Каким образом режиссеру Тодду Филлипсу удалось своим фильмом предсказать будущее

ЭкспертСобытия

Здравствуй, Джокер, ты пришел!

Каким образом режиссеру Тодду Филлипсу удалось своим фильмом предсказать будущее

Вячеслав Суриков

Исполнение Хоакином Фениксом роли Джокера мировое сообщество признало эталонным

Еще в самом начале триумфального шествия по мировым экранам «Джокер» воспринимался как фильмнаваждение. Актерская игра Хоакина Феникса в образе психопата, силой своей ненависти вызывающего хаос на улицах Готэм-сити, не оставляла сомнений: мы имеем дело не с обычным фильмом, который в очередной раз воспроизводит сюжет DC comics. Но что это за фильм, и зрители, и кинематографический истеблишмент, наделивший «Джокер» венецианским «Золотым львом» и двумя статуэтками премии «Оскар», и, скорее всего, сами создатели если и догадывались, то смутно. До недавних пор фильм Тодда Филлипса можно было оставить в категории мрачных фантазий, повествующих о темных демонах, до поры до времени скрывающихся в глубинах подсознания человека, но готовых едва ли не в любой момент завладеть его личностью. И тогда обыватель, который до каких-то пор и сам себя считал таковым и отчаянно пытался встроиться в общепринятую систему социальных отношений, вдруг превращается в олицетворение силы зла, сметающей все на своем пути.

Главный герой «Джокера» — комик Артур Флек, для которого предел мечтаний — выступление на телевизионном шоу, инкарнация Акакия Башмачкина, сотворенного силой воображения Николая Гоголя и канонизированного отечественным литературоведением как образцовый маленький человек, виноватый только в беззащитности перед ударами судьбы. Его посмертное существование в облике призрака, его охота на чиновников, с которых он стаскивал пальто и шинели, тем самым осуществляя месть «значительному лицу», которое не только отказало ему в помощи, но еще и накричало на него так, что Башмачкин умер, — прообраз судьбы американца Артура Флека, начавшего свое перевоплощение в Джокера в тот момент, когда социальные службы отказывают ему в бесплатных седативных препаратах. В этот момент начинается трансформация личности: Флек теряет работу, совершает непредумышленное убийство, и вкус крови опьяняет его. Это больше не Флек, которого судьба раз за разом убеждает в собственной ничтожности, это всесильный Джокер, которому, как и призраку Башмачкина, любое преступление сходит с рук.

Сейчас, когда по улицам Миннеаполиса который день мечется призрак Джорджа Флойда, расплатившегося смертью за подозрения в попытке использовать поддельные банкноты, и приводит в трепет и полицейских, и обывателей, «Джокер» Тодда Филлипса из истории психопата, открывающего в себе сверхспособности к преступлениям, трансформируется в манифест униженных и оскорбленных всего мира. Режиссер, у которого до этого фильма главным творческим подвигом было создание франшизы «Мальчишник в Вегасе», вдруг стал идеальным проводником леворадикальных идей, завернутых в оболочку комикса, жанр, который до сих пор не было принято принимать всерьез. Готэм-сити в фильме Тодда Филлипса, когда антагонист Джокера, единственный, кто может ему противостоять, — Бэтмен — всего лишь маленький мальчик, это Нью-Йорк сегодня, который внезапно решил явить своим жителям и всему миру свою темную сторону. Стихия зла вышла на его улицы, слившись с протестом против полицейского произвола до степени неотличимости.

Возможно, как раз комиксы как первоисточник «Джокера» не позволили американским киноакадемикам, в отличие от жюри Венецианского фестиваля, оценить его по достоинству. Они отдали предпочтение южнокорейским «Паразитам», в которых Пон Чжун Хо высказался на ту же тему с большей интеллектуальной изощренностью. В его художественной трактовке классовое противостояние, в котором фаза непонимания чередуется с фазами острого конфликта, — это неизбежность. Люди, оказавшиеся на социальном дне, пребывают там не потому, что менее конкурентоспособны по отношению к представителям высших классов, которым доступны все материальные блага по праву рождения, нет. На это дно их тянет их собственная, для них самих непостижимая природа, матрица, со всей своей свинцовой тяжестью впечатавшаяся в их сознание, заставляющая оставаться самими собой в любых обстоятельствах. Они могут изображать кого угодно, влезать в какую угодно шкуру, но стоит их оставить наедине с собой, как их собственная природа — природа «паразитов» — берет над ними верх.

