Еврокомиссия может одобрить спорную директиву об авторском праве

ЭкспертБизнес

За авторство ответишь

Еврокомиссия может одобрить спорную директиву об авторском праве. В планах — изменить порядок работы ИT-компаний с авторами контента, продюсерами и простыми пользователями

Заур Мамедьяров

Евросоюз модернизирует правила защиты авторских прав, многие из которых не менялись с 2001 года, когда социальные сети и потоковые медиа еще не были распространены. Интернет открыл авторам новую аудиторию, но им оказалось трудно договориться о выгодных условиях использования материалов с такими гигантами, как Google. В ЕС считают, что крупные IT-компании извлекают прибыль из показа контента, принадлежащего другим лицам (например, на YouTube), и при этом не платят за использование материалов. Новые правила призваны помочь правообладателям получать вознаграждение за свой контент.

Как только директива и последующие законы вступят в силу, издательства, продюсеры музыки и кино получат возможность взимать плату с платформ в обмен на показ контента. Интернет-активисты опасаются, что это приведет к цензуре, поскольку платформы, скорее всего, будут блокировать загрузку пользователями контента, на который у них нет лицензий, и могут ограничить доступ к информации новостных изданий в результатах поиска.

Компании уровня Google и Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) никогда не скрывали, что популярность их сервисов зависит от актуального авторского контента. Эти компании даже стали ведущими поставщиками новостей, агрегируя материалы десятков тысяч изданий со всего мира. По словам Андерса Лассена, президента Европейской ассоциации авторов и композиторов, новые правила — беспрецедентная победа для европейских авторов, которые теперь будут получать справедливое вознаграждение от таких платформ, как YouTube.

Крупные издатели, в их числе Axel Springer SE и Hubert Burda Media KG, поддержали инициативу, отметив, что им надоело бесплатное использование их контента, позволившее IT-гигантам заработать миллиарды на рекламе, косвенно поддерживаемой их материалами. Музыкальные компании и киностудии также в целом поддерживают директиву. Директива вызвала одобрение и деятелей искусства: 1300 музыкантов, в их числе Пол Маккартни, Джеймс Блант и Пласидо Доминго, подписали открытое письмо в поддержку законодательной меры. Однако некоторые представители творческих профессий считают, что платформы смогут найти лазейки, чтобы не платить.

За что борьба

В конце марта новая директива ЕС была одобрена 348 голосами депутатов Европарламента против 274. Девятого апреля ее должна принять Еврокомиссия. Пока директива — это просто ряд требований (не закон). После 9 апреля (если директиву одобрят) у стран — членов ЕС будет два года, чтобы принять соответствующие законы, иначе их ждут судебные разбирательства и штрафы.

Больше всего возмущения активистов и IT-компаний вызвали 11-я и 13-я статьи директивы (в обновленной редакции они получили номера 15 и 17). В директиве указывается, что статьи 11 и 13 необходимы для поддержания свободной прессы и защиты оригинального контента: по мнению авторов документа, «организационный и финансовый вклад издателей необходимо признавать и поощрять для обеспечения устойчивости издательской индустрии».

Согласно статье 11, издания должны иметь законные права получать деньги от новостных агрегаторов и других платформ в случае размещения на них небольших фрагментов своих материалов. Противники назвали статью «налогом на ссылки» и посчитали, что она ударит по Google, Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), Twitter и Pinterest. Если раньше эти ресурсы бесплатно сопровождали ссылки на сайты СМИ в лентах новостей и поисковой выдаче короткими анонсами новостей, автоматически подгружаемыми с сайтов изданий, то теперь они вообще могут закрыть соответствующие возможности. Отметим, что размер платы пока не установлен, более того, неясно, будет ли он различаться в зависимости от размера аудитории издания.

