Как полёт Юрия Гагарин вдохновил человечество и изменил культуру

EsquireКультура

Влияние

Записали: Андрей Бухарин, Артем Дежурко, Алла Алексеевская, Марина Юшкевич, Петр Скопин, Александр Щуренков, Василий Владимирский, Виталий Егоров

Полет Юрия Гагарина в космос и последовавшая за ним лунная гонка вдохновили человечество, недавно едва не сгоревшее в пекле Мировой войны. Если возможно преодолеть стратосферу, невозможного, похоже, и вовсе нет: мир наполнился самыми смелыми идеями, которые нашли отражение везде – от музыки и кино до моды и архитектуры. Примеры того, как менялся мир и представление о нем, – на следующих страницах.

Музыка

Весь ХХ век человечество неистово рвалось в космос. Прорыв случился на рубеже 1950-1960-х с запуском первого советского искусственного спутника Земли и эпохальным полетом Гагарина. Эти грандиозные события, как и вся космическая гонка, не могли пройти бесследно для культуры.

Тем более в такое бурное время, как 1960-е годы с их молодежной, сексуальной, музыкальной и психоделической революциями: от «культурной революции» в Китае и «оттепели» в СССР до Вудстока и Парижского мая 1968-го. Иногда кажется, планета попала тогда в полосу какогото особого космического излучения. Мы провоцировали космос, и он нам отвечал.

Если не считать анекдота про Литтл Ричарда, который, узрев в небесах один из советских спутников, принял его за знамение и отринул богомерзкий рок-н-ролл ради религиозной музыки госпел, мода на космос в поп-музыке по-настоящему дала о себе знать только лет десять спустя – в психоделическом творчестве групп вроде Pink Floyd, Gong и Hawkwind. Последняя из них, кстати, положила начало до сих пор здравствующему субжанру – спейсроку. Название здесь говорит само за себя.

Но более важные в этом смысле вещи оказались связаны с первыми, еще аналоговыми синтезаторами, с которыми и ассоциировался у слушателя неслыханный прежде «космический» звук. Над «космическим» звучанием в 1970-х работали одновременно разные люди в разных странах. В Германии это были Tangerine Dream, Клаус Шульце и другие электронные музыканты. Во Франции – Жан-Мишель Жарр с его сенсационным альбомом Oxygene и грек Вангелис, будущий автор саундтрека к «Бегущему по лезвию». В Англии – Брайан Ино, придумавший музыку жанра эмбиент, лежа на больничной койке, к которой был прикован после аварии на мотоцикле. В СССР – известный кинокомпозитор Эдуард Артемьев, о котором стоит рассказать подробнее.

Тогда молодой композитор увлекся изучением возможностей уникального оптического синтезатора АНС, названного его изобретателем, инженером Евгением Мурзиным, в честь А. Н. Скрябина. На этом громоздком чудо-аппарате Артемьевым и были записаны саундтреки к «Солярису» и «Сталкеру» Андрея Тарковского.

Появились танцевальные вариации подобной «космической» музыки, которые довольно точно окрестили как спейс-диско. Наиболее яркие его образцы подарили миру европейские коллективы, от франко-итальянских Space и Rockets до советско-латвийского ансамбля Zodiac, чьей пластинкой Disco Alliance заслушивалась вся Страна Советов.

Интересно, что в США примерно в то же время темы космического эскапизма в музыке развивали афроамериканские визионеры: фанк-гуру Джордж Клинтон со своими группами Funkadelic и Parliament и гениальный джазовый безумец Sun Ra, который всерьез утверждал, что телепортировался на Сатурн и обратно.

Но самый известный «инопланетянин» в мировой поп-культуре – это, конечно, Дэвид Боуи. Именно космическая инспирация сделала его тем, кого мы знаем. Его первый хит Space Oddity о майоре Томе, астронавте, отказывающемся возвращаться на Землю, был написан по следам вышедшей на экраны годом ранее «Космической Одиссеи 2001» Стэнли Кубрика, а издан буквально за десять дней до высадки американцев на Луне в июле 1969 года.

Да и мировая слава пришла к Боуи тоже из космоса, когда он впервые предстал перед публикой в андрогинном образе Зигги Стардаста, марсианского рок-мессии, призванного спасти гибнущую Землю. Инопланетный образ Дэвида Боуи был окончательно закреплен в массовом сознании фильмом «Человек, который упал на Землю», где он играл, в сущности, самого себя – звездного гостя, безнадежно застрявшего на нашей планете.

Сам Боуи не раз возвращался к космической тематике, и в частности, к образу майора Тома, к примеру, в суперхите Ashes to Ashes, или в предсмертном оккультном видео эпосе Blackstar.