В фильме Пон Чжун Хо насилие иррационально. Жертвы, нанявшие себе в услужение своих будущих убийц, позволяют себе лишь испытывать неудовольствие по поводу запаха, который от них исходит. Подобно взмаху крыльев бабочки, который на другом конце Земли в соответствии с теорией хаоса может отозваться цунами, это служит триггером, запускающим цепь событий, приводящих к кровавой развязке. Вспышка насилия длится недолго, после чего во Вселенной восстанавливается прежний порядок: в ней есть богатые и есть бедные, и они вынуждены вступать друг с другом в социальные отношения. Общество, в котором вопиющее социальное неравенство прикрывается декларациями о равных возможностях, до сих пор отличалось большей устойчивостью, нежели общество, в котором все то же неизменное социальное неравенство прикрывается декларациями о социальном равенстве. Но и то и другое не застраховано от взрыва, встряхивающего застоявшийся социум и заставляющего заново перестраивать изжившие себя иерархические лестницы.

В «Джокере» насилие — это ответ на насилие. Зрители ужасаются происходящему на экране — Тодд Филлипс если не превзошел пределы экранной жестокости, то прошелся по самому их краю, — и в то же время они сочувствуют главному герою, ассоциируя себя с философией вооруженного до зубов эгоизма, заставляющего подростков расстреливать своих одноклассников не только в своем воспаленном воображении, но и в реальности: когда те, кто унижает, те, кто ставит в неравные условия, не заслуживают прощения. Реакция на любое воздействие всегда несоразмерна, всегда чудовищно преувеличена. Джокер упивается насилием и все-таки до какого-то момента в глубине души остается тихим и трогательным Артуром Флеком. Он пытается остановить Джокера, но тот с легкостью подчиняет себе разум Флека. Джокер черпает силу из того, что больше не принадлежит себе, он отдается власти стихии, которая втягивает его в себя. В финале картины Тодда Филлипса бушующая толпа подхватывает на руки своего героя, ставшего символом ее концентрированной ненависти.

Смерть Джорджа Флойда на улице Миннеаполиса заставляет заново переосмыслять «Джокер». Да, его герой все тот же одиночка, одержимый жаждой мести, с экранным воплощением которого мы уже неоднократно встречались: в «Рэмбо», в «Таксисте», в «V значит вендетта», но близость событий, почти буквальные совпадения сюжетного и визуального рядов, которые разворачиваются на наших глазах всего полгода спустя после проката фильма, придает кинематографическому произведению новую энергию, новую притягательность. Это позволяет предположить, что корни социального конфликта, сотрясающего США, и судя по тем событиям, которые за ним последовали в других странах, обладающего, подобно COVID-19, повышенной контагиозностью, могут быть иными, нежели лежащий на поверхности межрасовый конфликт и вступившие с ним в резонанс полицейский произвол и безработица. По версии Тодда Филлипса, это вирус хаоса, поражающий сознание людей, а Джокер всего лишь нулевой пациент. Он требует справедливости и жаждет насилия.

Возможно, смысл «Джокера» и того мастерства, с которым сделан этот фильм, в котором актерский гений Хоакина Феникса проявился с такой неистовой мощью, — это попытка совершить массовую вакцинацию человечества. Зрители, пришедшие в кинозал, впустили в свою душу эту малую дозу яда насилия и при этом смогли увидеть его обратную сторону. Выйдя из зала в мир, в котором COVID-19 еще не покинул тело летучей мыши, а продавец магазина не заподозрил Джорджа Флойда в попытке расплатиться фальшивыми банкнотами, он еще мог ощутить вкус бытия, наполненного встречами и беззаботными прогулками, и хотя бы подсознательно зафиксировать ценность того, чем он обладает. Высший смысл «Джокера» был в том, чтобы зрители смогли обрести иммунитет к насилию во имя справедливости накануне его пандемии. Хотя мы также можем предположить, что подобно тому, как вакцина может быть не только лекарством, но и ядом, насилие в фильме «Джокер» для кого-то превысило гомеопатические дозы. Увы, массовый кинематограф, как и фармацевтическая индустрия, не в состоянии просчитать реакцию всех, кто пытается излечиться произведенными ими средствами.

