Кирилл Поляков — о перспективах и проблемах цифровизации строительства

ЭкспертБизнес

Вооружить прораба компьютером

Руководитель компании «Прагма» Кирилл Поляков — о перспективах и проблемах цифровизации строительства

Александр Механик

Управляющий партнер компании «Прагма» Кирилл Поляков. Фото: Олег Сердечников

Человек со стороны может легко представить себе, в чем заключается цифровизация современного промышленного производства, тем более оснащенного станками с числовым программным управлением, которые сами по себе являются олицетворением цифровизации. Значительно сложнее понять, что такое цифровизация строительной отрасли, отличающейся, в массовом представлении, сложностью управления и низким качеством персонала. Об этом и о многом другом говорили и специалисты — участники проведенного несколько лет назад исследования строительной отрасли. И тем не менее цифровизация отрасли уже началась. Одна из компаний, предлагающих свои программные продукты на платформе Pragmacore для цифровизации строительства, — «Прагма», с управляющим партнером которой Кириллом Поляковым мы встретились, чтобы обсудить, в чем заключается цифровизация строительства и что она может дать строительным компаниям.

А начал Кирилл Александрович нашу беседу с рассказа об истории компании и о том, как и почему он и его коллеги занялись цифровизацией строительства. Пояснив, что это важно для понимания их подходов к цифровизации.

— Двадцать лет я трудился в крупном промышленном и инфраструктурном строительстве. Прошел путь от «земли» до первого руководителя. Причем заканчивал такой операционный путь в качестве первого руководителя компании, входящей в топ-5 генподрядчиков России.

У нас в СМИ почему-то принято писать в основном про жилищное, гражданское строительство. Но если взять строительство в целом, то его объем примерно 13 триллионов в год. И только 30 процентов — это гражданское строительство. 40% — это промышленное строительство. И еще 30 процентов — инфраструктура: дороги, тоннели, мосты, железные дороги, аэродромное строительство. Гражданское строительство достаточно маржинально по сравнению с промышленным и инфраструктурным. И оно ближе к цифровизации. Почему? Это просто «коробки», которые довольно легко проектировать и управлять их строительством. В нем нет сложных технологий, нет каких-то высокорисковых технологических операций. А еще гражданское строительство в основном ведется в городах. А промышленное хоть в тайге. К чему это я? К тому, что в городах, конечно, мы можем набрать более квалифицированные кадры, чем в этих отдаленных регионах.

Мы с нашей командой работали и на стороне заказчика, это была «Транснефть», и на стороне генподрядчиков. И все время в промышленном и в инфраструктурном строительстве. И все время боролись за прибавку хотя бы одного процента к марже. А как к этому можно подобраться? Либо через процессы, либо через автоматизацию.

— В каком смысле через процессы?

— Процессы управления проектами и процессы управления организацией. Потому что управлять проектом нужно всесторонне, там много функциональных направлений. И если у тебя процессы описаны, а не хаос, то, естественно, ты их системно решаешь. Ты знаешь, что делать завтра. Ты знаешь, как задачи между собой взаимосвязаны. И это уже дает какую-то определенную экономию и эффективность.

Автоматизация чем отличается от цифровизации? Автоматизация — это замена ручного труда на труд с использованием компьютеров и автоматики. Цифровизация — это уже следующий шаг. Это принятие решений на основе данных. Данные становятся главным фактором для принятия решений. И всю свою операционную жизнь мы боролись за этот один процент и пытались построить процессы в тех компаниях, в которых работали. Нам это худо-бедно удавалось. Мы пытались их автоматизировать на тех программах, которые были выпущены много лет назад: на Primavera, на 1С, — но не получалось. Тем не менее я считаю, что мы были в авангарде этого направления по поиску потенциала цифровизации именно внутри стройки, пока в 2019 году не решили уйти из операционного бизнеса и заняться консалтингом, потому что накопленный опыт позволял нам выявлять несоответствия и слабые места в строительстве.

Плюс к этому на рынке появилась готовность к восприятию таких услуг. В числе наших клиентов «Мегафон», «Норильский никель», «Полюс золото», которые достаточно много строят. Мы пришли к ним и начали им помогать с процессами, смотрели, как у них с автоматизацией. И заработали репутацию уже именно как консультанты. Нам было невероятно приятно, когда, закончив проект и показав результаты, руководитель заказчика, который раньше работал с McKinsey, сказал: «Вы изменили мое представление о консультантах». Это дорогого стоит.

