Еще бы Долбославом назвали: почему мы смеемся над необычными именами
Самая холиварная тема в любом "мамском" сообществе - вопрос "Как вам такое необычное имя для ребенка?". Гарантированный способ набрать тысячи лайков и сотни комментариев - написать пост в духе "А мои соседи дочь Ариадной назвали. Ариадна Михална Козявкина" – и подписчики сами, без лишних просьб начнут высмеивать все знакомые им редкие имена. Почему это происходит и что это о нас говорит? Давайте порассуждаем.
Исследования, проведенные в разных странах, подтверждают: во всем мире детям все чаще дают необычные или редкие имена, и, судя по всему, тенденция будет только развиваться. То же самое происходит в России, но мы почему-то продолжаем высмеивать и сами имена, которые кажутся нам необычными, и людей, которые дают такие имена своим детям. Давай попробуем разобраться, почему мы так себя ведем.
"А вот дворяне своих детей нормальными именами называли, не выделывались!"
Самый потрясающий аргумент, который можно встретить в холиварах об именах, - рассуждения о русских дворянах, которые давали своим детям обычные имена, в то время как представители низших сословий стремились называть детей как можно вычурнее.
Аргумент, конечно, прекрасен сам по себе: через сотню лет после ликвидации всех сословий вспомнить жизненные приоритеты дворян и считать их ориентиром. Но забавно, впрочем, не это, а то, что дворяне, согласно этой терминологии, как раз "выделывались": со времен Древней Руси и вплоть до начала XX века имена строго делились по сословиям на дворянские, мещанские и крестьянские. И крестьянину называться дворянским именем было, конечно, непозволительно.
Что же касается тех имен, которые мы считаем обычными сегодня, то до начала XX столетия они были именно что редкими, поскольку носить их могли только дворяне (самое малочисленное сословие). Александр, Михаил, Константин, Андрей, Николай, Дмитрий, Павел и так далее - имена святых или великих правителей. С женскими именами та же история: Анны, Марии, Ольги, Елены, Елизаветы и Софии были названы в честь святых и цариц. Мещане и крестьяне, конечно же, тоже перешли на христианские имена, но вот только совсем на другие: Потап и Евфросинья, Осип и Фекла, Никита и Марфа.
При этом иногда дворянские имена все же давали детям других сословий, но тогда их форма менялась: Георгий превращался в Егора, Екатерина в Катерину, Мария в Марью, Ирина в Арину, Ксения в Аксинью, Гавриил в Гаврилу, Николай в Миколу, а Иоанн сначала в Ивана, а затем - в Ваньку.
То есть те имена, которые мы сегодня считаем обычными, не так давно (в масштабах истории, конечно) давались детям именно для того, чтобы подчеркнуть их принадлежность к высокому сословию. Говоря современным языком, да, именно чтобы "повыделываться". Прошло каких-то 100 лет – и вот уже дворянское имя Ольга стало обычным, а крестьянское имя Марфа кажется нам слишком вычурным. Только на том основании, что в последние несколько десятков лет оно почти не использовалось. Забавно, верно?
"Чем Матренистее мама, тем Анжелистее дочь"
Иностранные имена против русских - еще один повод для холивара. И хотя на самом деле большинство популярных в России имен - иностранные, мы привыкли считать их "своими". Греческое имя Анастасия гораздо популярнее славянского имени Людмила, с Александром и, скажем, Вадимом - та же история. Но эти имена заимствованы так давно, что иностранными не воспринимаются. А вот мода на имена типа Мишель, Адель, Амели, Платон и Савелий некоторых возмущает.
И ведь не первый раз. Но если, скажем, в восьмидесятых-девяностых, когда детей называли в честь героев первых мыльных опер, появление маленьких Марианн и Альбертов в одной песочнице с пятью Сережами и четырьмя Катями и правда выглядело странно, то теперь, в 2019 году, претензии к иностранным именам выглядят действительно смешно: люди больше не проводят всю свою жизнь в одном микрорайоне, не работают по 40 лет в одной конторе и не общаются всю жизнь с узким кругом ближайших соседей. Они с легкостью меняют города и страны (а порой и континенты), работу и профессию, а круг общения вообще безграничен - благодаря соцсетям. Однако иностранное имя ребенка - все еще повод сообщить родителям, как они неправы.