Фото: Warner Bros

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неизбежный крах Неизбежный крах

Почему автопром не переживет массового распространения электромобилей

Forbes
«Голос поэта» «Голос поэта»

О проекте «Голос Поэта» прямо как в лучшие годы, когда стихи печатали в журналах

OK!
«Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию» «Опросы общественного мнения — это про контроль, а не про демократию»

Социолог Григорий Юдин о том, почему важно вернуть в Россию «публичную сферу»

Эксперт
Бесчеловечные хищники морских глубин Бесчеловечные хищники морских глубин

Автономные необитаемые подводные аппараты ВМС США

Обозрение армии и флота
Американская космическая мечта Американская космическая мечта

Илон Маск вернул веру американцев в собственные космические запуски

Эксперт
Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей? Игра Brawl Stars: популярное развлечение или угроза для детей?

Разбираемся, в чем секрет игры Brawl Stars и стоит ли беспокоиться взрослым

Psychologies
Недосчитались алмазов в пещерах каменных Недосчитались алмазов в пещерах каменных

Запасы некоторых полезных ископаемых уменьшаются быстрее, чем прирастают

Эксперт
Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй Историческая сага: 5 книг для ценителей масштабных историй

Романы-саги, которые позволят рассмотреть мировые события с разных точек зрения

Maxim
Беспощадно эффективный Беспощадно эффективный

Оливер Хьюз построил для Олега Тинькова идеальный сверхэффективный банк

Эксперт
Пока не кончилось Пока не кончилось

Каково это — увидеть финал того, что длилось много серий

Weekend
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
8 заветных желаний 8 заветных желаний

Как же заставить силу воображения работать? Надо превратить мечты в планы

Лиза
К российскому автопрому подключают электричество К российскому автопрому подключают электричество

Отечественный автобизнес запустил проекты по разработке электромобилей

Эксперт
«Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому» «Путь к диалогу человека с Богом открыт каждому»

В чем в сущности своей различаются восточная и западная ветви христианства?

Монокль
Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение Синдром Маугли: что это такое в психологии, признаки и лечение

Что такое синдром Маугли и как он проявляется у детей?

Psychologies
Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров Люди после трансплантации органов наследуют черты и воспоминания своих доноров

Сегодня область трансплантации органов отодвигает привычные нам рамки

ТехИнсайдер
От ситцевой до бриллиантовой: как называются разные годовщины свадеб и откуда взялись такие названия От ситцевой до бриллиантовой: как называются разные годовщины свадеб и откуда взялись такие названия

Годовщины свадьбы: с чем связаны их названия и какие не принято отмечать?

ТехИнсайдер
Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков Не только дождь и снег: топ самых странных и шокирующих осадков

Представьте: вы возвращаетесь домой и начинается... денежный дождь!

ТехИнсайдер
О происхождении реликтового излучения О происхождении реликтового излучения

Что собой представляет реликтовое излучение?

Зеркало Мира
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Выдворение китайских студентов из СССР Выдворение китайских студентов из СССР

После смерти Сталина между СССР и Китаем стали нарастать противоречия

Дилетант
«Финал — это место, где завязываются новые конфликты» «Финал — это место, где завязываются новые конфликты»

Вячеслав Курицын о последних главах «Войны и мира»

Weekend
«Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе «Мы читаем о реальной жизни»: рэпер Whole Lotta Swag о творчестве, планах и успехе

Whole Lotta Swag — о своем отношении к критике и философии успеха

Forbes
Рацион cтройности Рацион cтройности

Диета, которые точно пригодятся до и после новогодних праздников

Лиза
Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга Сорт-гигант: откуда в магазинах появился виноград без косточек, размером с мяч для пинг-понга

В чем секрет размеров гигантского винограда сорта «Шайн Мускат»?

ТехИнсайдер
Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба Кто такая Парасту Ахмади — иранская певица, которой грозит смертная казнь за пение и отсутствие хиджаба

Парасту Ахмади была арестована за то, что нарушила иранские законы

Psychologies
Трофеи Вьетконга Трофеи Вьетконга

Во время Вьетнамской войны почтовые марки выпускала не только Республика Вьетнам

Дилетант
Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль» Ольга Бузова: «Мне не нужен ураган в душе. Мне по кайфу штиль»

Ольга Бузова: как продолжить верить людям, несмотря на прошлый негативный опыт

Добрые советы
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине 9 неожиданных вещей, которые можно и нужно мыть в посудомоечной машине

Посудомоечная машина способна мыть не только посуду

ТехИнсайдер
Открыть в приложении