Контекст / Книги
Настоящее наше
Что Россия дала миру? Информация к размышлению.
Какие вы знаете исконно русские изобретения? Автор сразу же торопится нас подстраховать: «Не стоит отвечать: «Радио» или «Лампочка» — с этими утверждениями можно поспорить». Туда же противогаз, граненый стакан и велосипед Артамонова, коего вообще не существовало. Неподкованный ура-патриот от такого может скиснуть, порвать баян (не наше) и отбросить балалайку (а эта как раз наша), а подкованный возьмет эту книгу и найдет в ней немало поводов для гордости. А еще для печали и уныния, так как многие замечательные «наши» стали «ихними» лишь из-за того, что «вот все у нас так». А что «все» и что «так»?
Талантами, как показывает Тим Скоренко из журнала «Популярная механика», Россия обделена не была даже при царях (автор готовит и вторую книгу, о советских изобретателях), однако на пути от идеи до реализации и тем более широкого распространения существовали серьезные препоны. И главной бедой было отсутствие нормального патентного законодательства: например, зарегистрировать изобретение стоило очень больших денег. Выгоднее было найти инвесторов за границей, где патент был недорог, а возвращение домой с грифом «проверено Европой» открывало больше возможностей.
«За сто с лишним лет, с 1813 по 1917 год, в России было получено 36 079 привилегий (так именовались патенты). В США за один только 1889-й выдали 23 332 патента (у нас — ровно 40 штук)». Ситуация заметно улучшилась после патентной реформы при Николае II: «...С 1896-го по 1917-й в России было выдано в три раза больше патентов, чем за всю ее предыдущую историю. И еще один нюанс: из этих 36 079 русских привилегий всего лишь 10% получили наши соотечественники. Остальные пришлись на иностранцев». Так что же наше? Извольте: ледокол, переливающаяся ирисовая печать на банкнотах, электротрамвай (сами не внедрили, увел Siemens), ранцевый парашют, логическая машина Корсакова и применение металла в архитектуре Шуховым. Кулибинские изобретения тоже есть, но востребованными оказались лишь развлекательные для царицы. М. О. Доливо-Добровольский, главный конкурент Теслы и «отец европейского