Больше споров вызвала статья 13, которая требует от таких платформ, как YouTube и Dailymotion, делать все возможное, чтобы предотвращать появление на их ресурсах материалов, защищенных авторским правом (например, песен и видеоклипов), если правообладатели не предоставят им лицензии. Пользователи уже назвали этот пункт директивы «запретом на мемы», поскольку мемы являются измененными копиями защищенных авторским правом изображений. Европейцы даже выходили на митинги в защиту мемов, и в финальной версии директивы законодатели смягчили острый вопрос: мемы, гифки и пародии были исключены из списка лицензируемых материалов. Пусть европейцы продолжают публиковать мемы — лишь бы не бастовали.

Получается, основная нагрузка ложится на крупные IT-компании, которым предстоит внедрять механизмы отслеживания пиратских копий и при этом фильтровать контент — что считать мемом или пародией, а что нет. В финальной версии директивы появилась еще одна поправка: онлайн-платформам достаточно просто «приложить все усилия» для отслеживания и удаления копий материалов, защищенных авторским правом. Если «все усилия приложены», а пиратский контент все равно проник на YouTube, то YouTube не виноват. Кто и как будет определять «приложенные усилия», будут прописывать уже в законах.

Google не хочет платить

Авторы документа считают несправедливой ситуацию, когда Google и другие новостные агрегаторы могут получать доходы от рекламы за счет размещения на своих ресурсах фрагментов новостных материалов и при этом совершенно ничего не платить СМИ — авторам этих материалов. «Эта директива — важный шаг к исправлению ситуации, которая позволяет нескольким компаниям заработать огромные деньги, при этом не вознаграждая тысячи креативщиков и журналистов, от работы которых они зависят, — объясняет европарламентарий от немецкого Христианско-демократического союза Аксель Фосс. — Это поможет подготовить интернет к будущему, сделать его пространством, где выигрывают все, а не только несколько могущественных игроков».

С Фоссом не согласна Юлия Реда, депутат Европарламента от Пиратской партии Германии. На своем сайте она пишет, что размещение ссылок и анонсов новостей в новостных агрегаторах позволяет небольшим изданиям выступать на равных с крупными СМИ, то есть меры, предлагаемые директивой, приведут к монополизации медиарынка. Что касается авторского права, то по мнению г-жи Реды, заголовки и краткие анонсы не несут в себе практически никакой ценности и их нельзя считать креативным контентом, который нужно защищать от бесплатного копирования.

Статья 11 особенно возмутила Google: в компании считают, что поисковик, наоборот, упрощает пользователям доступ к материалам СМИ. Представители Google предупредили, что вступление директивы в силу приведет к тому, что многие издания просто перестанут появляться в поисковой выдаче. «Онлайн-сервисам, многие из которых не приносят никакого дохода (например, Google News), придется выбирать, с какими изданиями сотрудничать. Сейчас более 80 тыс. изданий со всего мира отображаются в Google News, но статья 11 существенно сократит это число», — заявил в блоге компании глава Google News Ричард Джинграс. Как Google будет выбирать издания, которые продолжат размещать ссылки в Google News, — неизвестно. Есть риск, что это позволит Google манипулировать новостной повесткой, отдавая предпочтение, например, только либеральным изданиям.

Чтобы наглядно продемонстрировать, к чему приведет принятие директивы, в Google даже смоделировали «интернет после статьи 11». Компания исключила из поисковых результатов иллюстрации в СМИ и журналистские тексты, оставив лишь названия интернет-изданий. Эксперимент показал, что при таком сценарии трафик на новостные сайты сокращается на 45% — вместо них пользователи начинают искать новости не у журналистов, а в социальных сетях.

Отметим, что подобные меры уже вводились в Германии и Испании несколько лет назад и не оправдали себя. Испанский закон 2014 года обязал все новостные агрегаторы платить налог в пользу Ассоциации испанских периодических изданий. В ответ на это Google отключил сервис Google News на территории Испании и исключил все испанские издания из выдачи сервиса — согласно исследованию Ассоциации испанских периодических изданий, испанские издатели понесли убытки в объеме 10,9 млн долларов, причем больше других пострадали мелкие издания. В Германии «налог на ссылки» ввели в 2013 году, но там законодательные меры были мягче: издатели сами решали, нужно ли требовать оплату от новостных агрегаторов. Тогда Google прекратила публиковать анонсы к материалам немецких СМИ — переходы на новостные сайты упали на 80%. Немецкие издатели поняли свою ошибку, и Google освободили от уплаты «налога на ссылки», в то время как не столь крупные новостные агрегаторы по-прежнему обязаны платить.

