Биография Вертинского — это попытка осмыслить события двадцатого века

ЭкспертСобытия

«Вертинский»: сначала на платформе и только через полгода в эфире

Почему именно в таком порядке

Вячеслав Суриков

Главную роль в сериале Авдотьи Смирновой «Вертинский» сыграл Алексей Филимонов. Kion

На церемониальной премьере сериала «Вертинский» в кинотеатре «Художественный» глава Kion Игорь Мишин предпочитал держаться в тени, отдав право быть в центре внимания медиа главе Первого канала Константину Эрнсту. Мишин даже признал, что готов отнестись с пониманием, если Первый решит показать «Вертинского» раньше, чем через шесть месяцев, о которых шла речь в заключенном между ними договоре. Почему он был заключен на таких условиях, ни тот ни другой не стали говорить напрямую, но об этом можно было догадаться исходя из истории создания сериала — ее рассказал сам Константин Эрнст.

Именно к нему обратилась Анастасия Вертинская с предложением экранизировать биографию ее отца. Сериал должны были запустить в производство еще в первой половине 2010-х, но этим планам, как и многим другим, помешал валютный кризис 2014 года. Проект был заморожен до лучших времен, которые в конце концов наступили: «Вертинского» запустили и сняли с размахом. Но первым его показал не Первый канал, а совсем недавно появившийся на свет Kion.

Для Kion «Вертинский», действие которого протекает в первой половине XX века, выглядит слишком экзотичным. Игорь Мишин, подводя итоги первых четырех месяцев работы стримингового сервиса, рассказывал, что за это время им удалось привлечь зрителя, почти равнодушного к историческому прошлому, о чем можно судить, например, по очень сдержанному интересу к вышедшему на сервисе документальному сериалу «Спорт XX века». Зато его внимание смогли захватить такие сериалы, как «Клиника счастья»: в нем главная героиня разбирается как с сексуальными проблемами своих пациентов, так и со своими собственными, а также сериал «Хрустальный» — о следователе, вернувшемся в родной город, чтобы поймать местного маньяка. В сериалах Kion сразу заявил свою повествовательную манеру, основная черта которой — хлесткость. Герои оригинальных сериалов Kion то и дело обнажаются перед зрителем как в переносном, так и в прямом смысле этого слова — исполнитель главной роли в «Хрустальном» Антон Васильев отказался сниматься в его втором сезоне: слишком много душевных сил было потрачено на первый.

Но даже в той версии, что выйдет только на Kion (зрителям Первого канала обещан цензурированный вариант), «Вертинский» демонстрирует излишнюю сдержанность: первая страстная сцена в нем появляется только во второй серии, когда главный герой в исполнении Алексея Филимонова оказывается в объятиях Веры Холодной в исполнении Паулины Андреевой. Авдотья Смирнова, одна из авторов сценария и режиссер, создает в сериале подчеркнуто изысканную реальность: зритель наблюдает исторические события, которые пришлось пережить главному герою, и через них погружается в его внутренний мир, едва ли не основная черта которого — утонченность восприятия реальности. Еще в своем предыдущем фильме «История одного назначения», где главный герой — Лев Толстой, она демонстрировала умение проникать в прошлое через художественный мир, созданный автором, ставшим главным героем ее фильма. В «Истории одного назначения» мы словно попадаем в тексты Льва Толстого, в «Вертинском» — в песни его главного героя.

В сериале их поет сам исполнитель главной роли — редко встречающейся случай в отечественных биографических проектах. Канонический облик Александра Вертинского — это или человек без возраста в гриме, или пожилой аристократ из «Анны на шее», одного из немногих фильмов, снятых с его участием уже в советский период. В сериале он появляется, когда ему еще нет и двадцати пяти — не самый растиражированный образ, дающий режиссеру пространство для допущений. Авдотья Смирнова воспользовалась этим приемом и в «Истории одного назначения», где показала Льва Толстого не бородатым старцем, а мужчиной, которому еще нет и сорока. В этом случае зритель не сопоставляет главного героя с привычным его образом, а открывает его для себя таким, каким до сих пор не знал. Уже в первой серии Алексею Филимонову удается убедить зрителей: он и есть тот самый Вертинский.

Выход «Вертинского» на Kion можно интерпретировать как компромисс, достигнутый в результате сложной системы соглашений, благодаря которым «Вертинский» и стал масштабным проектом — это видно уже по первым двум сериям, хотя их действие происходит в пределах России. Но это именно компромисс, и он до конца не выгоден ни одной из сторон. Едва ли Kion сможет обольстить этим сериалом аудиторию, которая формировалась «Клиникой счастья» и «Хрустальным». И наоборот, аудитория, которая подпишется на сервис, чтобы посмотреть «Вертинского», может быть шокирована и «Клиникой счастья», и «Хрустальным», и тем более «Секретами семейной жизни», где юная супружеская пара ввязывается в цепь убийств, становящихся для нее формой развлечения. Когда же «Вертинский» выйдет на Первом канале, это будет что-то вроде показа сериала для тех, кто не так уж и жаждал его посмотреть, и повторного — для всех остальных, тех, кто почти наверняка к тому времени найдет способ его увидеть.

