Когда связи не рвутся
Мы привыкли к тому, что мобильная связь доступна везде: на улице, в зданиях, на стадионах и даже в метро. Это кажется естественным. Но для обеспечения такой доступности инженерам пришлось решить много нетривиальных задач.
Покрытие и емкость
Один из самых частых вопросов звучит примерно так: почему нельзя установить одну сверхмощную базовую станцию, например на Останкинской башне, и покрыть окружающее пространство? Первые системы подвижной радиосвязи, появившиеся еще до Второй мировой войны, так и работали. Антенны советской системы «Алтай-1» были смонтированы на шпиле высотки на Котельнической набережной, а антенны модернизированной системы «Алтай-3М», развернутой к Олимпиаде-80, – как раз на Останкинской телебашне, покрывая пространство в радиусе от 50 до 100 км.
Интернет/общая аудитория
- 97 500 000 человек (12+)
- 80% населения
По данным Media Cross Web. Вся Россия, население 12+, охват за месяц
Интернет/время
3:40 в день проводит средний россиянин в интернете
90% потребления приходится на мобильные устройства
По данным Media Cross Web. Вся Россия, население 12+, среднесуточное время среди населения в день
Проблема таких сетей была в ограниченной емкости: в выделенный частотный диапазон можно было «втиснуть» не так уж много каналов. Как следствие, услуга становилась элитарной и доступной лишь правительственным кругам. Выход был найден в ячеистой структуре, образованной маломощными станциями, где соседние соты работают на разных частотах и не мешают друг другу. Это позволило резко нарастить емкость, но ограничивало радиус действия базовой станции. Первая сеть GSM в Москве состояла всего из восьми базовых станций, которые устанавливались с учетом требуемого покрытия и оптимальной емкости. По мере роста клиентской базы увеличивалось и количество базовых станций – деловые газеты даже публиковали карты покрытия столицы сотовыми сетями. В какой-то момент покрытие стало полным, но возникли другие проблемы. Например, оказалось, что у жителей высоток связь неустойчивая, хотя логика подсказывала, что должно быть наоборот. Дело в том, что размещать станции слишком плотно нельзя: они начинают мешать друг другу, проявляется эффект частотной интерференции. Один из методов борьбы с ней – направленные антенны, которые располагаются на зданиях и излучают вниз – туда, где находятся пешеходы и водители. А вот выше 20-х этажей начинает сказываться переотражение: сюда поступают десятки, если не сотни сигналов с одинаковым уровнем частот. Телефон, анализируя спектр и сканируя все частоты, «сходит с ума», и вместо разговора абонент слышит бульканье.
Решается такая проблема перенастраиванием базовых станций и изменением углов наклона антенн. «Раньше это делалось вручную, сейчас процессом управляет в автоматическом режиме программно-аппаратный комплекс, – говорит технический директор московского региона МТС Владислав Медведев. – Сеть постоянно настраивается; как говорят специалисты, "дышит" в зависимости от нагрузки. Но в небоскребах Сити, высотных жилых домах и торговых центрах проблема решается по-другому: там по всем этажам тянется фидер, который передает сигнал на небольшие антенны. Решение довольно дорогое, но очень надежное».