К каким последствиям приведет строительство канала в обход пролива Босфор

ЭкспертОбщество

Торг за канал: как Турция хочет усилить свое влияние на Черном море

К каким последствиям приведет строительство Стамбульского канала в обход пролива Босфор

Нурлан Гасымов

После десяти лет мытарств, бесконечных правительственных и экспертных обсуждений, президент Турции Реджеп Эрдоган дал старт строительству нового канала «Стамбул», соединяющего Черное и Мраморное моря. «Канал “Стамбул” станет творением, которое утвердит независимость и суверенитет Турции», — заявил он, выступая в Президентской национальной библиотеке в Анкаре.

Новая искусственная водная артерия станет альтернативой проливу Босфор. Большую часть проекта власти намерены закончить к столетию республики (29 октября 2023 года). По его маршруту также планируется построить десять новых мостов и заложить новый город с численностью населения 500 тысяч человек.

Однако планы строительства не первый год вызывают серьезные споры в турецком обществе, многие ставят под сомнение обещания «золотых гор» от использования канала. Кроме того, проект вызовет геополитический кризис, так как снижает значимость конвенции Монтре, регулирующей проход судов через Босфор и Дарданеллы.

Если планируемый канал «обойдет» действие конвенции, это позволит турецким властям по своему усмотрению пропускать в акваторию Черного моря крупные военно-морские суда НАТО (например, авианосцы) на длительный период. Что напрямую угрожает безопасности России.

«Сумасшедший проект» Эрдогана

Новый стамбульский канал, по всей видимости, станет последним в череде масштабных инфраструктурных проектов Эрдогана, начатых в 2013 году. Тогда правительство объявило о грандиозных строительных работах общей стоимостью 200 млрд долларов на десять лет. В список уже завершенных мегапроектов вошли один из крупнейших в мире аэропортов, железнодорожные и автомобильные туннели под Босфором и крупнейший в мире подвесной мост, соединяющий Европу и Азию. Еще один межконтинентальный мост — через Дарданеллы — планируется открыть в следующем году.

Стамбульский канал, нескромно названный турецким президентом «сумасшедшим проектом», запросто может затмить все эти свершения. По задумке Эрдогана, масштабная стройка в черноморских проливах должна стать олицетворением экономической мощи современной Турции.

«Канал “Стамбул” — это прежде всего имиджевый проект турецкого президента. После “арабской весны” в 2011 году в стране значительно выросло недовольство турецких граждан работой правительства. В стране так и не смогли решить уже традиционные проблемы с высокой безработицей и инфляцией, — рассказал “Эксперту” научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильшат Саетов. — Этим проектом Эрдоган стремится поднять свой рейтинг в преддверии парламентских и президентских выборов, которые пройдут в 2023 году».

Кроме того, после завершения строительства Стамбул и сопредельные к нему районы могут стать крупнейшим транспортным хабом Евразии. Не говоря уже о том, что в перспективе усилится геополитическое значение Турции в Черном море.

Новый Суэц

Каждый год через Босфорский пролив проходит около 45 тыс. торговых и военных судов. При том что ежегодная пропускная способность фарватера рассчитана только на 25 тыс. судов. Перегруженность морского прохода, по прогнозам турецких экспертов, будет только возрастать: к 2050 году количество судов, проходящих через пролив, достигнет 78 тыс. в год.

Вероятно, чтобы решить проблему проходимости и перегруженности проливов, турецкие чиновники и задумали строительство нового канала к западу от Стамбула, стоимость которого оценивается примерно в 15–20 млрд долларов. Согласно проекту, новый водный путь сможет принимать до 85 тыс. кораблей, или 160 судов в день, а заодно позволит властям пополнить бюджет за счет транзитных сборов.

«Анкара рассчитывает зарабатывать на этом проекте около шести миллиардов долларов ежегодно. Власти планируют окупить все расходы за несколько лет», — отметил главный редактор «Московского комсомольца» в Турции и автор телеграм-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.

