Крупный домашний кот
Почему люди любят львов, а львы тоже любят людей, но по-своему
В феврале 2019 года Минприроды РФ опубликовало список животных, запрещенных к содержанию частным гражданам без специальных лицензий и разрешений. Теперь запрещено держать дома диких хищных животных весом свыше 20 килограммов. В том числе всех больших кошек.
* Примечание Phacochoerus'a Фунтика: «Правило это не распространяется на животных, которых приобрели до выхода нового закона. Кроме того, закон разрешает подбирать раненых животных и выхаживать их – с ведома надзорных организаций».
Надо сказать, что 999 из 1000 человек вряд ли почувствуют на себе всю мощь и несправедливость этого закона. Держать дома тигров, львов и пум и без него особо никто не рвался. Даже фотографы и аниматоры со львятами на поводках обычно только брали детенышей в аренду у цирков и зоопарков. Потому что большие кошки… как бы это мягче сказать… не вызывают у людей особого доверия. Мы слишком хорошо знакомы с характером кошек маленьких и можем ясно представить, что сделал бы с нами наш возлюбленный Барсик, стань он раз этак в десять побольше. Мы вовсе не питаем иллюзий, нет.
Главвраг
В этом мире у человека было много противников. И со всеми удавалось как-то сосуществовать. Человек подружился с волком. Человек приручил кабана. Человек научился жить рядом с медведем. Человек не стал ничего делать с крокодилом – ибо что с ним сделаешь-то? Однако настоящим врагом человека были вовсе не эти звери. Ни один из них никогда серьезно не охотился на обезьян и их родственников, так как лазать по деревьям умел только медведь, но большинство медведей не были полноценными хищниками, а предпочитали растительную пищу.
Только большие кошки всегда рассматривали наших предков как законную и желанную добычу. Мы были для них просто-таки даром небес: медлительные, слабосильные и питательные обезьяны, никаких рогов, копыт и бивней – подходи, выбирай, кто пожирнее, и ешь. Пещерные львы, тигры, леопарды, европейские львы – все они хорошо знали вкус человечины. Судя по палеонтологическим и этнографическим материалам, больше всего отрывался леопард – ночной хищник, нападавший из засады, любитель прыгать с деревьев и хватать спящую добычу в темноте.
Зоолог и писатель Михаил Кречмар в своей книге «Полосатая кошка, пятнистая кошка» делает любопытное умозаключение: «Взаимодействие в прачеловеческой среде возникло в первую очередь для того, чтобы наладить эффективную защиту от крупных хищников» – и называет леопарда «сплотителем человечества». Ему вторит профессор, биолог Виктор Дольник, писавший про то, что образ леопарда как главного хищника хранится в эволюционных программах всех обезьян: при виде шкуры леопарда или его чучела они испытывают сильнейший страх и возбуждение, даже если родились в зоопарке и никогда не видели пятнистого хищника. Да и современный человек воспринимает леопардовую расцветку как агрессивную и возбуждающую: просматривая коллекции сексуального женского белья, мы замечаем в них «леопардов» всех видов, но крайне редко встретим, например, лифчики, имитирующие расцветкой панду или же броненосца.
Кстати, в своих работах этнографы часто высказывают мнение, что дружба человека и собаки также дело лап крупных кошачьих, прежде всего леопарда. Собаки, умеющие слышать его дыхание в ночи и поднимать по этому поводу лай, стали спасением для людей. Но и сами псовые в конечном счете выиграли эволюционно, так как при людях им легче прокормиться и уберечься от тех же кошачьих, которые в голодные сезоны не брезгуют волками, лисами и шакалами, рассматривают их как приятную закуску. «Леопарды питают необъяснимую страсть к собачьему мясу и к убийству собак. Стая шавок способна отогнать одинокого хищника, но леопард обычно выманивает их, после чего атакует ту, которая вырвалась вперед, сразу убивает и уносит» (Джон Хантер, «Охотник»). Так что вражда кошки с собакой – это очень старая история, только раньше вовсе не песики бегали за котиками, а совсем наоборот.
Гераклы и Самсоны
Человек, способный убить льва, тигра или леопарда становился полубогом для своего племени. Действительно ли это могли сделать голыми руками наши недокормленные, рахитичные и невысокие, меньше полутора метров, прародители? Теоретически – могли. Найдя, например, израненного соперниками льва и забив его камнем по голове. Видимо, тысяч сто лет назад что-то такое периодически происходило, потому что образ Львопобедителя, Короля-Льва, Мужа в шкуре крупной кошки – это очень древний архетип. Когда греки и римляне на рубеже нашей эры добивали последних европейских львов палицами на цирковых аренах, люди были уже совсем другие: на пару голов повыше и куда лучше вооружены. И даже африканец XIX века, не имевший права жениться, пока не принесет в деревню шкуру своего первого леопарда, – это уже человек с железным копьем и ростом под два метра. Невысокие бушмены, скажем, или маленькие руандийцы племени тва на леопардов не охотятся. Ну, только если с ядом и всем племенем.