В первую очередь от новых законов выиграют крупные правообладатели: кино- и музыкальные корпорации, медиахолдинги, известные издания. Трафик на их ресурсы традиционно больше, чем на сайты небольших СМИ и независимых авторов. Соответственно и новостные агрегаторы заинтересованы в том, чтобы сохранять в своей поисковой выдаче ссылки и фрагменты их материалов, ведь в таком случае трафик приходит и на сайты самих агрегаторов. А за размещение материалов малоизвестных изданий технологические компании вряд ли захотят платить, и в результате небольшие СМИ окажутся исключены из европейского медиаландшафта. Так что директива, призванная защищать свободу прессы, может, наоборот, усилить монополизацию на рынке СМИ и вытеснит небольших игроков.

В выигрыше останутся, как ни парадоксально, и сами технологические гиганты — даже Google, который громче всех кричал о том, сколь опасна директива. Алгоритмы обнаружения пиратского контента разрабатывает именно Google и уже применяет их в YouTube, который умеет блокировать копии видео- и аудиофайлов, защищенных авторским правом. С новой европейской директивой Google сможет продавать лицензии на это менее крупным и технологически развитым онлайн-сервисам. Получается, с одной стороны, европейцы считают, что технологические компании слишком могущественны, имеют излишний доступ к информации и нарушают конфиденциальность пользователей, а с другой — сами же дают IT-гигантам новые возможности для расширения своего влияния.

Фото ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интерактивная Динозаврия Интерактивная Динозаврия

Вы будете смеяться, но это еще одна история «бизнеса из гаража»

Эксперт
Елена Шлёнкина: «В России есть спрос на дизайн» Елена Шлёнкина: «В России есть спрос на дизайн»

Елена Шлёнкина — об истории интерьерной отрасли и о своём жизненном пути

SALON-Interior
6 неожиданных вещей, потрогав которые, нужно срочно мыть руки 6 неожиданных вещей, потрогав которые, нужно срочно мыть руки

На этих предметах бактерий больше, чем под бочком унитаза

Playboy
В США подросток заявил, что он — пропавший без вести Тимоти Питцен. Мальчика не могли найти восемь лет В США подросток заявил, что он — пропавший без вести Тимоти Питцен. Мальчика не могли найти восемь лет

Подросток сообщил полицейским, что он Тимоти Питцен, исчезнувший в 2011 году

Esquire
Батерс: «В рэпе всё в отталкивается от звука, а он значительно прокачался» Батерс: «В рэпе всё в отталкивается от звука, а он значительно прокачался»

Музыкант, смешивающий стоунер-рок и рэп

Esquire
Смотрительница маяка Смотрительница маяка

В 2018 году дебютный роман Джонсон «В самой глубине» попал в шортлист Букера

Esquire
Как похудеть, не садясь на диету: 7 проверенных способов Как похудеть, не садясь на диету: 7 проверенных способов

Чтобы сбросить вес, не обязательно ограничивать себя в еде

Playboy
Михаил Гуцериев совершил одну из крупнейших сделок года на рынке недвижимости Подмосковья Михаил Гуцериев совершил одну из крупнейших сделок года на рынке недвижимости Подмосковья

Компания MLP Михаила Гуцериева покупает складской комплекс «Чехов-4»

Forbes
Как мальчик из Уфы оказался в Париже. Фильм недели: «Нуреев. Белый ворон» Как мальчик из Уфы оказался в Париже. Фильм недели: «Нуреев. Белый ворон»

Режиссер Рейф Файнс снял фильм о Нурееве. Удалось ли ему передать «русский дух»?

