Спорт, музыка, танцы: как можно без насилия
Считается, что результата в спорте и музыке можно достичь только через боль, страдания, сопротивление. Многие родители уверены, что иначе высот не добьешься. Как может быть по-другому, рассказывает Бэла Таловская, руководительница отдела разработок и аналитики фонда «Шалаш».
Многие истории успеха спортсменов, артистов и художников связаны с преодолением трудностей и строгостью наставников. Поэтому в сфере дополнительного образования существует мнение, что любые средства для достижения целей оправданы, если ведут к высоким результатам. Иными словами, агрессия и насилие (назовем это своими именами) считаются приемлемыми в спорте, при обучении музыке, танцам, балету и т. д. Во всяком случае родители на них реагируют спокойнее, чем если голос или руку на ребенка поднимает учитель в школе. Они, может, и не одобряют жесткие методики, но часто пасуют перед авторитетом тренера, особенно если у него есть опыт работы с детьми и убедительные примеры успеха. Ведь зачастую родители рассматривают занятия в кружках и секциях не как хобби или временное увлечение ребенка, а как вложение в его будущее. Поэтому готовы закрывать глаза на некоторую жесткость, руководствуясь принципом «ничего, потерпит, зато в жизни чего-то добьется».
Почему насилие не работает?
Часто, чтобы подогреть в ребенке интерес к занятиям и азарт, стимулировать его для усердной работы, педагоги сравнивают детей с другими, говорят, что сомневаются в их способностях или придумывают наказания за низкие результаты. Считается, что так у ребенка появляется планка, которой он стремится достичь: он равняется на других ребят, оттачивает свои навыки и охотно участвует в конкурсах и соревнованиях. У таких негуманных методик эффект бывает, но он краткосрочный и всегда сказывается на детской психике, например, приводит к страху и тревоге перед занятиями, замкнутости, сниженной самооценке.
Агрессия и насилие не работают, потому что реакция на них отнимает все силы ребенка. Если ребенок испытывает на себе жестокое обращение, он переживает сильнейший стресс. И все ресурсы психики тратятся только на то, чтобы справиться с ним.
Согласно теории, которую предложил американский биолог и нейрофизиолог Пол Маклин, наш мозг состоит из трех частей, каждая из которых отвечает за свои функции: выживание, эмоции и принятие решений. Если ребенок находится в небезопасной для него ситуации, ему доступны только три реакции, за которые отвечает часть мозга, задача которой – сохранение жизни.
«Бей» – реакция, когда ребенок может проявить агрессию, чтобы защититься от опасности. Например, сказать преподавателю, что он не будет выполнять его глупые задания.
«Беги» – когда ребенок избегает опасной ситуации. Например, прогуливает занятия или ищет поводы, чтобы уйти пораньше.
«Замри» – когда ребенок пытается затаиться и переждать неприятности. Такое бывает, когда ребенка ругают, а он отвечает на все вопросы одинаково и будто бы смотрит сквозь человека, с которым разговаривает.
Когда взрослые наказывают ребенка, заставляют делать то, чего он не хочет, или осуждают за неудачи, от него ждут рациональной реакции – чтобы ребенок понял, что от него хотят, осознал свои ошибки, исправился и проявил старание. Но в состоянии стресса психика работает по-другому. Задача, которую она решает в этот момент, – справиться с опасностью. Поэтому в ответ на насилие дети могут замыкаться в себе, проявлять агрессию или начинают еще больше нарушать правила, а не становятся послушными, мотивированными и прилежными.
Мотивация может быть разной
Психолог Джон Аткинсон предложил различать два вида мотивации: одна направлена на достижение успеха, другая – на избегание неудачи.
Мотивация на избегание устроена так: главное – не совершить ошибку. Ребенок, настроенный на избегание неудачи, заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому лучше, например, даже не пытаться участвовать в соревнованиях, чем сделать это и проиграть. Избегание неудачи может выглядеть по-разному: кто-то просто молчит и отказывается от соревнований, кто-то обесценивает процесс и усилия тех, кто хочет участвовать («дурацкие соревнования», «это интересно только слабакам»), кто-то прогуливает тренировки или забывает экипировку дома.