«Вертинский» на Kion, по словам самого Константина Эрнста, — это эксперимент по отработке модели показов сначала в Сети, для тех, кто привык к потреблению контента именно таким образом, а уже потом в эфире классического телевидения — для менее толерантной аудитории. Это рабочая модель для телеканалов, которая к тому же оправдывает себя экономически. Телевидение неожиданно попало в ситуацию конкуренции с бурно развивающимися цифровыми платформами, каждая из которых стремится стать экосистемой. Пока что, по мнению Эрнста, ни одной из них не удалось стать настоящей экосистемой — способной удовлетворять потребность рядового потребителя в аудиовизуальном контенте на 75%. Чтобы они появились, понадобится еще несколько лет. Но тогда таких экосистем будет всего две или три. «Сначала их будет три, — прогнозирует Константин Эрнст — а потом две, хотя три [платформы], на мой взгляд, более устойчивая система».

Самым неожиданным фактором в этой конкурентной борьбе стал тот факт, что почти все новые платформы живут в условиях, когда их инвесторы не ждут немедленной отдачи. «“Нетфликс” тратит 13 миллиардов долларов в год и никогда не сообщает, насколько они остаются в минусе. Если вы это узнаете, то ужаснетесь, — намекает на обладание инсайдерской информацией Константин Эрнст. — Я дружу с вице-президентом этой компании и побожился ему, что никому не скажу, но это страшно произнести, вы не поверите. Это не экономическое решение, это мощная система инвестирования. Слава богу, что они инвестируют, но это ужасно для каналов, потому что стоимость людей в [съемочных] группах резко выросла за счет предложений платформ. Мальчик кей-грип, который обвешан железяками и может [на площадке] прикрутить что угодно, стоит почти столько, сколько стоят долги “Нетфликса”. Для российской аудитории эту сумму страшно называть. Но это короткое время инвестирования, дальше неудачники лопнут, а остальные будут существовать в реальной экономике».

Игорь Мишин подтверждает, что дела и в самом деле обстоят именно так: перед стриминговыми сервисами сейчас не стоит задача обеспечить экономическую эффективность каждого из запускаемых проектов. По его словам, если бы владельцы платформ пытались ее измерить и принимать решения исходя из ее величины, это напоминало бы попытки измерить экономическую эффективность рекламных слотов, которые телевизионщики предпринимали в девяностых годах и от которых в конце концов отказались: «Это этап становления, развития, он не будет бесконечно долгим. Иногда надо инвестировать в вещи, обладающие большим эмоциональным потенциалом. Телевидение и в его цифровом формате не может игнорировать важные задачи. Биография Вертинского — это попытка осмыслить события двадцатого века с высоты века двадцать первого. В это тоже стоит инвестировать».

Главный герой сериала Авдотьи Смирновой еще в первых сериях обнажает насилие, которым был наполнен XX век. Ее герой идет сквозь него, но не становится его соучастником и, как может, сопротивляется ему. Основной линией, которую он проводит и в творчестве, и в жизни, становится сострадание. В качестве ответного дара он получает способность выжить в ситуации, когда граница между жизнью и смертью очень тонка. Таков «Вертинский» Авдотьи Смирновой. Именно в такого «Вертинского» инвестировали Kion, Первый канал, Роман Абрамович и Сергей Адоньев.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Просто товар Просто товар

Когда нефть перестанет быть нефтью?

Forbes
«Ей выгодно быть больной»: свекровь притворяется, что у нее деменция? «Ей выгодно быть больной»: свекровь притворяется, что у нее деменция?

Когда потеря памяти свекрови — лишь «маска», которая помогает получить внимание

Psychologies
Настя Ивлеева Настя Ивлеева

Настя Ивлеева: «Цифровая реальность – это в высшей степени сексуально!»

Playboy
Музыкальная станция Akai MPC — «коробочка, похожая на Nintendo», которая заменила собой музыкальную студию Музыкальная станция Akai MPC — «коробочка, похожая на Nintendo», которая заменила собой музыкальную студию

Как благодаря Akai Music Production появились музыканты-продюсеры

VC.RU
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Осеннее равноденствие — 2021: как правильно подготовиться к долгой зиме Осеннее равноденствие — 2021: как правильно подготовиться к долгой зиме

В осенней части года тоже есть свое очарование и прелесть

Cosmopolitan
Полезные фрукты, которые составят конкуренцию сладостям Полезные фрукты, которые составят конкуренцию сладостям

Представляем вам полный и честный обзор полезных свойств фруктов

Cosmopolitan
Не надо бояться: 7 фактов об антидепрессантах Не надо бояться: 7 фактов об антидепрессантах

Что такое антидепрессанты, когда их назначают и почему их не надо бояться.

