Ирбитский мотоциклетный завод сумел вывести свой бренд на мировой уровень

ЭкспертАвто

Трехколесная мануфактура

Ирбитский мотоциклетный завод не должен был пережить крах Советского Союза и плановой экономики, в одночасье потеряв рынок сбыта, однако все-таки сумел выстоять и вывести известность своего бренда на мировой уровень

Александр Астапов

Урал Weekender, топ-версия 2021 года. Уже с новым мотором, еще со старыми (зато красивыми) глушителями. Цена от 1350000 рублей. Предоставлено Ирбитским Мотоциклетным Заводом

«Если из картера “Урала” капает масло — значит, оно там еще есть!»

Последнему осколку советской мотоиндустрии, единственному настоящему производству мотоциклов в России Ирбитскому мотозаводу — восемьдесят лет. И шестьдесят лет его торговой марке «Урал», и двадцать лет, как завод обрел настоящего хозяина

Так вышло, что все самое дубовое и весомо-грубо-зримое, что выпускалось в СССР, называлось «Уралом». Всепролазные грузовики, бас-гитары, коими панки крушили колонки одним ударом, велосипеды, на которых «глубинный народ» возил мешки с цементом… Не были исключением и мотоциклы производства Ирбитского, что в Свердловской области, мотозавода. В глазах советского рокера конца 1980-х своей кондовостью, капризностью и несуразностью этот «самоход» затмевал даже одноименную бас-гитару — особенно если у тебя самого были бэушные, но чешские Jawa и Jolana соответственно. Впоследствии рассказы ветеранов завода изумляли: как вообще ирбитчане умудрялись делать мотоциклы, да еще в таких количествах? Изношенное насмерть к 1980-м оборудование (допуски-посадки — только селективным подбором!) и дикие планы выпуска продукции были несовместимы ни с управлением качеством, ни с технологиями в целом — не считая разве что приснопамятных кувалд, коими забивали болты на конвейере. Из древней (восходящей к 1930-м) конструкции и оборудования по ее выпуску выжимали постпоследние соки.

«Вишенка» не созрела

Но — выжимали. И — продавали. До 132 тыс. мотоциклов в год (примерно вдвое больше, чем сейчас у Ducati, и впятеро — чем в лучшие годы Moto Guzzi). Крестьянских тягловых вот именно что «железных коней» — для тех, у кого «денег нет, а ездить надо». И покупали, и ездили, а что поделать: в 1980-е «Урал» стоил вдвое дешевле «Запорожца» и в восемь раз — уазика. Тоже, в общем, паршивых и конструктивно, и по качеству изготовления, но не до такой степени, как ИМЗ 8.103-10 «Урал».

Продажи рухнули, когда в страну пошел поток подержанных автомобилей из Японии и Европы, отправивших наконец и в России концепцию «Мотоцикл как транспорт для бедных» на свалку истории (в США это произошло еще в 1920-е, в Западной Европе — тридцать лет спустя). В 1995-м продали 11 779 мотоциклов, спустя два года — 4731, все того же, советского, качества. И это на десятитысячный коллектив завода, включавшего в себя производство почти полного цикла, а также работавшее «в стол» мощное КБ и экспериментальную базу. К 1997-му выпуск съежился до 3600, но и этого было много. А экспорт, и без того скромный, таял на глазах — помню выражение лица Удо Хаубрихта, тогдашнего немецкого импортера марки, и его механиков, когда в разговоре речь зашла о качестве «Уралов» и связанном с ним неуклонным падением продаж.

Тем более удивила в начале 1998 года новость о приобретении завода за пять миллионов долларов тогдашним олигархом Кахой Бендукидзе — и приходе на завод команды уже успешных молодых менеджеров: Ильи Хаита, Вадима Тряпичкина и Дмитрия Лебединского. В планах было сделать завод «вишенкой на тортике» бизнес-империи Бендукидзе — и продавать до 20 тыс. мотоциклов в год. События не заставили себя ждать: обновление модельного ряда, модернизация узлов и агрегатов, эффектная рекламная кампания со слоганами «“Урал” — наш ответ “Харлею”» (заметим, в 1998-м «потребительский патриотизм» отнюдь не был мейнстримом), «Ирбитская сила» и «&#й на Баварию!». Наряду с реорганизацией производства и поставок, уже тогда начавшейся заменой некачественных комплектующих на европейские и японские и полной перезагрузкой дилерской сети начало работать. Но ненадолго. Спустя два года завод встал. Отопление отключили, чтоб не тратить вздорожавший мазут попусту, электричество отрезали за долги, цеха законсервировали (последнее стало настоящим подвигом заводчан — ибо делали это уже в лютые уральские морозы). Банкротство. По воспоминаниям Хаита, они тогда делали все правильно, но

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Круговорот тепла в доме Круговорот тепла в доме

Челябинская компания нашла способ сделать рекуператоры более экономичными

Эксперт
«Нужно не бороться, а жить»: онколог о борьбе с раком и партнерском подходе к лечению «Нужно не бороться, а жить»: онколог о борьбе с раком и партнерском подходе к лечению

Онколог — о том, чем западные стандарты лечения отличаются от российских

Forbes
Природный газ как энергоноситель и финансовый актив Природный газ как энергоноситель и финансовый актив

Сегодняшний газовый кризис в Европе является во многом рукотворным

Эксперт
Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020 Всемирная выставка в Дубае: что смотреть на Экспо 2020

Самые заметные и яркие павильоны на Всемирной выставке

РБК
Стройка в стиле Lego Стройка в стиле Lego

В России резко возрос интерес к модульному домостроению

Эксперт
Очень важные дела! 5 вопросов о месячных, которые ты боялась задать Очень важные дела! 5 вопросов о месячных, которые ты боялась задать

Волнующие вопросы о критических днях

Cosmopolitan
Битва за «йеменский пирог» Битва за «йеменский пирог»

Что происходит в самом несчастном уголке планеты?

