С чего начинается спектакль? Рассказывает Дмитрий Крымов в своей книге

СНОБКультура

Дмитрий Крымов: «Своими словами». Режиссерские экземпляры 9 спектаклей, записанные до того, как они были поставлены

С чего начинается и рождается спектакль? Когда режиссер задумывает образ текста, который потом оживает на сцене? Дмитрий Крымов щедро делится с читателем набросками своих работ, «ходом дела», позволяя заглянуть за кулису. «Сноб» публикует фрагменты из книги, вышедшей в издательстве «Новое литературное обозрение

5b7c865c23761c40ec035c44a50f5687417f225d3ace14205168685025a9415c.jpg
Слева: обложка книги; справа: Дмитрий Крымов Издательство: «Новое литературное обозрение». Фото: Владимир Яроцкий

Сергей Николаевич, главный редактор проекта «Сноб»:

d369bd1c29bc2fc59d55e86c6e7358348f26d3492009a41fa956478ad6e74872.jpg

Вчера говорил с Аллой Демидовой. Зашла речь о Дмитрии Крымове. Она пока не видела ни «Дон Жуана» у Фоменок, ни «Костика» в Театре Пушкина. Но много слышала и собирается обязательно пойти. «И вообще, Дима, похоже, становится сегодня у нас “номер один”», — неожиданно сказала Алла Сергеевна. Услышать такие слова из уст великой актрисы дорогого стоит. Хотя я сам не люблю порядковые номера в искусстве. Тем не менее иногда бывает так, что человек, которого, кажется, знаешь всю жизнь, вдруг возьмет и рванет куда-то ввысь со скоростью реактивного истребителя. А тебе только остается стоять и хлопать глазами в изумлении. Неужели все это он?! Три спектакля только за один сезон. И один другого лучше. А четвертый скоро на подходе. И толпа учеников. А еще этот увесистый том, состоящий из девяти режиссерских экземпляров, любовно собранных и изданных в НЛО. Чистая театральная проза. Надо сказать, совсем другая, чем у его отца, Анатолия Васильевича Эфроса, чьи книги я с нежностью храню и часто перечитываю. Но у того все рождалось в процессе репетиций. В его спектаклях жила та тайная вибрация жизни, которую он спешил зафиксировать в словах. Абсолютная импровизация, которая иногда могла обернуться каким-нибудь неожиданным наблюдением, или горькой сентенцией, или ночным бессонным монологом, обращенным к господам артистам.

У его сына все устроено иначе. Его режиссерские экземпляры существуют не только поверх классического текста пьесы или прозаического романа, но и поверх жизни, обступающей и теснящей театр со всех сторон, поверх любых возможных и невозможных ассоциаций, которые могут пронестись в нашем сознании. «А так как мне бумаги не хватило,/ Я на твоем пишу черновике,/ И вот уже чужое слово проступило». Вот это «чужое слово», мне кажется, самое важное в крымовских спектаклях. Как и из чего оно рождается и как звучит, можно проследить по этим режиссерским экземплярам.

Для читателей «Сноба» мы выбрали фрагмент из нового спектакля «Все тут», идущего сейчас в Театре современной пьесы, где режиссерский метод Крымова, как мне кажется, предстает в самом своем очищенном, дистиллированном виде.

И еще, именно в этом режиссерском экземпляре есть то, что всегда пытался отыскать в театре его отец — «наивный трагизм». При всей серьезности тем и сюжетов — очевидное простодушие. «Трогательная беспомощность души — это то, что труднее всего нам дается», — считал Анатолий Васильевич. Как это удается его сыну, не знаю!

* * *

Появляется Нонна Скегина и продолжает свой доклад о личности и творчестве Анатолия Эфроса.

