Виртуальная девушка поможет стать долгожителем
Создатели мобильного приложения Otri хотят помочь человечеству победить неправильное питание — главную причину смертности в современном мире. Вложив в начале 2019 года порядка 30 тысяч долларов и создав демоверсию, предприниматели Иван Дегтярь и Евгений Черешнев привлекли около трех миллионов долларов от российских и британских инвесторов и спустя четыре месяца после сделки выпустили свой продукт на рынок.
Otri — выдуманное слово, соединившее английское nutrition («питание») и женское имя Одри (Audrey), которое понравилось создателям приложения наличием образа ИИ, как и у других виртуальных помощников — Сири и Алисы. Приложение Otri состоит из трех основных частей.
— Первая — система оценки здоровья на основании анализа. Ты не можешь контролировать то, что не измеряешь. Нужны объективные данные, на которые можно влиять, — объясняет СЕО проекта Иван Дегтярь. — Мы выбрали биохимический базовый анализ крови. Во-первых, это привычная процедура. Во-вторых, в этой сфере очень много научных исследований, на основе которых можно строить методологию.
После регистрации в системе пользователь заказывает пакет исследований — в стандартном «чекапе» пятнадцать показателей. Он стоит не так уж и мало — восемь с половиной тысяч рублей — и включает в себя диагностику работы всего организма, контроль опасных отклонений и рекомендации врача. Впрочем, анализы из списка можно сдать самостоятельно в любой клинике или лаборатории и загрузить в Otri уже готовые результаты. По мнению создателей приложения, это необходимо делать регулярно — раз в два-три месяца, чтобы наблюдать за организмом и отслеживать отклонения.
Регулярный трекинг, кроме анализов, дополняется общим анамнезом. Это основные биоданные (пол, возраст, вес), система методологических опросников, которые задает система и дополняет знания о пользователе — о хронических заболеваниях, болезнях родственников, жалобы, общее самочувствие.
— Так система узнаёт, что с человеком происходит, и подбирает рекомендации. Они могут быть по изменению рациона — какие продукты добавить, какие обязательно исключить. Могут быть связаны с полезными действиями — например, принимать ванну с магниевой солью, увеличить физическую активность, заняться медитацией при выраженном стрессе. Система также подбирает человеку курс витаминов и биодобавок и персональную выборку подходящих человеку статей о здоровье, — объясняет Иван. — Рекомендации формирует система на основе алгоритмов и машинного обучения, но перед тем, как их увидит пользователь, они проходят контроль медицинского эксперта. Ну и третий этап — в некотором смысле самый важный. Это выполнение рекомендаций.
— Как вы мотивируете пользователя следовать рекомендациям?
— В медицине есть такой популярный термин — «комплаенс», добровольное следование рекомендациям врача. Мы стараемся построить механики в продукте, которые упрощали бы следование здоровому образу жизни и дополняли мотивацию выполнять правильные действия. Например, у нас есть система внутренних баллов, которые мы даем за целевые действия, а позже их можно использовать как скидку при заказе анализов.
Как рождалась Otri
Основатели проекта Otri познакомились в 2017 году на конференции TEDx в Воронеже. TED (аббревиатура от англ. «Технологии, развлечения и дизайн») — формат международных конференций, посвященных глобальным проблемам и распространению уникальных идей. Иван Дегтярь был организатором конференции, а Евгений Черешнев — одним из спикеров. Он в 2015 году вживил себе в руку электронный чип и в рамках выступления «Кибернетический человек» рассказывал, как человек через чип связывается с цифровой реальностью и становится частью этой технологической среды. К тому времени Евгений уволился из «Лаборатории Касперского», где занимал должность вице-президента по международному маркетингу, и открыл в Великобритании свою компанию Biolink.Tech Ltd, на базе которой уже в скором будущем партнеры запустили Otri.