Для сравнения: годовой доход Суэцкого канала — крупнейшей в мире искусственной морской артерии — в лучшие годы достигал 5,5 млрд долларов, в то время как у Панамского канала средняя доходность держится на уровне двух миллиардов долларов.

Засоление и запах тухлых яиц

Непримиримыми противниками проекта выступают местные экологи. С их точки зрения, новый транспортный узел может нарушить сложный экологический баланс между морями. Через канал в Мраморное море попадут организмы, поглощающие кислород, а Стамбул накроет облако сернистого газа и специфический запах тухлых яиц.

Кроме того, после ввода в действие канала под угрозой может оказаться снабжение Стамбула питьевой водой. Будут уничтожены несколько водохранилищ на окраине города. Под угрозой засоления окажется озеро Теркос, обеспечивающее четверть запасов питьевой воды Стамбула.

В итоге жители города прислушались к критике экологов. Согласно опросам общественного мнения, проведенного в прошлом году, свыше 80% респондентов выступили против строительства канала и только 8% стамбульцев поддержали проект.

Неясным пока остается ответ на вопрос, откуда власти собираются брать деньги для реализации столь грандиозных планов. Несмотря на громкие правительственные прокламации и обещания финансовых выгод, турецкий бизнес не горит желанием вкладывать деньги в этот проект.

Шесть крупнейших банков страны отказались участвовать в финансировании строительства канала из-за высоких инвестиционных рисков и возможных экологических последствий. В то же время турецкий лидер пообещал своим гражданам, что строительство канала обойдется государственному бюджету в «ноль» лир. Похоже, Эрдогану придется прибегнуть к иностранным кредитам, что увеличит нагрузку на и без того дефицитный бюджет страны.

Стамбульский канал может повторить судьбу других грандиозных проектов Эрдогана. Например, в 2019 году правительство выплатило более полумиллиарда долларов оператору нового моста через Босфор, чтобы покрыть дефицит доходов от дорожных сборов. Турецкие граждане опасаются, что после открытия новой транспортной артерии им также за свой счет придется компенсировать финансовые потери из-за возможно слабой проходимости канала.

«Непонятно, по какой причине судоходные компании будут платить деньги за проход через канал, когда совсем рядом есть бесплатный путь через Босфор. Возможно, турецкие чиновники будут чинить искусственные препятствия на Босфоре, чтобы перенаправить транспортный поток на платный канал», ­— предположил Яшар Ниязбаев.

Воспрепятствование свободному проходу через Босфор станет нарушением международной конвенции по судоходству, что неизбежно вызовет международные скандалы и конфликты. Но куда большую неопределенность создает вопрос статуса проливов и судьба международной конвенции Монтре.

Проект канала «Стамбул»

Торговец на восточном базаре

Согласно договору 1936 года, международное сообщество гарантирует суверенитет Турции над Босфором и Дарданеллами. Вместе с тем были наложены ограничения на проход военных судов для черноморских и нечерноморских держав.

Так, конвенция определяла, что нечерноморские державы в мирное для Турции время могут одновременно проводить через пролив не более девяти единиц боевых судов максимумом общего тоннажа 15 тыс. тонн. Всего же в Черном море нечерноморские державы могли держать военные корабли общим тоннажем не более 45 тыс. тонн сроком до 21 дня.

Свыше сотни отставных высокопоставленных морских офицеров Турции опубликовали открытое письмо, в котором предупреждали: новый канал подорвет соглашение Монтре, что впоследствии негативно скажется на безопасности Турции. Эрдоган не стал полемизировать, и дюжина отставных военных были арестованы по обвинению в попытке организации государственного переворота.

Сразу после петиции военных Эрдоган отметил, что Турция по-прежнему привержена конвенции Монтре. Но добавил: турецкое правительство не считает, что планируемый канал будет подпадать под положения конвенции.

Любое изменение статуса проливов вызывает беспокойство, прежде всего у Москвы. Особенно это было заметно во время недавнего обострения ситуации на юго-востоке Украины. Тогда США объявили, что для защиты украинцев направят в Черное море два военных корабля. И хотя впоследствии Вашингтон не стал разворачивать свои суда в Черном море, а Москва отвела войска, этот эпизод продемонстрировал, какими геополитическими рычагами обладала бы Анкара, если бы не была связана конвенцией Монтре.

