«Это конец Гонконга»: о чем говорят протестующие в городе
Протесты в Гонконге в понедельник вышли на новый уровень, когда их участники штурмом захватили здание парламента.
Многотысячные протесты в Гонконге начались еще весной. Поводом для них стали поправки к закону об экстрадиции, которые правительство внесло в парламент. Они предусматривают, что Гонконг сможет выдавать подозреваемых в преступлениях юрисдикциям, с которыми у него нет соглашения об экстрадиции — в том числе континентальному Китаю. Оппозиция опасается, что закон может быть использован против диссидентов и оппонентов китайских властей, живущих в Гонконге.
В конце мая после критики США и ЕС правительство Гонконга решает смягчить поправки, ограничив список влекущих выдачу преступлений. Для оппозиции этого недостаточно. В Гонконге, как пишет Reuters, начинаются «самые массовые и самые ожесточенные протесты за последние десятилетия».
9 июня на шествие против законопроекта выходит около миллиона человек (это оценки организаторов, полиция оценила число протестующих в 240 тысяч), акция завершается столкновениями с полицией. Несмотря на это, власти Гонконга обещают принять законопроект. Это приводит к новому витку столкновений. 12 июня полиция стреляет по протестующим резиновыми пулями и применяет слезоточивый газ. 16 июня протестовать на улицы, по оценкам оппозиции, выходят уже около 2 млн человек — более четверти всего населения города (полиция насчитала 338 тысяч человек). Власти Гонконга приостанавливают рассмотрение законопроекта. Глава администрации Кэрри Лам лично приносит извинения жителям, но не говорит, что законопроект будет отозван, и отказывается уйти в отставку.