Ключевая проблема инвестиционно-строительных проектов: от 7 до 30% составляют избыточные расходы/затраты при их реализации

Как прочитать 130 000 строк

— И как же вы пришли от консалтинга к цифровизации?

— Как-то нас пригласили в очень большую компанию. Гигантские стройки и все отчеты в Excel, при том что есть SAP, Primavera. А подрядчик присылает 46 отчетов в Excel, Word, PDF, PowerPoint. Начинаешь смотреть этот отчет и понимаешь, что никто его не прочтет. И мы с партнером поняли, что, наверное, нам надо брать на себя этот нелегкий груз и все, что мы зарабатываем на консалтинге, инвестировать в цифровые решения. И сделать платформу такой, чтобы она нам позволяла смотреть вперед, а не назад, чтобы понимать, какие риски нас ждут там, на основе нашего понимания проблем любого строительного проекта.

И мы посчитали на основе нашего опыта в строительстве и консалтинге, что цифровая платформа по управлению процессом строительства может повысить эффективность до семи процентов и соответственно сократить расходы. За счет чего? Во-первых, за счет минимизации непроизводительных расходов: простоев, иными словами. Во-вторых, за счет минимизации неликвидов материально-технического обеспечения. В-третьих, за счет уменьшения команды управления, которая в штабе сидит. На большой объект нужно 150200 человек в штабе. А если есть наша платформа, мы можем сократить их количество на 5070 человек. И вместо того, чтобы 80 процентов времени, как сейчас, тратить на поиск информации, а 20 — на принятие каких-то решений, мы приходим к тому, чтобы 20 процентов уходило на поиск информации, а 80 — на принятие решений. Тогда они будут обдуманными, зрелыми. И, возможно, более эффективными.

Как этого добиться? Это должно быть легкое решение, максимально приближенное к тому, чем сейчас пользуются на любой стройке, что в городе, что в тайге. В чем сложность использования Excel? Ведомость комплектации, материально-техническое обеспечение на крупном объекте может достигать 100 тысяч строк. И 130 колонок! Excel рушится. А если еще два человека в нем будут работать, то он еще скорее порушится. Но если мы дадим легкий инструмент в виде платформенного решения, по сути с такими же строчками и ячейками, только в этом случае 100 тысяч строк не проблема, два человека пишут, но мы знаем, кто из них чего записал, то мы вооружены. А если будет еще экспорт и импорт информации между процессами, то эта информация, скажем по комплектации, уходит в работу и говорит прорабу: «У тебя на твою работу есть материал, есть проектирование, рабочая документация, есть рабочие, есть краны, техника» — он вооружен, он знает, что у него все есть. И действительно можно браться за эту работу. И наоборот, если у нас с вами нет обеспеченности этой работы, мы тоже вооружены информацией и можем посмотреть, чем заменить недостающее, чтобы не было простоя. Какую другую работу выполнять сейчас. Мы можем варьировать свою работу и замещать один этап на другой, где есть готовность. И мы уже вооружены теми ресурсами, которыми мы максимально эффективно начинаем управлять.

Мы уже два года разрабатываем платформу. Первый этап у нас закончился. Мы разработали все, что смотрит вперед. Сейчас мы разрабатываем то, что все-таки должно смотреть назад, потому что без этого тоже нельзя. У нас порядка 25 внедрений, 25 счастливых клиентов, которые этим пользуются. Начали мы позже, чем наши конкуренты. У них больше, может быть, внедрений. Но многие заказчики уже отказываются от них в пользу нас, понимая, что мы предоставляем не только платформу, но и экспертизу плюс легкость внедрения нашей платформы: за семь дней я внедряю. И мы уже на этих 25 случаях показали, что через семь дней клиент начинает получать рабочую информацию.

— Вы сказали, что работали вперед. Вперед — это планирование, я так понимаю?