Эксперт
«Если бы ты меня любил!»: как партнер манипулирует вами «Если бы ты меня любил!»: как партнер манипулирует вами

Бывало ли у вас чувство, что с вашими отношениями что-то не так?

Psychologies
Как брали Крым Как брали Крым

Леонид Млечин — о завершающем этапе Гражданской войны на юге России

Огонёк
За пределами Нью-Йорка: сериалы, которые рассказывают о настоящей Америке За пределами Нью-Йорка: сериалы, которые рассказывают о настоящей Америке

Самые интересные сериалы про американскую глубинку

Cosmopolitan
Школа Автотуризма. Простые правила счастливых путешествий Школа Автотуризма. Простые правила счастливых путешествий

Все трудности, выпадающие на долю автопутешественника, нужно встречать с улыбкой

4x4 Club
Давлении в нижней мантии придало силикату кальция структуру перовскита Давлении в нижней мантии придало силикату кальция структуру перовскита

Американские геологи обнаружили внутри алмаза новый минерал давемаоит

N+1
Три жизни пламенного мотора Три жизни пламенного мотора

Рынок восстановления автозапчастей в России имеет неплохие перспективы роста

Эксперт
Развод, потеря веса и отношения с отцом-алкоголиком: певица Адель дала интервью Опре Развод, потеря веса и отношения с отцом-алкоголиком: певица Адель дала интервью Опре

Американская телеведущая Опра Уинфри взяла интервью у Адель

Forbes
Истина в жене Истина в жене

«Последняя дуэль»: язвительно современный Ридли Скотт в декорациях Средневековья

Weekend
Провал Zillow на $500 млн — ошибка в расчетах гиганта индустрии или убыточная бизнес-модель? Провал Zillow на $500 млн — ошибка в расчетах гиганта индустрии или убыточная бизнес-модель?

Автоматизированная покупка и продажа жилья — плохая идея?

Inc.
Сообразили на троих Сообразили на троих

Александр Цыпкин стал амбассадором компании, продающей товары для взрослых

Playboy
Вы задумывались о том, что доступ к общественным туалетам — благо, недоступное половине населения Земли? Вопрос дня Вы задумывались о том, что доступ к общественным туалетам — благо, недоступное половине населения Земли? Вопрос дня

Кого волнуют туалеты? Каждого второго жителя Земли, у которого нет к ним доступа

СНОБ
«Где оскорбленному есть чувству уголок». Почему сограждане особенно ранимы, когда дело касается фото на фоне храмов «Где оскорбленному есть чувству уголок». Почему сограждане особенно ранимы, когда дело касается фото на фоне храмов

Почему верующих оскорбляют фото, а не постоянные унижения со стороны власти?

СНОБ
Могут ли выпадать волосы от шампуней с сульфатами в составе: разрушаем мифы о моющих средствах Могут ли выпадать волосы от шампуней с сульфатами в составе: разрушаем мифы о моющих средствах

Разбираемся, действительно ли сульфаты в шампуне вредят волосам

ТехИнсайдер
Бетон и искусство Бетон и искусство

Этот лофт в Гонконге легко можно назвать гламурным

SALON-Interior
5 страхов, мешающих вашей карьере 5 страхов, мешающих вашей карьере

Часто в движении по карьерной лестнице нас тормозят именно эти страхи

Psychologies
Одна вокруг света: путешествие на лодке и знакомство с индейцами куна Одна вокруг света: путешествие на лодке и знакомство с индейцами куна

146-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
Сомерсет Моэм Сомерсет Моэм

Английский писатель и агент разведки Сомерсет Моэм

Дилетант
Космический мусор: все, что ты хотел (или не хотел) знать о восьми тысячах тонн, летающих у тебя над головой Космический мусор: все, что ты хотел (или не хотел) знать о восьми тысячах тонн, летающих у тебя над головой

Человечество с размахом замусоривает и околоземную орбиту

Maxim
Безопасные инвестиции. Что надо знать новичку на фондовом рынке Безопасные инвестиции. Что надо знать новичку на фондовом рынке

Чем руководствоваться, чтобы старт в инвестициях оказался эффективным?

СНОБ
Герой и предатель Герой и предатель

Как подружились британский продавец и советский шпион

Дилетант
Магнитным частицам во внутреннем ухе голубей отказали в роли магниторецепторов Магнитным частицам во внутреннем ухе голубей отказали в роли магниторецепторов

Биофизики выяснили, что кутикулосомы не участвуют в механизме магнитной рецепции

N+1
От «зеленого» винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации От «зеленого» винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации

Почему авиация почти не задействована в экологической повестке?

Forbes
Как нам делали голову: что такое череп и как он сформировался Как нам делали голову: что такое череп и как он сформировался

Голову эволюция творила сотни миллионов лет.

Популярная механика
Открыть в приложении