От «зеленого» винта: к чему приведет обсуждение экологической повестки в авиации
Пока регуляторы усиливали давление на одни отрасли, например на электрогенерацию и промышленность, требуя снижения выбросов, они почти не трогали другие, например авиацию. Почему — в колонке для Forbes рассуждают аналитики «ВТБ Капитала» Елена Сахнова и Иван Постевой
Ежегодный углеродный след мировой авиационной отрасли составляет 1 млрд тонн, или 2% всех мировых выбросов углекислого газа. Столько же, сколько выбросит в атмосферу вулкан Кумбре-Вьеха на испанском острове Ла Пальма, если будет извергаться тысячу лет подряд. А чтобы компенсировать оставленный вашим рейсом углеродный след, каждый пассажир борта должен посадить и вырастить одно дерево.
Пока регуляторы усиливали давление на одни отрасли, например на электрогенерацию и промышленность, требуя снижения выбросов, они почти не замечали другие, например авиацию. Возможно, причина и в относительно небольших выбросах, и в социальной значимости сектора, и в его низкой рентабельности, и в отсутствии простых и дешевых способов декарбонизации.
Однако ничто не вечно, и зеленую повестку в авиации начинают обсуждать на все более высоких уровнях. Например, Германия в 2020 году снизила налог на билеты на поезд, но повысила на авиаперелеты. Франция в 2021 году запретила внутренние перелеты, которые можно заменить поездкой на высокоскоростном поезде длительностью менее двух с половиной часов. ЕС этим летом представил пакет законов Fit for 55, который ужесточает предъявляемые к авиакомпаниям требования. Начиная с 2023 года европейские авиакомпании должны будут покупать больше квот на выбросы на внутренних перелетах. А с 2025 года все топливо, используемое для заправки самолетов в европейских аэропортах, должно будет содержать не менее 2% экологически чистого топлива — SAF.
Российские компании не станут исключением. По оценке «ВТБ Капитала», при текущей цене на биотопливо они в 2025 году могут дополнительно потратить $40 млн, или 90 рублей на каждый проданный билет в ЕС. К 2030 году суммы увеличатся до $150 млн и 250 рублей соответственно, что, например, может составить треть стоимости лоукостера.
В дополнение к этому Международная организация гражданской авиации (ICAO, глобальный регулятор, подчиняющийся ООН) разрабатывает свою программу — CORSIA (Carbon Offsetting and Reduction Scheme for International Aviation). Согласно ей, с 2027 года все ее участники должны будут компенсировать выбросы от международных рейсов, которые будут превышать уровни 2019 года. Тогда начиная с 2027 года потери российской авиаотрасли от CORSIA могут составить 20–30 млрд рублей в год. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), в которую входят 290 авиакомпаний из 120 стран мира, в октябре 2021 года поставила цель достижения нулевых выбросов в 2050 году.