— Это видение того, с чем мы столкнемся. Понятно, оно не строится на каких-то данных только того, что впереди. Оно основывается и на факте предыдущих периодов, текущего периода. Но в целом основной акцент — предвидеть ситуацию. Но мы можем какую-то работу с вами физически выполнить, а документально мы ее не оформили, потому что на нее нужны акты, на нее нужна так называемая исполнительная документация, журнал работ. И без этого нельзя. Поэтому мы должны автоматизировать или оцифровать весь процесс. Можно без этого работать? Можно. Но оцифровка того, что сзади, дает нам возможность завершить картинку, доделать все, сдать и получить общую цифру по всему проекту.

Большинство проектов в России плохо управляются или плохо реализуются из-за того, что мы плохо планируем, плохо проектируем. И не всегда берем предыдущий опыт в основу будущих проектов. Зачастую у нас его нет, он не обработан, он где-то на бумаге. И вот вишенкой на торте в нашей системе будет модуль предиктивной аналитики, который работает на основании Big Data, анализирует множество факторов и проектов и за счет этого и анализа узких мест сможет дать нам картину того, что на берегу, когда мы только решаем вступить в проект.

Условно говоря, проектный менеджер сегодня, когда говорит о сроках, о стоимости, оперирует пятью основными факторами. Есть рабочая документация или нет. Есть комплектация материально-техническим обеспечением или нет. Есть люди или нет. Есть техника или нет. Есть деньги, в конце концов, на все это или нет. А мы говорим, что сюда можно еще добавить качество геологических изысканий, транспортную схему, региональные условия, качество подрядчика, климатические условия, сезонные условия, производительность в этом регионе. Например, в норильском регионе никогда не будет такой же производительности по монтажу металлоконструкций, как в европейском. Там все время либо холодно, либо ветер. Если в европейском регионе можно дотянуться до 700 килограммов монтажа металлоконструкций на работягу в месяц, то там, дай бог, 350400. А мы это учли, когда планировали с вами проект?

А самый мой главный тезис, что самая главная задача любой цифровизации — принести своему пользователю, клиенту, заказчику уверенность в том, что объект будет построен в сроки, в рамках бюджета и в надлежащем качестве. И вот тогда мы все герои.

Модули платформы

Что понимает прораб

— То есть можно сказать, что ваша платформа позволяет обрабатывать значительно большие объемы информации и учитывать значительно больше факторов?

— Да.

— И подключать к анализу значительно большее количество людей?

— И связывать между собой факторы в едином информационном пространстве. Есть такой красивый термин — единый источник правды. Когда у вас единый источник правды — единое информационное пространство, вы все участники проекта, еще и банк, который финансирует и несет больше всех рисков, по большому счету вы все видите одну картинку.

Сейчас очень модны BIM или TIM. Но это стадия проектирования. Что такое BIM-модель? Это трехмерное проектирование, где мы видим все коллизии и можем их устранить. А также мы можем сказать, что вот эта розетка — Schneider, эта металлоконструкция с такого-то завода. Это окно такое-то. Это лампа такая-то. Штукатурка, краски такие-то. Мы с вами не руками это выбираем, а из этой BIM-модели забираем. Но на этом процесс BIM заканчивается. Хорошая BIM-модель действительно много значит. Нужно как-то это все не расплескать. Для этого и существуют цифровые платформы, цифровые средства, которые помогают управлять проектом.

— А условный прораб понимает, с чем он имеет дело? У него в руках что? Компьютер, планшет? Откуда он эти цифры видит?

— А вы знаете, как сегодня он работает?

— Честно сказать, не знаю.

— Сегодня он видит график производства на бумаге или в компьютере. И в Excel. А мы говорим: «Товарищ прораб, ты будешь точно так же получать суточное наряд-задание, но только оно тебе придет на телефон. Или на то устройство, которым ты пользуешься. Вечером ты свои 50 кубов принятого бетона или смонтированные металлоконструкции, параметры отразишь точно так же в этом устройстве». Эта информация уйдет в платформу. Сотрудник производственно-технического отдела сразу будет вооружен цифрами. Он будет понимать, что сделано. Все в одном виде его увидят. При этом прораб может дотянуться до чертежей в виде файлов, а не в виде распечаток. Может с ними работать. Видеть, что поменялось, что есть замечания какие-то по этому чертежу. Видеть: а будет ли бетон? а будет ли арматура? а будут ли металлоконструкции, кирпич? а будет ли оборудование длительного цикла изготовления? Он находится в этом едином информационном пространстве. Мы в данном случае упрощаем процесс управления.