Иван на тот момент как раз закончил предыдущий бизнес-проект и тоже находился в поиске перспективной идеи. До этого он несколько лет работал в ряде IT-компаний, запускал собственные бизнес-проекты, представлял интересы Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) в Воронеже и сотрудничал с фондом в качестве эксперта преакселератора — занимался консультациями стартапов на ранней стадии по всей стране. Поработав экспертом-консультантом для стартапов, он решил, что это очень востребованная на рынке услуга, и запустил свой первый IT-проект Callmementor по консалтингу проектов на ранней стадии.
— Сервис объединял экспертов и стартапы — разовые консультации или постоянное сопровождение по подписке. Закрылся через четыре месяца — не было спроса, — вздыхает Иван. — Думаю, это была иллюзия, что люди приходят за советами в акселераторы типа ФРИИ. Они туда идут за инвестициями. И готовы принимать советы в ожидании финансовых вливаний в свои проекты. По сути, советы воспринимаются как приложение к инвестициям.
Иван и Евгений познакомились и пришли к решению запустить общий проект. На старте у них был ряд идей. Например, они рассматривали возможность разработать игровой мир дополненной реальности по мотивам вселенной «Звездных войн» компании Disney. Оказалось, что Disney сама этим успешно занимается, да и предпринимателей больше драйвили глобальные вызовы общества, например неправильное питание.
— На первый взгляд неправильное питание кажется банальной вещью, незначительной неприятностью, которая была с человеком как будто бы всегда. Но на самом деле оно является случайно сложившейся катастрофической ошибкой и первой причиной смертей в развитом мире, — рассуждает Иван. — Ошибкой, потому что человек неправильно питается не от природы и не по собственному осмысленному выбору, а по стечению обстоятельств — исторически так сложилась индустрия производства еды, мировая логистика, система продажи продуктов и так далее. Катастрофической ошибкой, потому что по статистике в одних только США неправильное питание прямо и косвенно становится причиной более чем 700 тысяч смертей ежегодно. Это диабет второго типа, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и даже некоторая часть раковых заболеваний. Вы только представьте: по состоянию на 2019 год в мире более 39 процентов людей имели ожирение или избыточный вес, а в некоторых категориях населения России эти показатели достигают 77 процентов.
На старте предприниматели решили сделать мобильное приложение-сканер, которое знает о продукте больше, чем написано на упаковке, знает что-то о состоянии пользователя и может эту информацию совместить. С этого началось то, что в результате стало мобильным приложением Otri.
— То, что мы делаем, — это не про диетологию или нутрициологию. Это сервис комплексной превентивной заботы о здоровье. Мы предлагаем не только изменения в рационе, выбор продуктов, но и персональный курс витаминов и добавок, которые подходят организму именно сейчас. Мы предлагаем рекомендации по физической активности, образу жизни. Есть рекомендации по обследованию здоровья и посещению медицинских специалистов. Советы по правильному сну и борьбе со стрессом, — объясняет Иван.
— Сегодняшняя система здравоохранения в основном настроена для лечения случившихся болезней, а текущая потребность человечества заключается в предупреждении и профилактике.
Цифровой портрет пользователя
Ожидаемо, что отличительная черта аудитории Otri — люди с осознанным отношением к здоровью. Чаще всего те, кто решил использовать это приложение, до этого уже начали пользоваться коммерческой медициной, и не для того, чтобы вылечиться, а с целью проверить и контролировать свое здоровье.
— Мы думали, что среди пользователей Otri окажется больше женщин — есть миф, что они больше заботятся о своем здоровье. И среди первых пользователей, действительно было 60–70 процентов женщин в возрасте 35 плюс. Но когда пользователей стало больше, статистика выровнялась, — рассказывает Иван. — Заметный тренд — довольно много детей, больше пяти процентов детских профилей — в возрасте семи–десяти лет, а самым младшим пользователям менее двух лет. Естественно, аккаунты им заводят родители. Мы сейчас разрабатываем под них специальные «чекапы». Есть те, кто хочет заботиться о своих пожилых родителях, и заводят профили 60 плюс лет. Их меньше, чем детских.
