Мифы о географии
Реформы в России должны учитывать различия регионов: если Сахалинскую область по ряду показателей можно сравнить с Сингапуром, то Ингушетию — С Гондурасом.
Мне приходится общаться со специалистами самых разных категорий, которые работают по России, от руководителей компаний до участников финансового рынка. И вот что заметно: большинство из них ошибочно рассматривают Россию как некий единый объект для анализа. Но Россия — страна с федеративным устройством, в состав которой входят более 85 регионов, или субъектов Федерации, совершенно непохожих друг на друга.
Положение дел в регионах определяет и темпы экономического роста в России, и ситуацию с равнодоступностью. С одной стороны, имеется Сахалинская область, где объем ВВП на душу населения сопоставим с аналогичным показателем в Сингапуре, а с другой — Республика Ингушетия, где значение подушевого ВВП близко к тому, что наблюдается в Гондурасе.
Уровни бедности в регионах тоже сильно различаются: от менее 10% в богатом природными ресурсами Татарстане и в Москве и Санкт-Петербурге до почти 40% в наименее экономически благополучных регионах Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока. Недавно Всемирный банк опубликовал доклад «Преодоление пространственного неравенства. Как снова собрать советский «пазл» в условиях рыночной экономики», посвященный территориальным различиям в России. Ниже приводятся восемь выводов, позволяющих развеять закрепившиеся в сознании мифы.
МИФ №1: с точки зрения территориальных различий Россию можно сравнивать с Австралией и Канадой. На самом деле различия между регионами обусловлены уникальным характером экономической географии России, которую нельзя сравнивать даже с государствами, которые на первый взгляд во многом похожи на нее, такими как Австралия и Канада. Там тоже огромная территория, а плотность населения еще ниже, но большинство этого населения живет недалеко от границы или на побережье. А россияне больше находятся в глубине страны. Более того, для Австралии и Канады характерна концентрация населения в крупных городах: почти 75% живут в трех крупнейших городских центрах. А в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде проживает только одна восьмая совокупного населения Российской Федерации. Численность населения в России сокращается, работники стареют, стране необходимо адаптироваться к экономическим потрясениям, следующим одно за другим. В результате пространственная картина развития здесь противоположна той, что наблюдается в других крупных странах. Эти различия можно объяснить наследием советской плановой экономики (вспомним проблемы, стоящие перед промышленными моногородами прежней эпохи), разнообразием природных условий (Россия занимает 42% земной суши, но на нее приходится лишь 1,9% населения планеты) и суровым климатом, который затрудняет работу транспорта.
Что это значит? Уникальный характер экономической географии требует уникальных решений.
МИФ №2: Mосква и Санкт-Петербург «слишком велики».
На самом деле эти города недостаточно велики. Москва и Санкт-Петербург — единственные российские города, население которых превышает 1,5 млн человек. В Японии, где население меньше, чем в России, таких городов пять, в Бразилии (население на 50% больше российского) — восемь. Более того, российские города второго уровня тоже «маловаты». На города, занявшие с 3-го по 10-е место по численности жителей, приходится лишь 6,6% населения страны, это гораздо меньше, чем в Бразилии, Японии и Польше, где на города того же «ранга» приходится 8–11% населения соответствующих стран.
Что это значит? России потребуется сбалансировать свою систему городов, отойдя от модели с двумя супергородами и городами второго уровня — слишком небольшими, чтобы влиять на региональное развитие.