— Цифровизация — это ведь набор разных программ. Вы их сами разрабатываете? Или заимствуете? Берете и встраиваете в свою платформу?

— Есть десять обязательных бизнес-процессов, или функциональных процессов. И управление этими процессами мы решили делать свое. Семь модулей уже сделали, три в работе. А BIM-модель и BIM-проектирование — это внешняя среда. Наша задача с ними интегрироваться. Есть 1С. И некоторые наши заказчики используют 1С в производственном процессе. Мы с ними уже интегрировались. Мы умеем оттуда забирать информацию к себе и выдавать обратно. Есть те же дроны, которые летают и вместо прораба могут нам давать факт. Прораб написал: я выполнил 50 кубов земли. А дрон пролетел, сделал фотографию, ее обработали через специальную платформу и получили, что там 30 кубов. И в этом случае мы получим идеальную картинку.

Чтобы вы понимали, с кем и как мы работаем, расскажу о наших заказчиках. Тоже очень интересная история. Некоторые говорят: «У нас ничего нет. Мы боимся. Мы не понимаем». Начинаешь с ними разбираться, шаг за шагом. Выясняется, что они как раз готовы. И мы два вывода сделали за это время: чем ближе собственник к процессу, тем лучше они готовы, и чем выше маржинальность основного производства, тем ниже качество управления инвестиционно-строительной деятельностью. Что я имею в виду? Некая известная компания, не буду называть: маржа по основной деятельности 50 процентов. Гигантская маржа, согласитесь. А инвестиционная деятельность управляется так, что мы пришли и за три месяца дали им предложения по миллиардной экономии, которые были в результате реализованы. Мы доказано сэкономили 16 процентов от каждой годовой программы. 16 — это очень много. А есть компании, которые говорят: «Мы хотим, чтобы все максимально было оцифровано». А я им говорю: «Ребят, а вы вообще понимаете, что вы захлебнетесь в этих данных?» Не понимают. Им кажется, что если у них будет все, то они будут счастливы. «А вы представляете, сегодня десять цифр, а завтра миллион. Вас же накроет. У вас будет винегрет из этих цифр, хаос. Вы не будете знать, как этим управлять».

Фото: Олег Сердечников

Помнить о рабочих

— Еще очень важный момент. Максимально эффективно все это работает тогда, когда мы еще получаем современные решения управления трудовыми ресурсами, так называемые уберы. Типа «Яндекс.Такси». Ни много ни мало, но в стране на стройке не хватает двух-трех миллионов человек. И мы делаем «Убер» — такой маркетплейс на рабочих. Но только смотрим на это гораздо шире. Мы говорим: «А давай обеспечим возможность быстро организовать твой переезд на эту стройку». Называется на нашем языке «мобилизация на объект». А кроме того, мы можем тебе дать возможность обучиться, переаттестоваться на более высокий разряд. Мы можем тебе дать возможность застраховаться. Как только ты заключил договор, ты сразу стал интересен банкам. Тебе могут дать какие-то подъемные, тебе могут дать зарплатную карту. Более того рабочему можно дать доступ к онлайн-кинотеатрам. Дать подключения к сериалам. И он вечером не будет бухать. Посмотрит сериал, утром вовремя в восемь часов выйдет на стройку не с похмела. Представляете, как у него производительность повысится?! А что это такое сейчас я описал? Это экосистема рабочего. Мы для рабочего делаем максимально удобное комфортное пространство.

И уже сейчас у нас несколько десятков тысяч рабочих в нашей базе. Как в «Яндекс.Такси», так же и здесь. Когда это будет приличная аудитория, я думаю, что это очень хорошо заработает. Это будет и другим участникам рынка интересно. Как сегодня работает эта пресловутая мобилизация? Рабочего наняли. И дальше непонятно: кто оплачивает билеты? Как он на место добирается? А тут все будет понятно. Я знаю примеры из других областей, где это доказанный эффект. У водителей большегрузов такого рода забота привела к тому, что они не нарушают правила дорожного движения, едут с нормальной скоростью, не изнашиваются колеса, не происходит избыточного завышения ГСМ. Водитель не рвет машину. Вплоть до того, что коллеги посещают его семью, когда он в рейсе, спрашивают: «Картошка не нужна?» И когда он приезжает, он понимает, что у него дома все есть, что о нем заботятся, что у него есть нормальный режим работы. И он свою работу гораздо более доброкачественно выполняет. Вот такая история. Она у них работает, и я уверен, что и здесь работает. Это на цифрах получили.