При этом, конечно, существует и фактор дохода. Тратить на здоровье основную часть денег нужно, пока ты здоров, а это трудно принять. Потратить раз в несколько месяцев на здоровье несколько тысяч рублей, учитывая, что проблем со здоровьем ты при этом не испытываешь, — это серьезный конфликт со средним семейным бюджетом.
Приятная синергия с продуктовым ритейлом
Для реализации проекта, изначально направленного на западного потребителя, Евгений и Иван начали привлекать инвестиции в свою британскую компанию Biolink.Tech Ltd.
— Мы сделали демоверсию приложения на английском языке — это не рабочее приложение, а просто прототип, на котором можно увидеть некоторые будущие экраны приложения и часть функций. На демо и первые шаги по реализации идеи мы потратили порядка 30 тысяч долларов, — вспоминает Иван. — Имея прототип на руках, мы начали рассылать заявки в десятки фондов-акселераторов в США и Великобритании, в Европе. Было очень много звонков, встреч, переписок, но в основном были отказы. Хотя предложений было тоже достаточно, они чаще всего не отвечали нашим интересам по размеру инвестиций или по условиям. Нас приглашали в акселерационные программы с инвестициями в десятки тысяч долларов или просто в акселераторы без инвестиций, а иногда даже в платные программы, которые помогают стартапам на старте с экспертизой и контактами, но берут за это деньги.
Параллельно проект показывали по своим контактам в России, и им довольно быстро заинтересовалась «Азбука вкуса». Она не только предложила партнерство, но и вложила 337 тыс. фунтов, став инвестором и владельцем 4,49% компании Biolink.Tech Ltd.
— Так сложилось, что «Азбука вкуса» решила помочь нам запуститься в России. И мы решили сделать здесь пилотный проект, а потом вернуться к глобальному рынку. Это также позволило реализовать e-grocery часть проекта — пользователи Otri могут заказывать рекомендованные продукты с доставкой на дом.
— Вы не боитесь обвинений в лоббировании этой сети магазинов? Что Otri не столько рекомендует полезное питание, сколько продвигает ассортимент «Азбуки вкуса»?
— Во-первых, мы рекомендуем не конкретные товары из «Азбуки вкуса», а изначально просто рекомендуем какие-то продукты добавить в рацион или исключить из него. Например, мы предлагаем пользователю добавить в рацион авокадо, а где его покупать — выбор самого пользователя. Заказ продуктов через приложение из «Азбуки вкуса» — это просто дополнительное удобство пользователей. Ну и во-вторых, «Азбука вкуса» есть только в Москве и Петербурге, в других городах мы будем работать с другими ритейлерами, — пожимает плечами Иван.
Работа над первой рыночной версией приложения велась очень интенсивно. Первоначальные инвестиции, первый раунд запуска проекта составил два миллиона фунтов от «Азбуки вкуса» и британских инвесторов. И через четыре месяца после заключения сделки с «Азбукой вкуса», 20 апреля 2020 года, приложение было выложено в App Store. — Приложение постоянно меняется, обновления выходят в среднем раз в две недели, стараемся регулярно улучшать удобство и развивать функциональность. Например, на старте был заказ анализов только через приложение, и работало это только в Москве. Почти сразу появилось много пользователей, которые на это жаловались и которым сервис был недоступен, и мы оперативно добавили возможность загружать результаты анализов из любой точки мира, — рассказывает Иван. — А к концу 2020 года появилась возможность купить полугодовой или годовой абонемент с серией из нескольких чекапов.
— У нас очень емкий продукт с точки зрения используемых технологий, количества требующейся экспертизы — своя команда врачей, нутрициологов, биохимиков, разработчиков, дизайнеров. Всего сегодня в команде двадцать пять человек, — поясняет Иван. — После начала роста выручки мы стали вкладываться в маркетинг. Сегодня у нас порядка 70 тысяч скачиваний, около 30 тысяч зарегистрированных пользователей, из которых несколько тысяч регулярно сдают анализы и пользуются Otri.
