видеорекламы в соцсети, он дал задание: быстро исследовать рынок классифайдов — досок онлайн-объявлений.

На тот момент самой известной площадкой в России был интернет-сервис Avito. «На европейских рынках, где исторически всегда был один лишь сильный игрок, начали появляться молодые конкуренты с прицелом на мобильный сегмент», — объясняет свою логику Добродеев, позже возглавивший Mail.ru Group. Так появилась идея «Юлы».

На реализацию нового проекта он дал Абрамцу два месяца. Запуск состоялся осенью 2015 года, но еще год в компании скрывали, что проект принадлежит Mail.ru Group. Сегодня сервисом пользуется более 27,2 млн продавцов и покупателей, а к концу 2018-го компания планирует заработать более 1 млрд рублей выручки. Как сложится судьба нового проекта Mail.ru Group?

Русский Еbay

Стремление торговать в интернете у Mail.ru Group было всегда, а точнее, с того момента, как в начале 2000-х миллиардер Юрий Мильнер (№31 в рейтинге Forbes, $3,7 млрд) стал совладельцем самого известного почтового сервиса. За год до этого ему на глаза попался обзор аналитиков Morgan Stanley о перспективах бизнеса в интернете. Вместе с партнерами Мильнер решил открывать в Рунете аналоги успешных западных проектов. Одним из них стала копия интернет-аукциона eBay — сайт «Молоток.ру», «где продается и покупается абсолютно все». У истоков стояли Дмитрий Гришин, который руководил там разработкой, и Артемий Лебедев, создавший для сайта первый логотип.

Русский аукцион быстро взлетел, собрав за полгода аудиторию 80 000 человек, и долгое время оставался чуть ли не единственным игроком в этом сегменте. Сначала сайт был бесплатным для продавцов, позже появилась комиссия за сделки, но больших денег это не приносило. «Акционеры группы никогда не смотрели на «Молоток.ру» как на существенный источник дохода, хотя бизнес и не был убыточным», — рассказывает один из бывших топ-менеджеров аукциона. В 2007 году Mail.ru Group продала 30% сервиса британской QXL Ricardo. Через год фактический контроль над проектом, по словам источника, близкого к сделке, перешел к южноафриканскому холдингу Naspers Limited, который до этого купил лидера польского рынка электронной коммерции Allegro PL за $1,2 млрд и обладал внушительной экспертизой.

Источник Forbes, знакомый с деталями сделки, утверждает, что решение о передаче контроля над «Молотком.ру» принимали инвесторы фонда DST Global Advisors (образован в 2005 году Юрием Мильнером, Григорием Фингером, Михаилом Винчелем, среди миноритариев был и Дмитрий Гришин), куда вошли активы Mail.ru. В это время их фокус сместился в сторону платежных систем, онлайн-игр и соцсетей. «Молоток.ру» и вовсе стал для компании «черным лебедем» — проектом с непредсказуемым результатом, — вспоминает источник внутри компании, — хотя за проект болел лично Гришин, возглавивший к тому времени Mail.ru Group».

Российский рынок начала 2000-х действительно выглядел привлекательно. Пожалуй, кроме сайта объявлений «Из рук в руки» (IRR.ru), созданного в 1999 году вслед за печатной версией, сильных игроков в стране не было. Это для себя отметил предприниматель из Швеции, в будущем сооснователь Avito Йонас Нордландер, который приехал тогда в Россию. Его не напугало даже то, что в России на тот момент интернетом пользовалось не более 25% населения. Осенью 2007 года вместе с партнером он запустил онлайн-доску объявлений, вложив $190 млн.

Через несколько лет Avito стал лидером по размеру аудитории — 16,5 млн пользователей в месяц, и группа Naspers купила 18,7% сервиса и объединила его с двумя другими крупными игроками — Slando.ru и OLX.ru (10,9 млн и 4 млн соответственно). А вот к «Молотку.ру» интерес инвесторов заметно поубавился. Если выручка Avito с 2011 по 2014 год выросла в 70 раз, то проект Mail.ru Group после 2012 года, наоборот, практически не развивался, хотя попытки улучшить сервис предпринимались. «Было несколько сценариев: ориентация на узкую аудиторию коллекционеров, повышение комиссии до 15% или переформатирование в классифайд», — вспоминает бывший сотрудник «Молоток. ру». Впрочем, пользователи продолжали жаловаться, что «из мощного аукциона сайт превратился в местечковую барахолку».

В это время Avito предлагал бесплатное размещение объявлений и вкладывался в мощную рекламную кампанию (в 2011 году расходы оценивали примерно в 240 млн рублей). «В глазах инвесторов два проекта боролись за одну и ту же аудиторию. С точки зрения маркетинговых бюджетов это было неразумно», — говорит экс-менеджер «Молоток.ру». В августе 2015 года «русский eBay» окончательно закрылся, а спустя два месяца Naspers выкупила контрольный пакет акций Avito, нарастив свою долю до 67,5%.

Отголоски дефицита

Первую доску объявлений в онлайне придумал американский программист Крейг Ньюмарк в 1995 году. Поначалу сервисом Craigslist.org пользовались для поиска работы, позже появились объявления о купле-продаже различного имущества и даже объявления для знакомства. В 2007 году, когда в Россию пришел Avito, выручку Craigslist.org от платных объявлений уже оценивали в $150 млн. «К тому времени российская аудитория, в отличие от западной, еще не успела накопить массу товаров, бывших в употреблении и в хорошем состоянии, чтобы выставлять их на продажу, — сказывался дефицит СССР», — рассуждает Павел Токарев, экс-директор по технологиям и стратегическому развитию Allegro Mail.ru e-Commerce Group (работал до 2012 года в «Молоток.ру»).