Гигантские перспективы

— Насколько готова отрасль к внедрению ваших продуктов?

— Я бы сказал так: отрасль сейчас поделилась. Гражданское строительство и десятка девелоперов в силу обозначенных факторов очень готовы. И они даже, может быть, опережают и нас. Они могут миллиарды вкладывать в решения. И там неплохие решения есть. Может быть, даже избыточные. Могу отметить «Самолет», могу отметить «Эталон», могу отметить ПИК. Они на этой ниве уже давно работают. Но это, как я сказал, всего лишь 30 процентов строительной отрасли. А остальные делятся: я думаю, что процентов 20 готовы, процентов 30 на это с вниманием смотрят и оценивают свою готовность. Некоторые, как я говорил, хотят сразу оцифровать все. И процентов 50, для которых это пока что-то заоблачное, им и так все хорошо. Но я бы сказал, что постепенно доля готовых увеличивается. Например, на выставке MosBuild на нашем стенде была очередь на презентацию. Люди записывались.

Рынок разворачивается. Все больше и больше клиентов и на выставках, и из рекламы, и из публикаций узнают о нас. Они к нам приходят и говорят: «Мы видим, что вы не просто айтишники, вы в этом глубоко понимаете. И мы хотим с вами посотрудничать, понять. Расскажите, подскажите, может, нам и не нужны все модули?» А может, и не нужны все модули. Конечно, зачем усложнять? Надо идти от простого к сложному, от общего к частному, маленькими шагами.

— Как вы оцениваете объем рынка и возможности вашего расширения?

— Тут можно разные использовать методики оценки. Сейчас общий рынок строительства — 13 триллионов, и он будет расти, потому что стройка в нынешних условиях — это один из драйверов экономики. Нам сейчас это и нужно. Вот почему вице-премьер Хуснуллин и разгоняет стройку гигантскими темпами. Дороги строятся, жилой фонд и так далее. И рынок будет стремиться постепенно к цифре около 20 триллионов. Примерно 400 миллиардов — это рынок автоматизации на всю стройку. А почему 400? Да потому что есть заказчики, есть подрядчики, есть банки, все тратят деньги. Если мы придем и скажем им: «Ребята, есть единое решение — наше или конкурентов», — они начнут использовать, начнут экономить, мы им принесем экономию.

А можно идти от количества проектов. В свое время мы находили в статистике, что строится ежегодно порядка полутора, может быть, сейчас уже больше — две тысячи проектов стоимостью больше 500 миллионов. Почему 500 миллионов? Потому что, по моему экспертному мнению, и его разделяют многие участники рынка, при проекте до 500 миллионов объект понятен и может управляться «руками». То есть в Excel там проще. Если ты уже все проекты зашил в платформу, то проще работать в платформе. У нас есть клиент, который не управляет проектами, но начал через нашу платформу управлять своей деятельностью, всеми процессами. Он говорит: «Я хочу, чтобы мой сотрудник приходил на работу, открывал вашу платформу. Ему не нужны больше Excel и другие программы, только ваша платформа». И у них все проекты сразу подгружаются туда. Тогда, конечно, и для 500-миллионных наша платформа нужна, и для меньших, потому что все проекты в одном месте.

Но если кто-то делает маленькие проекты, нужно ли им переходить? Я всегда считал, что не нужно. Я всегда считал, что для полутора тысяч таких значимых проектов мы нужны. А это уже величина приличная. И я примерно на ту же цифру выхожу, которую назвал по рынку. Но тут приходит колхозник, именно колхозник, и говорит: «Я выиграл грант на строительство объекта мелиорации на своих полях. Я ничего не понимаю в стройке, я колхозник». Но продвинутый, цифровой колхозник. Много чего про урожай, про сельское хозяйство понимает. И он говорит: «У меня альтернатива. Либо взять сейчас семь-десять человек и объект длиной четыре-пять месяцев. Заплатить им много, еще непонятно, что от этого получить, чтобы они поуправляли этой стройкой. Кто-то же должен этим управлять, чтобы подрядчик все сделал своевременно в нужном качестве в рамках бюджета и так далее. Либо я беру вашу платформу. И не нужно мне, соответственно, столько людей».