История Человека из космоса замкнула еще один магический круг в тот момент, когда одна из наиболее известных песен Боуи Life on Mars заиграла в космическом кораб ле, запущенном 6 февраля 2018 года компанией Илона Маска к Марсу. Марина Цветаева назвала бы это «круговой порукой планет».

В 1990-е годы космическое знамя подняли представители поколения рейва, которые со своими практиками коллективного экстаза нашли точки соприкосновения с психоделией и нью-эйдж-философией прекраснодушных хипповых 1960-х. Можно вспомнить множество танцевальных или эмбиентных композиций, так или иначе пронизанных космическими пульсациями, а также создававших их техно-продюсеров – от The Orb и Orbital до питерских «Новых композиторов» с их эйсидгимном Sputnik of Life, выпущенным в Англии в самый разгар рейв-бума.

И правда, нам ли было отставать в этой теме, особенно если вспомнить славные традиции русского космизма, взять хотя бы Циолковского и Вернадского, Королева и Гагарина. Логично же, что первый масштабный рейв в Москве назывался «Гагаринпати» и прошел на ВДНХ именно в павильоне «Космос».

Напоследок хочу посоветовать вам одну полуконспиративную московскую рок-группу «ВИА Гагарин», чье творчество по-прежнему питается энергией того титанического космического рывка 1960-х, который в нашей стране уже почти сошел на нет. Их недавний мини-альбом «Русский космос. P.S.» завершает песня с прекрасными строчками: «Ангелы и космонавты / Где-то на краешке неба / Делят пространство и время / Никто не готов отступать».

Дизайн

Первые отправленные в космос аппараты были предельно простых форм: цилиндр, шар, яйцо. К концу 1960-х с космосом начинают ассоциироваться именно такие формы.

В 1950-е с появлением первых сверхзвуковых самолетов транспорт будущего начали представлять похожим на них: с прозрачными каплями кабин и воздухозаборниками. Так выглядят, например, концепт-кары Алекса Тремулиса для Ford и советские речные суда на подводных крыльях начала 1960-х – «Метеор» и «Чайка».

С конца 1950-х дизайнеры часто проектировали мебель, опирающуюся на единственную центральную ножку с широким основанием – их использовали, когда надо было изобразить интерьер будущего. Например, Раймонд Лови поставил «Тюльпаны» Ээро Сааринена в макете космической станции, спроектированной для NASA. Похожими стульями оснащен мостик «Энтерпрайза», корабля из сериала «Стартрек».

Другое увлечение эпохи – встроенная мебель. Она тоже весьма подходит для космической станции: места там мало. При этом, конечно, углов быть не должно: в тесноте о них недолго и пораниться. В конце 1960-х появляется мебель со скругленными углами и поверхностями, словно предназначенная для съемок в очередном научно-фантастическом сериале.

Мода

Несмотря на то что первым в космосе оказался мужчина, первооткрывателями в модной вселенной в начале 1960-х стали женщины.

В Лондоне Мэри Куант радикально укорачивает юбки, а в Париже Андре Курреж показывает свою знаковую весеннюю коллекцию под названием Space Age. Курреж будто снимает с одежды верхние слои – лишнюю ткань и декоративные элементы, он работает с искусственными материалами и кислотными оттенками, а главными силуэтами выбирает круг, квадрат и трапецию и будто вовсе не стремится адаптировать их под естественные линии тела. Его «космосу» вторит Пьер Карден, представивший в 1968 году легендарную коллекцию Cosmocorps и ставший родоначальником стиля унисекс. Как в реальной жизни и в космосе астронавты обоих полов носили одинаковые скафандры, так и в телевизионных шоу и на киноэкране космонавты вымышленные пользовались одинаковыми трико, комбинезонами, туниками и легинсами. Карден говорил, что больше всего ему нравится одежда, которую он придумывает для еще не существующей жизни – для мира завтрашнего дня. Он перестал разделять моду на мужскую и женскую, предложив каждому принять свой микрокосм и примерить круглые шляпы-шлемы, плоские пластиковые очки – щиты для глаз, прорезиненные трико и комбинезоны с грубыми молниями. Подобная философия была созвучна всем почитателям космических теорий, включая античные – о Гермафродите и футуристические – об обществах будущего, где гендер перестанет играть решающую роль. Вместе с Куррежем и Карденом земную поверхность покидают Пако Рабан и его воительницы в платьях–кольчугах. В том же 1968 году режиссер Роже Вадим доверяет испанцу Рабану гардероб Джейн Фонды в фильме «Барбарелла» – ее героиня отправляется в межгалактическую экспедицию в микроплатьях и ультракоротких комбинезонах на молнии, покоряет галактики в ботфортах из латекса и побеждает инопланетных злодеев с помощью доброты, любви и пластикового боди. Все это время, несмотря на попытки Кардена укрепить стиль унисекс, мода остается привилегий женщин, мужчины же продолжают выходить на улицы в костюмах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Астральное дело Астральное дело

4 самые фантасмагорические народные теории о Юрии Гагарине

Esquire
«Вам об этом не рассказывали при покупке». Как автомобили следят за нами «Вам об этом не рассказывали при покупке». Как автомобили следят за нами

Какую информацию ваш автомобиль передает производителям и государству?