Нонна. И вот мы пришли с десятью артистами в Театр на Малой Бронной. И Эфрос сразу начал репетиции «Трех сестер», которые мы репетировали в Ленкоме, вечерами, где собиралась вся Москва. Так же как в свое время вся Москва собиралась на «Ромео и Джульетту». Значит, он делал этот спектакль, и благодаря деятелям Московского художественного театра Грибову и Тарасовой этот спектакль Фурцева закрыла. Для них это был не Чехов. Вы представляете, в каком состоянии находился Анатолий Васильевич? Но ровно через месяц он уже репетировал «Ромео и Джульетту». И через три месяца выпустил этот спектакль. Это был переломный момент. И вы все прекрасно знаете, что его лучшие классические работы являются до сих пор образцом для других театров, для других режиссеров и актеров, потому что та перетрактовка, которой занимался Эфрос, — теперь это учебное пособие. А театра мы больше никогда не имели. Но я хочу сказать о Наташе.

Ведущий подходит и обнимает Нонну.

Пауза.

Ведущий. Должен сказать, что через много лет. (Задумывается.) Больше, чем через пятьдесят тысяч завтраков, за полгода до смерти, на могиле моего отца… это, правда, никак уже не связано с креслом… ну разве что так… (Из кресла делается памятник и ограда.) она сказала…

Актриса, играющая Нонну. Я тебе сейчас кое-что скажу, а ты мне ничего не отвечай, просто запомни. Когда я умру, ты развей мой прах вот тут. Понял? И все. А сейчас ничего не говори. Просто сделай это.

Ведущий. И я сделал! Позвал друзей Нонны Михайловны. Из тех, кого вы знаете: Алексей Владимирович Бородин, вот Саша Калягин, остальных вы не знаете. (Все актеры становятся около памятника. Нонна в своем золотом пиджаке присоединяется ко всем.) А так как я до этого никогда не развеивал прах, я приготовил две черные дощечки — на одну высыпать, другой развеивать. Ну, так, мне казалось, будет правильнее. А еще я позвал нашу певицу Олю Надеждину, которая пела во многих моих спектаклях. Привет, Оля, хорошо, что ты пришла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Юлия Снигирь: “У меня целая коллекция страхов” Юлия Снигирь: “У меня целая коллекция страхов”

То, как Юлия Снигирь начинала карьеру в кино, похоже на «гамбит королевы»

Psychologies
Навраться на неприятности Навраться на неприятности

Алексей Йесод – о том, как бороться с фейковыми новостями в эпоху лучей смерти

Esquire
Над устрицами тоже плачут. Отрывок из книги Алексея Тарханова «До востребования, Париж» Над устрицами тоже плачут. Отрывок из книги Алексея Тарханова «До востребования, Париж»

Отрывок из книги Алексея Тарханова о Париже

СНОБ
«Муж отдал брату мои сбережения, а семья его защищает» «Муж отдал брату мои сбережения, а семья его защищает»

Когда партнер нарушает денежные договоренности, брак может дать трещину

Psychologies
Кадры решают Кадры решают

Кинообразы, изменившие мужской стиль

Men’s Health
Шах и мак Шах и мак

Что ждет Афганистан, из которого ушли очередные сеятели разумного и доброго?

Maxim
Стресс налицо Стресс налицо

Хроническая тревожность и эмоциональное выгорание — бич нашего времени

Robb Report
Десятки миллионов продаж и минималистичный дизайн для родителей: почему переноска-«кенгуру» BabyBjörn стала популярной Десятки миллионов продаж и минималистичный дизайн для родителей: почему переноска-«кенгуру» BabyBjörn стала популярной

BabyBjörn осмыслила дизайн детских товаров так, чтобы они нравились родителям

VC.RU
А я не согласна! А я не согласна!

В каких ситуация стоит спорить с начальством, а в каких разумнее промолчать?

Лиза
Он скряга! 9 непростительных поступков, которые выдают жадного мужчину Он скряга! 9 непростительных поступков, которые выдают жадного мужчину

Признаки жадного мужчины в отношениях

VOICE
Эффективная логистика: как применяются технологии телематики в грузоперевозках Эффективная логистика: как применяются технологии телематики в грузоперевозках

