Как друзья из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд

ForbesБизнес

Торговое оборудование

Как два друга из Ростова-на-Дону создали соцсеть для трейдеров стоимостью $3 млрд.

Текст: Анастасия Карпова

Основатели TradingView Денис Глоба (слева) и Константин Иванов выросли в одном дворе в Ростовена-Дону и с детства занимались бизнесом

Основатели социальной сети и аналитической платформы для трейдеров TradingView ростовчане Константин Иванов и Денис Глоба долгое время жили по разные стороны Атлантики — Иванов в Нью-Йорке, а Глоба в Лондоне. Это не мешало им совместно руководить компанией, которую инвесторы оценили в $3 млрд. Сервисами TradingView ежемесячно пользуются 30 млн человек по всему миру. «Сейчас у нас есть пользователи почти в каждой стране мира, кто-то пользуется нами даже в Антарктиде, мы это видим, но не понимаем, кто это. Теперь компания по-настоящему глобальна», — с гордостью говорит Глоба.

Партнеры основали компанию в 2011 году. По итогам 2021-го выручка TradingView, по оценке Forbes, превысит $230 млн. Как друзья детства из Ростова-на-Дону построили глобальную сеть для трейдеров и привлекли инвестиции от лучших венчурных фондов мира?

Несостоявшиеся трейдеры

Константин Иванов и Денис Глоба дружат с детства, они росли в одном дворе в Ростове-на-Дону. Окончив школу в 1996 году, Глоба поступил на финансовый факультет Ростовского государственного экономического университета, а Иванов стал изучать математику в Южном федеральном университете (тогда это был Ростовский государственный университет). «У Дениса была антрепренерская жилка, и он все время придумывал какие-то проекты. Мы то газировку продавали, то машины мыли. На первых курсах института он нашел книгу по трейдингу. И сказал, что вот оно, мы будем трейдерами», — вспоминает Константин Иванов. В 2000 году приятели стали продумывать торговую стратегию, а стартовый капитал в $2000 решили попросить у дяди Константина.

«Для 2000 года это были существенные деньги. Дядя над нами посмеялся и отправил учиться, никаких денег мы не получили. И, наверное, это был ключевой поворот в этой истории. Получив деньги, мы бы их почти наверняка потеряли и разочаровались в идее инвестиций», — вспоминает Иванов. Чтобы заработать деньги самостоятельно, приятели решили разрабатывать софт на заказ — наняли программиста и начали писать торговые алгоритмы для инвесторов и трейдеров. Но потом решили не продавать софт, а зарабатывать на нем самостоятельно. «С момента знакомства с инвестициями и трейдингом мы начали изучать многие продукты и платформы. Со временем стало понятно, что мы можем сделать лучше, тогда мы сменили основной фокус с трейдинга на разработку», — добавляет Денис Глоба. Первым коммерческим продуктом стала десктоп-платформа для трейдеров MultiCharts, написанная на языке программирования C++. «Во многом благодаря опыту, полученному в первые 10 лет работы, нам удалось сформировать сильную команду и получить знания, на основе которых мы потом стартовали TradingView», — говорит Иванов. В 2010 году MultiCharts работала только на Windows и стоила трейдерам $1500. Для сравнения: терминал Bloomberg стоил $25 000, что могли позволить себе только крупные инвесткомпании. По словам Григория Исаева, директора по стратегическому развитию УК «Атон-Менеджмент», в начале 2010-х прямого конкурента Bloomberg на рынке не существовало, хотя появлялись стартапы, которые предлагали похожие продукты.

За все время существования TradingView закрыла четыре раунда инвестиций. $3,0 млрд достигла оценка компании.

В начале 2011-го Иванов с Глобой задумались о том, чтобы демократизировать индустрию. Идея состояла в том, чтобы создать платформу для инвесторов любого уровня, где можно получить бесплатный доступ к аналитическим инструментам, которыми пользуются профессионалы, а также обмениваться своими идеями по рынку. Работать с платформой можно было бы в браузере из любой точки мира. «Мы поняли, что сможем изменить этим индустрию», — говорит Глоба. В 2011 году друзья основали компанию TradingView, где Глоба стал CEO, а Иванов — CTO. Основу технической команды составили ребята, которые работали с фаундерами много лет. В разработку нового продукта, по словам Дениса Глобы, вложили «сотни тысяч долларов» из денег, заработанных на MultiCharts. Для социальной сети придумали несколько правил. Например, после публикации пост с прогнозом или идеей инвестирования невозможно редактировать или удалить. «Это нужно для того, чтобы в профиле пользователя можно было посмотреть всю историю принимаемых им решений», — поясняет Иванов.

Российский инвестиционный рынок к 2011 году еще не восстановился после кризиса 2008-го и в целом был небольшим, поэтому сразу решили делать глобальный продукт и сфокусироваться прежде всего на рынке США, так же как и с MultiСharts. Но в отличие от MultiСharts TradingView решили сделать практически бесплатным — по модели freemium. Основная часть функционала платформы была бесплатной, за дополнительные опции, например мультиоконный режим, планировалось брать плату.

Пилотную версию TradingView представили пользовательской базе MultiСharts, в которой к тому моменту было 10 000 электронных адресов. «Это были имейлы трейдеров, которые фактически были нашей целевой аудиторией. Все, кто был подписан на MultiСharts и согласился на рассылку, получили информационное письмо о новом сервисе TradingView», — рассказывает Константин Иванов. «Было много попыток делать разные подобные сайты для ретейла, но именно TradingView первыми предложили наиболее интересный продукт», — комментирует Григорий Исаев из «Атон-Менеджмента» ситуацию на рынке в момент появления TradingView.