РБК
Искусственный интеллект Искусственный интеллект

Человек начал бояться восстания роботов еще до того, как научился их создавать

Esquire
Второй круг Михалкова. «Сибирский цирюльник» как точка отсчета для новой России Второй круг Михалкова. «Сибирский цирюльник» как точка отсчета для новой России

О символизме «Сибирского цирюльника»

СНОБ
Связь с будущим Связь с будущим

Как проложить путь в будущее через околоземное пространство

Esquire
Что такое NFT-токены, о которых все сейчас говорят, и не пропускаешь ли ты зарождение нового биткоина? Что такое NFT-токены, о которых все сейчас говорят, и не пропускаешь ли ты зарождение нового биткоина?

Не нужно ли бежать покупать новую криптовалюту на последние?

Maxim
2009 год 2009 год

Гибель Сергея Магнитского, закрытие Черкизовского рынка и новая Россия

Esquire
Как поддержать себя, если вы страдаете хроническим заболеванием Как поддержать себя, если вы страдаете хроническим заболеванием

Что можно сделать, оказавшись лицом к лицу с болезнью?

Psychologies
Криштиану торжествует Криштиану торжествует

Роналду-человек и Роналду-миф. Биография непревзойденного футболиста

Esquire
Невозможный двигатель EmDrive: в космос без топлива Невозможный двигатель EmDrive: в космос без топлива

Информация о невозможном двигателе, который должен быть вечным

Популярная механика
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Не только морковь: 11 продуктов для острого зрения Не только морковь: 11 продуктов для острого зрения

Продукты, которые положительно влияют на зрение

РБК
Осип Мандельштам Осип Мандельштам

Правила жизни Осипа Мандельштама

Esquire
Квантовый ключ преодолел расстояние в 511 километров Квантовый ключ преодолел расстояние в 511 километров

Квантовая криптография пока все еще далека от массового распространения

N+1
Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов Каково это – покупать картинки в интернете за миллионы долларов

Исповедь Pranksy, NFT-коллекционера, чей точный возраст неизвестен

Esquire
7 дневников из разных эпох, которые стоит прочитать 7 дневников из разных эпох, которые стоит прочитать

7 дневников из разных эпох, которые дают наилучшее представление о своем времени

Maxim
Пока играет Вальц Пока играет Вальц

«У жизни есть одна гарантия – она всегда может стать еще хуже»

Esquire
Страшно красивые: чем чреваты бьюти-стандарты сети Instagram и можно ли их воплотить в реальной жизни? Страшно красивые: чем чреваты бьюти-стандарты сети Instagram и можно ли их воплотить в реальной жизни?

Возможно ли воспроизвести в реальной жизни эффект Instagram-фильтров?

Esquire
Константин Циолковский Константин Циолковский

Правила жизни Константина Циолковского

Esquire
После отсидки — сразу в бой! 10 российских бойцов с криминальным прошлым (и настоящим) После отсидки — сразу в бой! 10 российских бойцов с криминальным прошлым (и настоящим)

О спорт, ты криминальный мир!

Maxim
Сергей Королев Сергей Королев

Правила жизни Сергея Королева

Esquire
Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей Инвайт одобрения: какие социальные триггеры помогли Clubhouse набрать миллионы пользователей

Clubhouse и забытые стратегии вирусного продвижения

Forbes
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Эффект магния Эффект магния

Не получается похудеть? Возможно, причина в нехватке магния

Худеем правильно
Я – Янковский Я – Янковский

Ивану Янковскому уже пророчат место главного артиста страны

Esquire
«Мы привязаны друг к другу насмерть»: история любви Раисы и Михаила Горбачевых «Мы привязаны друг к другу насмерть»: история любви Раисы и Михаила Горбачевых

Михаил Горбачев в своей жизни любил только одну женщину

Cosmopolitan
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 1

Esquire
Правила жизни Чака Норриса Правила жизни Чака Норриса

Актер, Лос-Анджелес, 81 год

Esquire
Гагарин. Космос — последняя мечта человечества Гагарин. Космос — последняя мечта человечества

К годовщине полета Юрия Гагарина: каким он был и о чем мечтал. Часть 2

Esquire
«Никогда не знаешь, когда тигр обратится против тебя»: опала Джека Ма напугала китайский бизнес «Никогда не знаешь, когда тигр обратится против тебя»: опала Джека Ма напугала китайский бизнес

Случай с Джеком Ма, впавшим в немилость властей, напугал предпринимателей

Forbes
Открыть в приложении