И он с нами заключил контракт. У него не 500, а 170 миллионов. И тогда я понял, что я недооценивал этот сегмент достаточно мелких и средних проектов, которым тоже это может быть очень полезно. Поэтому пока у нас около 400 миллиардов рынок. Но у нас есть понимание, что в России несколько десятков тысяч генподрядных организаций, из них более или менее живых около 10 тысяч, которых нужно охватывать. По сути, первые топ-500 все что-то строят. И дальше тоже строят. Сейчас везде видны инвестиции в строительство.

А теперь самое интересное. Приходит к нам дружественный наш бизнес. Они не строят. У них завод. Они собирают мини-ТЭЦ и говорят: «Ищем автоматизацию, вкладываемся в 1С, ничего не получается. Уже вложили пять-шесть миллионов, выхлоп — ноль. Я говорю: «А попробуйте нашу». — «Но у нас же не стройка». Я говорю: «Давайте разбираться. У вас есть рабочая документация? Или какая-то документация, проектная, техническая? Разрабатываете?» — «Разрабатываем». — «У вас есть комплектация материалами и оборудованием?» — «Да, конечно. Мы же собираем из чего-то мини-ТЭЦ». — «У вас есть график?» — «Да». — «У вас есть бюджет?» — «Да». — «У вас есть поручение?» — «Да». Выяснилось, что это не стройка, это производство. Но проектное производство. И выяснилось, что они могут полностью использовать нашу платформу, и они счастливы.

Представляете? Это совершенно другой взгляд. Делали для стройки, но сделали, наверное, настолько неплохо, что подходит и для производственных предприятий, где есть такой же проектный подход, не конвейерный. Идти на ГАЗ сейчас бессмысленно. У них другой бизнес. А вот везде, где есть какой-то проект и техническая документация, какой-то этап комплектации, какой-то этап производства работ, можно управлять с помощью нашей программы. И они с удовольствием ею пользуются. А сколько таких заводиков и заводов?! Сложно сказать. Пока в эту нишу мы даже не пытались по-настоящему погрузиться.

Мы обратились к представителям компаний, использующих программные продукты компании «Прагма», с просьбой рассказать об их опыте

Александр Байер, руководитель проекта «Объекты строительства Росгранстрой» компании «Институт “Оргэнергострой”»:

— Почему вы выбрали программный продукт компании «Прагма»?

— Наша компания, «Оргэнергострой», постоянно использует цифровизацию в своей деятельности, и использование модульного пакета компании «Прагма» — это просто следующий шаг. Мы провели сравнительный анализ различных программных продуктов по критерию цена — качество. И по нему продукт «Прагмы» выиграл. Самое главное и важное для нас отличие его от других программных продуктов — это модульность: мы можем использовать те или иные модули программы в зависимости от задач, которые перед нами стоят на каждом этапе строительства или развития проекта. И это облегчает работу в целом с этим программным продуктом.

Строительство объектов, которое мы осуществляем, — это бесчисленное количество коммуникаций на разных уровнях. Если говорить об обычных бизнес-процессах, то для их характеристики может быть достаточно одного-двух показателей, их можно передать по мейлу или по WhatsApp. В нашем случае это таблица Excel, грубо говоря, в 800 строк на 600 столбцов, ее даже переслать трудно, а распечатать вообще невозможно. А ведь по этим показателям нужно принимать управленческие решения. Программные продукты «Прагмы» — агрегаторы — позволяют обойтись без таких таблиц. Кроме того, они достаточно просты во внедрении.

— Что вам дало использование программ «Прагмы»?

— Мы работаем с ними только с декабря, всего несколько месяцев. И пока мы не все модули установили, внедрение идет полным ходом. Но на одном из наших проектов мы установили центровой модуль — дашборд, или, по-русски, панель управления, и я могу сказать, что объем отчетности вокруг этого проекта сразу упал, то есть ее стало значительно меньше. На порядок, может быть, даже на два. И это главная польза, которую мы видим от этого модуля. И надо отдать должное команде «Прагмы»: большую часть возникающих в ходе внедрения проблем она берет на себя и решает их в процессе внедрения. Сопровождает. В этом смысле им респект.

