Обмен площади
Избавляясь от собственных офисов, банки вынуждены управлять доставшейся им коммерческой недвижимостью.
Банки всегда были серьезными игроками на рынке коммерческой недвижимости, арендуя в самых оживленных местах офисы и площади для операционных подразделений. Но с развитием цифровых каналов обслуживания ситуация меняется: число банковских точек сокращается, бэк-офисы и контактные центры объединяются в единые сервисные центры, многие сотрудники работают из дома. Одновременно банкам предстоит попробовать себя в новой роли — из-за кризиса им достается все больше недвижимости, заложенной под кредиты, ею нужно эффективно управлять, что требует от банкиров новых компетенций. С начала 2013 по сентябрь 2017 года объем имущественных залогов в банковской системе увеличился почти на треть, до 29,2 трлн рублей, и существенная доля приходится именно на недвижимость.
Банки без офисов
Основная часть банковской недвижимости приходится на офисы обслуживания клиентов — это, как правило, объекты площадью 20–200 кв. м на первых линиях в наиболее оживленных городских районах. Однако сейчас стремительно растет доля клиентов, пользующихся онлайн-банкингом. Все чаще банки предлагают использовать мобильные приложения и обучают этому клиентов в отделениях. Лидером в этом направлении стала Скандинавия, но и российские банки показывают себя солидно, предлагая клиентам приложения со значительно более широким функционалом, чем, например, в Италии и Великобритании. Применяются и финансовые рычаги: комиссия за совершение операции в мобильном приложении значительно ниже, чем в отделении, или же операции вовсе бесплатны.
Для операций с наличными банки устанавливают все больше банкоматов вне отделений, часто с расширенным функционалом. Круглосуточная работа банкоматов в отделениях также способствует сокращению общения с сотрудником банка. Банки договариваются об объединении банкоматных сетей — каждый банкомат по-прежнему принадлежит конкретному банку, но клиентам доступно бесплатное снятие наличных в любом из них. Самой большой такой сетью в России была Объединенная расчетная система (ОРС) — число ее банкоматов было сравнимо с банкоматной сетью Сбербанка. Однако основной целью ОРС была обработка операций, и банки стали стремительно покидать ее после введения ограничения на обработку операций карт международных платежных систем сторонними организациями.
Сейчас банки договариваются о партнерствах, чтобы предложить своим клиентам больше возможностей по бесплатному снятию наличных и пополнению карт. Такое партнерство заключили, например, Газпромбанк, Россельхозбанк, Альфа-банк и еще пять крупных кредитных организаций.
Для удобства привлечения клиентов развивается курьерская доставка. Если в свое время она была конкурентным преимуществом Тинькофф Банка, то сейчас и другие значимые игроки предлагают такую услугу. Карточные, кредитные и дебетовые продукты можно оформить онлайн, и курьер привезет все необходимые документы в удобное вам место. При развитом функционале мобильных приложений и возможности стать клиентом банка заочно необходимость в отделениях фактически сводится к нулю. Такая система уже работает в некоторых странах, например в Польше, где используется удаленная идентификация клиентов: для открытия счета в новом банке клиенту можно просто перевести один злотый со своего счета в другом банке. Скоро подобная технология будет работать и в России: в декабре 2017-го Госдума приняла законопроект