Социальное — это для всех: почему соцсектор не должен оставаться женской сферой
Почему в НКО работает гораздо больше женщин, чем мужчин? У женщин и правда есть некий «ген доброты»? Какие общественные установки ограничивают доступ мужчин в социальную сферу и кому и как нужно менять ситуацию? Об этом говорили участники Forbes Woman Day
29 сентября в Москве прошел первый саммит о гендерном равенстве в бизнесе, политике и обществе Forbes Woman Day. Одна из сессий форума называлась «Женское значит социальное». Ее участницы обсудили, почему в социальном секторе преимущественно работают женщины, причем тут гендерная социализация и что нужно сделать, чтобы привлечь к некоммерческой деятельности больше мужчин. Также на сессии поднимались вопросы социальной ответственности бизнеса и государства и программы помощи, которые могут предложить цифровые компании и промышленный сектор. Модерировала дискуссию София Азизян — партнер, руководитель практики аудиторских услуг в странах Центральной, Восточной, Юго-Восточной Европы и Центральной Азии компании Ernst & Young. Участницы дискуссии:
Александра Бабкина — директор социальных проектов Mail.ru Group
Елена Мякотникова — представительница России в женской двадцатке W20 при G20, член совета Корпорации Синергия, советник руководителя ФАДМ (Росмолодежь)
Наталья Родикова — главный редактор журнала «Домашний очаг», волонтер Благотворительного фонда «Жизненный путь»
Екатерина Рыбакова — президент «Рыбаков Фонда»
Марина Седых — член совета директоров «ИНК-Капитал»
Анна Рудакова — основательница и директор форума и премии Woman Who Matters, партнер компании «Социальные проекты и программы»
Наталья Поппель — советник генерального директора по устойчивому развитию, «Северсталь»
Правда ли «женское — социальное»?
Наталья Родикова: «Домашний очаг» — первый из глянцевых журналов, который начал делать премию для «обычных» женщин, а на самом деле для женщин явно выдающихся, менявших свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему. Очень быстро стало понятно, что многие их истории носят социальный оттенок, в каких-то случаях даже меняют социальный ландшафт во всем городе. Так, например, происходит с мамами, которые начинают бороться за своих детей с особенностями, создавая какие-то движения. Эти героини появляются у нас на обложках. И как феминистку меня цепляет эта тема. Почему женское — это социальное? Я понимаю, почему так сложилось. И хочется об этом поговорить.
Наталья Поппель: Если мы проанализируем историю цивилизации, то на плечи женщин очень часто выпадала доля, которая объединяла женскую социальную и предприимчивую стороны. Потому что им надо было выполнять такие функции, которые позволяли бы выжить целым поколениям, не только семьям. Этот наш ресурс и то, как мы его будем использовать, и даст результат. В одиночку никто ничего сделать не может. Ни государство, ни общество, ни бизнес не решат социальные вопросы.
Екатерина Рыбакова: Я не считаю, что это только женская тема. Меня окружает огромное количество мужчин, которым социальная тематика небезразлична, они искренне хотят что-то менять в обществе. Действительно, есть роль государства, есть роль бизнеса — и очень важно, чтобы в виде общественных организаций проявилась роль общества, которая бы не делала за государство или за бизнес их работу, а занимала третью сторону. Третий сектор — сектор некоммерческих организаций. У него действительно есть потенциал стать равным партнером бизнеса и государства и добиться решения острых социальных проблем.
Почему в некоммерческом секторе больше женщин?
Александра Бабкина: В некоммерческих организациях так много женщин, потому что мужчины считают, что они не могут себе позволить зарабатывать такие деньги, какие зарабатывают в НКО. Это история про зарплатные ожидания и распределение ролей в обществе. Это и проблема недофинансированности сектора. Конечно, зарплаты в некоммерческом секторе должны быть гораздо выше. Женщины работают в НКО не потому, что их вирус добра атаковал. Было бы круто, если бы в некоммерческих организациях было больше мужчин.