Во второй половине нулевых потребление товаров заметно ускорилось, в том числе и в интернете. Тренд поймал Павел Дуров, который с 2008 года тестировал раздел «Объявления» в социальной сети «ВКонтакте». Пользователи быстро распробовали сервис, продавали все: от одежды и электроники до автомобилей и квартир.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интеллект без границ Интеллект без границ

Как найти свое место в международном технологическом бизнесе

Forbes
Александр Балуев: «Я не один» Александр Балуев: «Я не один»

Интервью с актером Александром Балуевым

Караван историй
Кризис ожиданий Кризис ожиданий

Повышение пенсионного возраста в России поддержало больше людей, чем в Германии

Forbes
Еда вместо любви: зачем (еще) мы едим Еда вместо любви: зачем (еще) мы едим

Зачем мы грызем морковь или тянемся за булочкой?

Psychologies
Дорогие нероссияне Дорогие нероссияне

Второе гражданство есть как минимум у 35 участников рейтинга Forbes

Forbes
La Fabbrica: новый ресторан «Правого берега» и Novikov Group в Ростове-на-Дону La Fabbrica: новый ресторан «Правого берега» и Novikov Group в Ростове-на-Дону

Холдинг «Правый берег» совместно с Novikov Group открыл итальянский ресторан

Cosmopolitan
Токсичность на миллиард Токсичность на миллиард

Санкции вывели противостояние Москвы и Вашингтона на новый уровень

Forbes
Марта Тимофеева: «Легче всего спать в кадре» Марта Тимофеева: «Легче всего спать в кадре»

Юная актриса Марта Тимофеева рассказала, как Александр Петров довел ее до слез

StarHit
Переток силы Переток силы

Чем полезен российский климат для развития альтернативной энергетики

Forbes
Глубина редкости Глубина редкости

Juvaquatre из коллекции Renault Classic

Quattroruote
Еще одна компания на «А» Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

Forbes
Встреча Путина и Шевчука — в воспоминаниях Чулпан Хаматовой: глава из книги «Время колоть лед» Встреча Путина и Шевчука — в воспоминаниях Чулпан Хаматовой: глава из книги «Время колоть лед»

Отрывок из сборника заметок актрисы Чулпан Хаматовой «Время колоть лед»

Esquire
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes
Правда о безнале: в какие мифы об электронных платежах верят россияне Правда о безнале: в какие мифы об электронных платежах верят россияне

Правда о безнале: в какие мифы об электронных платежах верят россияне

Forbes
«Я по статусу и по возрасту пенсионер» «Я по статусу и по возрасту пенсионер»

Алишер Усманов готовит бизнес к передаче менеджерам

Forbes
Как сильно спекулянты обвалят цены на нефть и курс рубля Как сильно спекулянты обвалят цены на нефть и курс рубля

Мировой рынок нефти оказался во власти спекулянтов

Forbes
Семь правил миллиардера Семь правил миллиардера

Олег Тиньков делится принципами, позволившими ему построить бизнес

Forbes
Отцы и дети Отцы и дети

Мы по-прежнему мало доверяем родителям и с трудом понимаем их

Psychologies
Тайны семьи Мюлье Тайны семьи Мюлье

Как устроен бизнес французского торгового гиганта Auchan

Forbes
От «Симпсонов» до «Южного парка»: 14 самых крутых мультсериалов 18+ От «Симпсонов» до «Южного парка»: 14 самых крутых мультсериалов 18+

У взрослых есть свои нарисованные герои

Playboy
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Закон не писан Закон не писан

Вся жизнь цыгана — служба цыганскому закону

Вокруг света
Хорошо забытое старое Хорошо забытое старое

Для чего во Франкфурте-на-Майне восстановили средневековый облик центра города

Forbes
Мужской мир: старообрядец «Петя» и его живые трехметровые коты Мужской мир: старообрядец «Петя» и его живые трехметровые коты

Огромные коты и маленькие люди: мир Петра Однобокова

Playboy
Идея! Оставлять чаевые Идея! Оставлять чаевые

Учись правильно благодарить тех, кто оказывает тебе услуги

Maxim
Ученые установили, какие чувства вызывают разные виды алкоголя Ученые установили, какие чувства вызывают разные виды алкоголя

Ученые установили, какие чувства вызывают разные виды алкоголя

Maxim
Стоящие люди Стоящие люди

10 самых дорогих футболистов Чемпионата мира — 2018

Forbes
Нотная грамота Нотная грамота

Алена Пенева собрала ярких представительниц музыкальной индустрии

Cosmopolitan
50 быстрорастущих компаний России. Часть 2 50 быстрорастущих компаний России. Часть 2

50 быстрорастущих компаний России. Часть 2

РБК
Доходный кабинет: как зарабатывают на «медицинской» недвижимости Доходный кабинет: как зарабатывают на «медицинской» недвижимости

Инвесторы все чаще присматриваются к недвижимости, связанной со здравоохранением

Forbes
Открыть в приложении