Непокоренный Y Combinator

Опытная команда (14 человек) стала одной из основных причин успеха продукта. К 2013 году TradingView уже пользовались около 15 000 человек в 25 странах, но компания их не монетизировала. «Пока у нас не было достаточного функционала и мы только вышли в базовый MVP, нам важнее было привлечь внимание пользователей, чем постараться с самого старта их монетизировать», — объясняет Денис Глоба. С помощью новой платформы пользователи могли обмениваться информацией о покупке и продаже акций, общаться и получать информацию о публичных рынках.

Глоба тогда уже несколько лет жил в США, Иванов же из России руководил разработкой. В начале 2012 года основатели задумались о том, чтобы попасть в один из американских акселераторов и привлечь деньги на развитие от венчурных инвесторов. «Американский акселератор для нас не был способом выйти на американский рынок. Мы скорее хотели получить дополнительную экспертизу, инвестиции, партнеров и связи», — поясняет Глоба.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ментальность краба Ментальность краба

Что случилось со звездным фондом ARK Innovation ETF королевы инвестиций Кэти Вуд

Forbes
Любовь Аксенова – о новом сериале, российском кинематографе и «Наруто» Любовь Аксенова – о новом сериале, российском кинематографе и «Наруто»

Любовь Аксенова о проекте «12 Любличностей» и критическом отношении к работе

GQ
Грузите лимоны бочками Грузите лимоны бочками

Как программист из Ульяновска стал совладельцем американской студии графики

Forbes
15-летний капитал 15-летний капитал

Какие достижения недавнего прошлого мы возьмем с собой в будущее

РБК
Вес слова Вес слова

Если карьера не задалась, у вас есть реальный шанс стать преуспевающим спикером

Forbes
Найден более быстрый маршрут к форме Найден более быстрый маршрут к форме

Конкретные советы о том, как растить ваш бицепс

Men’s Health
Трудности переводчика Трудности переводчика

С какими проблемами сталкиваются переводчики

Forbes
Non/fiction 23: гид по международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction 23: гид по международной ярмарке интеллектуальной литературы

16 книг, которые нельзя пропустить

СНОБ
Придуманная жизнь Придуманная жизнь

Почему основателя Group-IB Илью Сачкова обвиняют в госизмене

Forbes
Лучшие зимние забавы детей в СССР Лучшие зимние забавы детей в СССР

Вспоминаем снежные зимы нашего детства, и почему домой нас было не загнать!

Maxim
Человек — лишнее звено Человек — лишнее звено

Какие технологии станут главными в 2022 году

Forbes
«Золотые аферистки»: традиции брака в Иране и как девушки на них зарабатывают «Золотые аферистки»: традиции брака в Иране и как девушки на них зарабатывают

Блогерка Кристина Бошчех — о тонкостях иранского менталитета

Cosmopolitan
Прожектор перестройки Прожектор перестройки

Что мешает российской экономике расти?

Forbes
Топ-5 Топ-5

Что придумывали шарлатаны до развития доказательной медицины

Популярная механика
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Огонь-пожар: как избавиться от изжоги, если терпеть больше нет сил Огонь-пожар: как избавиться от изжоги, если терпеть больше нет сил

От чего возникает изжога и как с ней можно бороться

Playboy
В плену антиутопий В плену антиутопий

Настоящая битва экосистем развернулась между «Яндексом» и «Сбером»

Forbes
5 способов удержать ценного сотрудника, который решил уволиться 5 способов удержать ценного сотрудника, который решил уволиться

Что делать руководителю, у которого ценный сотрудник задумался об уходе?

Inc.
Семейные ценности Семейные ценности

Самый громкий скандал разразился из-за наследства Олега Бурлакова

Forbes
Балтийские косы Балтийские косы

Рассказ о путешествии в Калининградскую область тревел-журналиста

Отдых в России
Взяли Казань Взяли Казань

Как богатейшие люди Татарстана согласились на партнерство

Forbes
«Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России «Да кому мы нужны»: почему люди в возрасте 56-65 лет — самые несчастные в России

Как бороться с тем, что люди 56-65 лет — самые несчастные в России

Forbes
Киногарантия Киногарантия

Основатель «РЕСО-Гарантия» своим главным делом считает кинематограф

Forbes
GUMA GUMA

Исполнительница «Стеклянной» Настя Гуменюк рассказала о своем творческом пути

ЖАРА Magazine
Детеныши «единорогов» Детеныши «единорогов»

Forbes составил первый рейтинг самых многообещающих стартапов

Forbes
Как душе угодно Как душе угодно

Спасение утопающих в сезонной хандре больше не дело рук самих утопающих

Harper's Bazaar
Искаженные инвестиции Искаженные инвестиции

Какие активы принесли инвесторам тысячи и миллионы процентов и что это означает

Forbes
Инвестиции в женщин: что такое «гендерные» облигации и можно ли на них заработать Инвестиции в женщин: что такое «гендерные» облигации и можно ли на них заработать

Могут ли гендерные облигации принести прибыль и повлиять на положение женщин

Forbes
Итоги года: Январь, февраль, март Итоги года: Январь, февраль, март

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Стадию 14 дней назвали необязательной для развития зародышей человека in vitro Стадию 14 дней назвали необязательной для развития зародышей человека in vitro

«Стадия 14 дней» на самом деле необязательна для развития эмбриона человека

N+1
Открыть в приложении