Месячная выручка начала расти с августа 2020 года и к началу этого года достигла полутора миллионов рублей. К концу февраля ее планируют довести до двух с половиной миллионов рублей и к концу второго квартала выйти на операционную прибыль. Для этого нужно зарабатывать не менее восьми миллионов в месяц. На следующий («посевной») раунд привлекается еще два с половиной миллиона фунтов.
«Здоровое питание» — это ментальная ловушка
Возникает закономерный вопрос: не слишком ли много пафоса вокруг, в общем-то, обычного мобильного приложения? Иван Дегтярь уверен, что нет.
— Это глобальная мировая проблема, что все больше денег вкладывается в здравоохранение, потому население стареет, сложные заболевания требуют больших инвестиций, становится все больше пациентов, бюджеты растут, но их всегда не хватает. Если в ближайшие десятилетия государственное здравоохранение хотя бы отчасти займется превенцией, если людей приучат регулярно проверять здоровье, пить витамины и добавки, а не лекарства, это может сократить расходы на систему кратно. Тренд на цифровизацию медицины и уход от только лечения к превенции очевиден не только отдельным командам энтузиастов как мы, но и инвесторам, бизнесам, многим государствам. Ну и главное — на это очень сильно растет спрос у людей.
— Как вы считаете, насколько здоров среднестатистический человек?
— Недавно мы проводили исследование на базе наших пользователей. Результат неутешительный: абсолютно здоровых людей на момент старта использования сервиса почти нет. Из исследования по 15 параметрам больше всего людей, у которых отклонения по двум-трем из них. По четырем и больше — у небольшого процента, но у столь же небольшого процента пользователей отклонения только по одному параметру. То есть в большинстве случаев в организме, прожившем в современных реалиях пару десятков лет, уже что-то идет не так. Может, эти отклонения и не выльются в конкретные заболевание в ближайшее время, но чаще всего они влияют на общее физическое состояние.
— Как вы намерены развивать диагностику?
— Мы будем увеличивать количество параметров и точность определения состояния здоровья на их основе. Сейчас мы смотрим только на биохимию крови и отдельные биоданные человека. Но в будущем мы собираемся работать и с генетикой, и с органическими кислотами и другими типами медицинских данных. По большому счету не так важно, какие именно исследования организма лягут в основу твоей превентивной заботы о здоровье, главное, чтобы это были объективные научные данные и чтобы их было достаточно для глубокой персонификации рекомендаций.
Тяжелая дорога на глобальные рынки
Otri будет меняться и дальше. Появятся новые виды анализов и улучшатся способы их ввода в систему. К «продуктовой корзине» планируется добавить рецептурную часть — что и как из этих продуктов готовить. Планируется добавить в рекомендательную часть завершающие сценарии, когда блюда, витамины и добавки не только советуют, но и предлагают варианты их немедленно купить. Планируется разнообразить контент: пользователю будут постоянно предлагаться опросы и статьи, помогающие сознательно влиять на свое здоровье. В мотивационной части к рекомендациям будут создаваться «напоминалки» о времени приема.
Будет продолжена работа над нейронными сетями в области распознавания продуктов. В идеале можно будет приходить в любой продуктовый магазин и получать через сканер полную информацию о продуктах и рекомендации по их использованию. Интеграция с партнерами — с лабораториями, базами пользовательских данных, страховыми компаниями. Уже есть пользовательское соглашение с «Гута-клиник», которая предлагает Otri своим пациентам.
Компания намерена в течение двух лет увеличить российский рынок пользователей приложений для превентивной заботы о здоровье до миллиона человек. И в этом отношении конкурентные сервисы только помогают — рынок растущий. Сама же команда Otri планирует до конца весны увеличить количество пользователей до 200 тысяч.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl