Поставить горе на паузу: чем это чревато
Народная мудрость гласит, что горе нужно проплакать. Но встретиться с такими тяжелыми чувствами бывает невыносимо сложно, и мы «пакуем» их в дальние уголки психики. Однако печаль никуда не уходит и напоминает о себе заболеваниями тела или ментальными проявлениями.
Каждый человек хоть раз в жизни переживал потерю близкого. Партнера или супруга, брата или сестры, коллеги… Такое горе трудно перенести. Многие из нас переживают горе внутри и редко говорят о нем.
Невыразимая печаль от потери и чувство покинутости заставляет бежать от переживаний. Мы откладываем процесс горевания, опасаясь, что иначе он захватит нас целиком.
На протяжении десятилетий я держалась в стороне от собственного горя. В 1979 году, за две недели до пятилетия, я потеряла отца. Он умер в возрасте 30 лет от рака. Его родители, мои дедушка и бабушка, принесли мне эту ужасную новость. Много лет понадобилось на осознание того, что я потеряла той ночью, и на то, чтобы начать осмыслять эту смерть. Другими словами, мое горевание было отсрочено.
В конце 1970-х и начале 1980-х о горе не принято было разговаривать, и ресурсы скорбящих от потери были ограничены. Эти ограничения и помогли мне, тогда еще совсем ребенку, избегать темы утраты. Но я и не могла тогда знать о том, что горе ждет меня. Как неоткрытая посылка в глубине чулана, оно ждало своего часа, когда я его распакую. Я избегала любых разговоров об отце, не говоря уже о его смерти. Жесткое расписание не оставляло времени на такую тяжелую ношу.