VOICE
«Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве «Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве

Интеграция на постсоветском пространстве будет продолжаться

Эксперт
Калифорнийское вино с миллиардом проданных бутылок, которое стоит почти как вода: тред об истории Two Buck Chuck Калифорнийское вино с миллиардом проданных бутылок, которое стоит почти как вода: тред об истории Two Buck Chuck

Фред Франциа хотел «усмирить» парней из Стэнфорда, выкупив винодельню

VC.RU
Ультраструктурный анализ указал на высокое качество льняной пряжи в Древнем Египте Ультраструктурный анализ указал на высокое качество льняной пряжи в Древнем Египте

Ученые сравнили характеристики древнеегипетского и современного льняного волокна

N+1
Здесь будет город заложён Здесь будет город заложён

Есть ли рациональное зерно в восточных мегапроектах и насколько они реализуемы?

Эксперт
Тест-драйв БАЗ-6402, тягача ЗРК С-400 «Триумф» Тест-драйв БАЗ-6402, тягача ЗРК С-400 «Триумф»

Как же ракеты попадают на боевую позицию где-нибудь в лесной глуши?

Популярная механика
Они пели про гранитный камушек и черные глаза: где сегодня артисты одного хита Они пели про гранитный камушек и черные глаза: где сегодня артисты одного хита

Исполнители одного хита. Рассказываем, что стало с артистами спустя годы

Cosmopolitan
В окаменелом хряще динозавра возрастом 125 миллионов лет обнаружили клеточное ядро с хроматином В окаменелом хряще динозавра возрастом 125 миллионов лет обнаружили клеточное ядро с хроматином

Вторая находка хроматина в ископаемых остатках позвоночных

N+1
Основатель SETTERS Евгений Давыдов – о русском креативе, сложностях и рекламном бизнесе Основатель SETTERS Евгений Давыдов – о русском креативе, сложностях и рекламном бизнесе

Основатель SETTERS — о рынке труда и высшем образовании

GQ
Спорт, музыка, танцы: как можно без насилия Спорт, музыка, танцы: как можно без насилия

Результата в спорте и музыке можно достичь только через страдания?

Домашний Очаг
Дмитрий Крымов: «Своими словами». Режиссерские экземпляры 9 спектаклей, записанные до того, как они были поставлены Дмитрий Крымов: «Своими словами». Режиссерские экземпляры 9 спектаклей, записанные до того, как они были поставлены

С чего начинается спектакль? Рассказывает Дмитрий Крымов в своей книге

СНОБ
Азбука здоровья Азбука здоровья

Пять мифов о менструации, которые давно пора забыть

Cosmopolitan
Будущий бывший: женщина прошла две свадьбы и один развод с одним и тем же мужем Будущий бывший: женщина прошла две свадьбы и один развод с одним и тем же мужем

Крис и Стефани Тиг решили развестись, а потом … дать браку еще один шанс

Cosmopolitan
Урал Хазиев. Все это рок-н-ролл Урал Хазиев. Все это рок-н-ролл

Урал Хазиев — первый продюссер «ДДТ», хиппи из Уфы и дизайнер одежды

Коллекция. Караван историй
7 лучших книг для повышения грамотности и развития речи 7 лучших книг для повышения грамотности и развития речи

Подборка книг, которые помогут быть более чуткими к словам и смыслам

Популярная механика

Рассказ о брате-близнеце, который погиб во время терактов 11 сентября 2001 года

Esquire
Ангела Меркель: вне эпохи, но уже в истории Ангела Меркель: вне эпохи, но уже в истории

Как канцлерин вывела Германию в лидеры свободного мира и остановила историю

Эксперт
«Хорошего сейчас в новой музыке значительно больше, чем плохого»: Борис Барабанов слушает песни молодых исполнителей «Хорошего сейчас в новой музыке значительно больше, чем плохого»: Борис Барабанов слушает песни молодых исполнителей

Музыкальный критик Борис Барабанов о новой русской музыке

Esquire
Извлечь корень Извлечь корень

Распутать клубок семейной истории нам помогают генеалоги

Seasons of life
Ученые выяснили, как формируются удивительные Ученые выяснили, как формируются удивительные

Ученые наконец-то выяснили, как возникают такие образования, как "дзэн-камни"

Популярная механика
Без единого изъяна Без единого изъяна

Установка натяжного потолка

Идеи Вашего Дома
«Я сделала силиконовые губы?»: Алла Довлатова разоблачила журналистку «Я сделала силиконовые губы?»: Алла Довлатова разоблачила журналистку

Алла Довлатова высказала свое отношение к увеличению губ

Cosmopolitan
Неэффективность противомалярийной вакцины у детей связали с незрелостью T-лимфоцитов Неэффективность противомалярийной вакцины у детей связали с незрелостью T-лимфоцитов

У детей в недостаточном количестве вырабатываются T-лимфоциты типа Vδ2

N+1
Открыть в приложении