Необходимость телематики и перспективы ее развития в транспортной отрасли

Популярная механика
Гигиена — в фокусе внимания Гигиена — в фокусе внимания

Смесители для раковины: что нового предлагают производители

Идеи Вашего Дома
Не сойти с рельсов Не сойти с рельсов

Обслуживание и ремонт межкомнатной сдвижной двери

Идеи Вашего Дома
Платье в аренду, ноутбук по подписке: кто зарабатывает на шеринг-экономике Платье в аренду, ноутбук по подписке: кто зарабатывает на шеринг-экономике

Подписка на вещи становится новым способом потребления

Inc.
Археологи обнаружили 36 погребений ацтеков в городе Тлателолько Археологи обнаружили 36 погребений ацтеков в городе Тлателолько

Находки свидетельствуют о повторном заселении города после испанского завоевания

N+1
Ваня Дмитриенко: «Я чувствую себя победителем» Ваня Дмитриенко: «Я чувствую себя победителем»

Как Ваня Дмитриенко стал открытием 2021-го года

Esquire
«Мы хотим разрушить всё, за что выступают Amazon и Facebook»: на что сервис обмена продуктами Olio привлёк $43 млн «Мы хотим разрушить всё, за что выступают Amazon и Facebook»: на что сервис обмена продуктами Olio привлёк $43 млн

Как сервис Olio помогает ресторанам и кафе избавиться от пищевых отходов

VC.RU
Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви Котик или зая? Узнай значение своего прозвища и что оно говорит о вашей любви

Ласковые прозвища возникают не просто так

VOICE
Урал Хазиев. Все это рок-н-ролл Урал Хазиев. Все это рок-н-ролл

Урал Хазиев — первый продюссер «ДДТ», хиппи из Уфы и дизайнер одежды

Коллекция. Караван историй
Родила пятерых – и такая фигура! Самые откровенные образы Натальи Водяновой Родила пятерых – и такая фигура! Самые откровенные образы Натальи Водяновой

Наталья Водянова мало изменилась с юности и позволяет себе провокационные образы

VOICE
Зачем люди стоят на гвоздях Зачем люди стоят на гвоздях

Почему стояние на гвоздях вдруг стало таким популярным?

Psychologies
Кольцо просвещения: зачем России начинают строить крупнейшую рентгеновскую установку Кольцо просвещения: зачем России начинают строить крупнейшую рентгеновскую установку

СКИФ — источник рентгеновских лучей, обещает стать основой для новых открытий

Forbes
Зеркало, скажи, кто прекраснее всех! 10 фото обычных женщин с фильтрами и без Зеркало, скажи, кто прекраснее всех! 10 фото обычных женщин с фильтрами и без

Естественная красота привлекательнее, чем неестественные фото с фильтрами

Cosmopolitan
В белом венчике из роз: какой получилась британская принцесса в байопике «Спенсер: Тайна принцессы Дианы» В белом венчике из роз: какой получилась британская принцесса в байопике «Спенсер: Тайна принцессы Дианы»

Кинокритик Егор Беликов посмотрел "Спенсер" и рассказывает, чего ждать от фильма

Esquire
«Я поставил Лену ниже карьеры»: Астахов назвал причину разрыва с Кориковой «Я поставил Лену ниже карьеры»: Астахов назвал причину разрыва с Кориковой

Сергей Астахов считает себя виновным в крахе союзов с любимыми женщинами

Cosmopolitan
Слепой анализ не нашел следов хирального магнитного эффекта Слепой анализ не нашел следов хирального магнитного эффекта

STAR завершила трехлетний слепой анализ столкновениях ионов рутения и циркония

N+1
Таша Карлюка: Миры, в которые я улетаю Таша Карлюка: Миры, в которые я улетаю

Интервью с Ташей Карлюковой — о том, что такое литературная эмигрантская жизнь

СНОБ
На пути к прогрессу На пути к прогрессу

Стоит ли отменять запрет на выращивание ГМ-культур в России

Агроинвестор
Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки Как нами манипулируют. Разбираем распространенные риторические уловки

Разбираем словесные приемы и неэтичные риторические установки

Inc.
Mind the gap. Миф о неравенстве оргазмов Mind the gap. Миф о неравенстве оргазмов

Требует ли количество оргазмов уравнения между мужчинами и женщинами?

СНОБ
Открыть в приложении