Forbes
Как распознать токсичного начальника и что делать дальше Как распознать токсичного начальника и что делать дальше

Какие признаки выдают токсичного руководителя и как себя с ним вести?

Psychologies
Пять удивительных мест, закрытых для туристов Пять удивительных мест, закрытых для туристов

Пять живописных и одновременно пугающих мест, где вас никто не ждет

Forbes
От ностальгии по 90-м до nude: бьюти-эволюция Наташи Королёвой От ностальгии по 90-м до nude: бьюти-эволюция Наташи Королёвой

Певица и актриса прославилась не только своими хитами, но и смелым стилем

Cosmopolitan
5 книг, после которых захочется побывать за пределами Земли 5 книг, после которых захочется побывать за пределами Земли

Подборка из пяти интересных книг о космосе и инопланетном разуме

Популярная механика
Борьба с мигрантами: как Россия строит свою «мексиканскую стену» Борьба с мигрантами: как Россия строит свою «мексиканскую стену»

Глава Якутии предложил ограничить сферы, в которых смогут работать мигранты

Forbes
Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре Кроссовки дня: коллаборация Bodega и New Balance как попытка протеста против паразитирования на кроссовочной культуре

История совместного запуска New Balance и легендарного магазина Bodega

Esquire
Приверженцы каплевидных бутылок Приверженцы каплевидных бутылок

Что бы там ни говорили, а у нас с японцами общий идеологический стержень

4x4 Club
Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Эфиопия Кругосветное путешествие Алексея Камерзанова. Эфиопия

В моём сознании эта страна была скрыта где-то в африканских глубинах

4x4 Club
Флирт мужской и женский: в чем разница Флирт мужской и женский: в чем разница

В тонком искусстве флирта можно обойтись без единого слова

Psychologies
Финал близко: где смотреть «Игру престолов» 8 сезон онлайн? Финал близко: где смотреть «Игру престолов» 8 сезон онлайн?

Фанаты легендарного сериала ликуют: стартовал восьмой сезон «Игры престолов»!

CHIP
Почему шутки, рассказанные мужчинами, кажутся нам более смешными Почему шутки, рассказанные мужчинами, кажутся нам более смешными

Мужчины-шутники поднимают свой статус в коллективе, а женщины только вредят себе

Psychologies
Тяжелая артиллерия Тяжелая артиллерия

Начало 2019 года было горячим – звезды выясняли отношения друг с другом

StarHit
Тихо! Идет съемка Тихо! Идет съемка

Интервью со Станиславом Дужниковым

OK!
Прийти в сознание Прийти в сознание

Уве­рен­ны­ми в се­бе не рож­да­ют­ся, а ста­но­вят­ся

Glamour
Стоит съесть: бургеры для вегетарианцев, карельские калитки, новую зелень на Патриарших Стоит съесть: бургеры для вегетарианцев, карельские калитки, новую зелень на Патриарших

Новости московских ресторанов и гастропабов, гастроли шефов и сезонные продукты

Forbes
Райские кущи Райские кущи

Сорок лет назад Юбер де Живанши и Филипп Вене купили поместье Дю‑Жонше

AD
10 самых перспективных молодых звезд новых медиа 10 самых перспективных молодых звезд новых медиа

Какие проекты развивают самые перспективные блогеры и журналисты

Forbes
А нос и ныне там А нос и ныне там

Что стало с нашими носами и другие интересные факты о искусстве обоняния

Maxim
С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей С Божьей помощью: звезды, которые вымолили своих детей

Для многих женщин один из главных страхов в жизни – невозможность иметь детей

Cosmopolitan
Новый мир Джулиана Ассанжа Новый мир Джулиана Ассанжа

Что узнал и понял о Джулиане Ассанже «РР» за годы партнерства

Русский репортер
Город Гуру Город Гуру

Велнес-специалисты Лос-Анджелеса

Robb Report
Открыть в приложении