Еще важно, что у этой программы не ограничено число пользователей и все заходы происходят через браузер. Ничего не устанавливается на компьютер. Это важно, поскольку наши обособленные подразделения находятся в таких местах, где люди не живут, там медленный интернет, но все равно программа в состоянии работать. Это облегчило нам взаимодействие с удаленными офисами, получение онлайн-информации прямо с мест строительства, а они у нас находятся очень далеко.

Исполнительный директор инжиниринговой компании в сфере энергетики «ГенМастер» Владимир Шапошников:

— Почему ваша компания решила заняться цифровизацией процессов строительства?

— В настоящее время ни одна стройка не обходится без программного обеспечения, которое обеспечивает оперативное решение возникающих в ходе строительства вопросов и контроль за этапами строительства.

— Почему вы отдали предпочтение программным продуктам компании «Прагма»?

— Программные продукты компании «Прагма» привлекли нас по нескольким причинам. Во-первых, это наиболее удачная визуализация информации, которая поступает по ходу строительства. Нас привлекло то, как эта информация визуализируется и анализируется. Программа «Прагмы» позволяет нам правильно увидеть и оценить обстановку на том или ином этапе строительства, позволяет быстро принять оперативные меры для решения возникающих вопросов, позволяет контролировать ход строительства. «Прагма» позволяет при минимальных усилиях получать максимальное количество информации в форме, удобной даже людям, которые незнакомы со строительством, по тем параметрам, по которым определяется состояние проекта на том или ином этапе строительства.

Внедрение программы компании «Прагма» позволило нам более эффективно управлять процессом строительства энергоцентров. В чем это выражается? В том, что в любой момент я могу спокойно зайти, посмотреть, на каком этапе решение тех или иных вопросов, на каком этапе у нас находится реализация того или иного строительного договора. Как двигаются деньги, какие вехи мы прошли, в чем задержка. Я знаю, что «Прагму» делали люди, которые сами строили, которые сами реализовали большие, серьезные строительные проекты, и это заметно. Потому что в предоставляемой информации нет ничего лишнего, все самое важное, самое необходимое, все, что требует оперативной оценки. Вся информация, которая нужна, изложена, на мой взгляд, в удобной визуализации, которая устраивает практически всех, начиная с руководителей и собственников компании и заканчивая руководителями на местах ведения строительства.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Распутать кавказский узел Распутать кавказский узел

Армения и Азербайджан приближаются к развязке в затяжном поствоенном напряжении

Эксперт
Хаос в полях: рынок загородной недвижимости никак не выберется из депрессии Хаос в полях: рынок загородной недвижимости никак не выберется из депрессии

Затянувшееся ожидание нового предложения и вера в растущий потенциальный спрос

Forbes
Ломать и строить Ломать и строить

Запущен проект, призванный облегчить модернизацию устаревших предприятий

Эксперт
Двое школьников зарезали свою одноклассницу, посмотрев фильм «Крик». Они записали радостное видео Двое школьников зарезали свою одноклассницу, посмотрев фильм «Крик». Они записали радостное видео

Как два подростка решили стать убийцами

ТехИнсайдер
Мы выбираем друг друга не случайно Мы выбираем друг друга не случайно

Выбор партнера предопределен всем предшествующим ходом нашей жизни

Psychologies
Как долго человек может обходиться без сна? И что случится, если хронически недосыпать? Как долго человек может обходиться без сна? И что случится, если хронически недосыпать?

Насколько важен регулярный сон для повседневной жизни человека?

ТехИнсайдер
В чем разница между оливками и маслинами. Дело не только в цвете В чем разница между оливками и маслинами. Дело не только в цвете

Что такое маслины и чем они отличаются от зеленых оливок?

