Эксплуатация и сексуализация: за что критикуют детские конкурсы красоты
Несмотря на дискредитирующие скандалы вокруг взрослых конкурсов красоты (здесь и объективация женщин, и сексуальные домогательства), есть люди, которые готовы погружать в эту сферу собственных детей (в первую очередь девочек) с малых лет. Рассказываем о феномене детских конкурсов красоты и о том, как они становятся местом реализации родительских амбиций.
Как появились детские конкурсы красоты
Детские конкурсы красоты существуют как минимум с 1855 года — тогда известный цирковой предприниматель и бизнесмен Финеас Тейлор Барнум организовал конкурс под названием «Национальное шоу младенцев», в котором участвовали 143 ребенка. После успеха в Нью-Йорке Барнум организовал детские шоу в Бостоне, Олбани, Цинциннати и Балтиморе, и «бэби-парады» стали хитом по всей Америке. В 1904 году Томас Эдисон даже выбрал это событие в качестве сюжета для одного из своих первых фильмов.
В начале XX века в США стали популярны конкурсы «Лучший ребенок», которые обычно проводились на американских ярмарках. Соревнования были частью более крупного движения за благополучие младенцев, которое стремилось бороться с высокими показателями детской смертности и заболеваемости. Судьи оценивали рост, массу, симметрию тела, качество кожи, а также энергичность ребенка, выражение лица, внимательность. Шоу преподносилось как попытка обучить родителей новым способам воспитания и защиты своих детей от болезней. Победители получали денежный приз. В 1915 году в конкурсе участвовали около 200 000 детей по всей стране.
Конкурсы «Лучший ребенок» и детские парады прервались в 1950-х годах из-за распространения полиомиелита. В 1961 году состоялся первый детский конкурс красоты. Каждое лето с 1961 по 1971 год в парке развлечений Палисейдс в Нью-Джерси еженедельно проводили мероприятие «Маленькая мисс Америка». Его огромный успех не остался незамеченным предпринимателями, и по всей стране стали возникать региональные детские конкурсы красоты. Вскоре они стали имитировать состязания для взрослых: маленькие участницы соревновались в таких же категориях, например, «Талант» и «Одежда для вечеринки» (детский эквивалент вечерней одежды).
Как детские конкурсы красоты проходят сейчас
Зародившиеся в США конкурсы красоты для детей продолжают быть очень популярными у себя на родине. В Америке регулярно организуют сотни конкурсов красоты, в которых могут участвовать дети возрастом от нескольких месяцев до 16 (иногда 18) лет. Соревнования проходят в разных возрастных категориях. Конкурсы бывают «натуральные» (natural) и «гламурные» (glitz). Последние предполагают яркий мейкап у участников. Соревнования могут иметь специфические требования и включать разные состязания: тематические дефиле, конкурс костюмов и талантов, ответы на вопросы жюри, конкурс фото.
Ради этих конкурсов родители тратят тысячи долларов не только на костюмы и косметику, но и на подготовку детей. В нее могут входить тренировки со специальными коучами, услуги визажиста, парикмахера, профессионального хореографа и других специалистов, делающих из девочек «принцесс». Для участия также надо платить взнос, а победители обычно получают денежный приз.
Детские конкурсы красоты в США вышли на уровень телевидения. Шоу «Коронованные детки» транслировали на канале TLC с 2009 по 2016 год — каждую неделю оно в среднем собирало 1,3 млн зрителей (его успех породил ряд спин-оффов, например реалити-шоу «Мамы в танце» и «Милашка Бу-Бу»). Участницы шоу «Коронованные детки» становились настоящими звездами, одна из самых известных историй успеха — триумф Изабеллы Баретт. Свой первый миллион она заработала в семь лет, а в 16 лет уже владела двумя брендами одежды, ее состояние оценивалось более чем в $2 млн.
В некоторых странах, например во Франции, организация таких соревнований запрещена законом — за это можно получить два года тюрьмы или большой штраф.