ТехИнсайдер
Создана полная карта мозга дрозофилы. Он очень похож на искусственную нейросеть Создана полная карта мозга дрозофилы. Он очень похож на искусственную нейросеть

Создана самая сложная на сегодня карта мозга насекомого

ТехИнсайдер
Вакантное место: как изменился российский рынок недвижимости Вакантное место: как изменился российский рынок недвижимости

Саян Цыренов рассказывает, как трансформируется российский рынок недвижимости

Forbes
Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии Волшебство или химический коктейль: что такое любовь с точки зрения биологии

Как чувство любви меняет мозг?

Psychologies
Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию! Чувствуете себя уставшим? Эти 4 продукта забирают вашу энергию!

Обратите внимание на эти 4 продукта — они могут быть виновниками вашей усталости

ТехИнсайдер
Любовь и кровь: знаменитости, жестоко убитые собственными фанатами Любовь и кровь: знаменитости, жестоко убитые собственными фанатами

Случаи, когда звезды умерли именно от рук тех, кто еще недавно их боготворил

VOICE
По рыбным местам По рыбным местам

Куда лучше отправиться в этом году на рыбалку

Деньги
Курс на юго-восток: как переехать в тропическую страну и можно ли там жить долго Курс на юго-восток: как переехать в тропическую страну и можно ли там жить долго

Разбираемся в тонкостях жизни в разных странах Юго-Восточной Азии

Forbes
Что делать, если один наушник AirPods не работает? Что делать, если один наушник AirPods не работает?

AirPods великолепны — за исключением случаев, когда один из них не работает

ТехИнсайдер
Как модель Vogue Ли Миллер стала военным фоторепортером во время Второй мировой войны Как модель Vogue Ли Миллер стала военным фоторепортером во время Второй мировой войны

Модель и фотограф Ли Миллер главные свои снимки она сделала под бомбежками

Forbes
Чем опасны искусственные подсластители: 6 страшных последствий для здоровья Чем опасны искусственные подсластители: 6 страшных последствий для здоровья

Думаете, если заменить обычную колу на диетическую, вы сможете похудеть?

ТехИнсайдер
Мягкая сила Мягкая сила

Выдающаяся оперная прима, покорившая лучшие сцены мира — Хибла Герзмава

OK!
В центре Млечного Пути есть загадочный объект, не поддающийся стандартам астрономии В центре Млечного Пути есть загадочный объект, не поддающийся стандартам астрономии

Удивительный и экстремально эволюционирующий объект в центре Млечного Пути

ТехИнсайдер
Тайская весна Тайская весна

На тайских курортах незабываемые впечатления весной обеспечены

Лиза
Полноценная Полноценная

Сегодняшняя премьера – версия Omoda C5 4WD. Модель обрела привод на все колеса

Автопилот
Воображая интернет: как появились сетевые манифесты Воображая интернет: как появились сетевые манифесты

Манифесты ― ключевой формат дискуссий интернета

ТехИнсайдер
Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота? Тайна крушения Ту-104 в Пушкине: кто виноват в гибели всего командования Тихоокеанского флота?

Почему результаты расследования катастрофы Ту-104 держали в тайне?

ТехИнсайдер
7 простых шагов для борьбы со стрессом и усталостью после зимы 7 простых шагов для борьбы со стрессом и усталостью после зимы

Усталость сигнализирует, что пора что-то поменять в своей жизни

Правила жизни
Как Анахита Ратебзад добивалась гендерного равенства в Афганистане, но потеряла все Как Анахита Ратебзад добивалась гендерного равенства в Афганистане, но потеряла все

История женщины, которая слишком опередила свое время

Forbes
Доходы обошли прогноз Доходы обошли прогноз

В 2023 году реальные располагаемые доходы могут вырасти

Эксперт
Художественное конструирование Художественное конструирование

О тонкости кишки искусственного интеллекта

Автопилот
30 лет спустя Mercedes-Benz вспоминает свой первый G-класс с двигателем V8 30 лет спустя Mercedes-Benz вспоминает свой первый G-класс с двигателем V8

Именно он заложил основу последующего триумфа знакового внедорожника

4x4 Club
Трагические судьбы известных супермоделей Трагические судьбы известных супермоделей

Пока все восхищались и завидовали этим моделям, они переживали настоящие драмы

VOICE
Мария Киселева. Блиц-интервью Мария Киселева. Блиц-интервью

Блиц-интервью со звездой шоу «На выход!» Марией Киселевой

Лиза
Открыть в приложении