Запуск нового канала, по замыслу турецких властей, формально может предоставить им инструменты для торга и давления в случае возникновения конфликтных ситуаций с региональными и внерегиональными державами. «Эрдоган — он как хороший торговец на восточном базаре. Чем больше у него предметов для торга, чем больше товаров, тем больше ему удается выторговать политических и экономических дивидендов для своей страны», — замечает Ильшат Саетов.

Опасения, что открытие нового канала автоматически приведет к разрушению международного соглашения, пока кажутся преждевременными. Все ограничения для прохода судов сохранятся даже после открытия нового канала. Вероятно, на данном этапе Анкара стремится если не избавиться от ограничений Монтре, то как минимум подписать новое соглашение, которое лучше соответствовало бы интересам Анкары.

Чтобы обсуждать геополитическую судьбу канала, нужно еще пройти Дарданеллы. И проект строительства дублера Дарданелл (гораздо более простого проекта) уже также разрабатывают в Анкаре. Тогда турки получат полный контроль над проливами, а конвенция Монтре может отправиться в учебники истории.

Соболев Валентин/ТАСС

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео Кризис перепроизводства контента: тексты, аудио, видео

Почему контента так много и как к этому привыкнуть?

Эксперт
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
«Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти «Игра в кальмара»: когда жажда справедливости сильнее страха смерти

Почему сериал корейского режиссера Хван Дон Хека так популярен

Эксперт
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Против империи Против империи

Имам Шамиль — лидер, благодаря которому жил Северо-Кавказский имамат

Дилетант
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Киберпанк на дорогах Киберпанк на дорогах

Беспилотное будущее уже прямо перед капотами наших личных машин

Эксперт
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Увидеть возможности Увидеть возможности

Малоизвестные истории о том, как общество реагирует на новые ситуации

Forbes
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Анна Седокова Анна Седокова

Наверное, она уже привыкла к эпитетам «горячая», «аппетитная», «сочная»

Playboy
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
«Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле) «Осторожно, затягивает»: как ледоколы ломают лед (на самом деле)

Может ли мощное судно проиграть битву со льдом?

ТехИнсайдер
Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы Весеннее обострение в феврале: как раннее потепление влияет на наши головы

Как заботиться о ментальном здоровьем во время смены сезона

Psychologies
Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями Медитация вызывает изменения в областях мозга, связанных с памятью и эмоциями

Как медитация может потенциально помочь в лечении психических заболеваний

ТехИнсайдер
Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь Ученые обнаружили планету, на которой возможно есть жизнь

Какая еще планета, кроме Марса, способна поддерживать жизнь?

Inc.
Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы Из слоновой кости и дерева: как выглядели первые зубные протезы

Из чего были созданы первые зубные протезы и как их носили

ТехИнсайдер
Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами Что такое ферритин и как не спутать дефицит железа с другими проблемами

Какие скрытые процессы в организме отражает ферритин

ТехИнсайдер
Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского Выцарапанное на Золотых воротах изображение назвали тамгой Андрея Боголюбского

Что означает тамга, обнаруженная во Владимире на Золотых воротах

N+1
Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету Российский ТЭК: трудный путь к технологическому суверенитету

Высокая роль импорта в российском ТЭКе уходит корнями в период глобализации

Монокль
«Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных «Звери рейха». Как немецкая пропаганда использовала образы животных

Роль животных в повседневной жизни гитлеровской Германии

СНОБ
Рыбу подтягивают к потребителю Рыбу подтягивают к потребителю

Российский ретейл расширяет прямое сотрудничество с рыболовными компаниями

Монокль
Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям Пушистые герои: реальные истории о кошках, которые спасли жизнь людям

Реальные случаи, когда кошкам удалось спасти жизнь людям

ТехИнсайдер
Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…» Ника Здорик — горячие фото красавицы, которая раскрылась в сериале «Ландыши…»

Все хотят знать, кто такая очаровательная Ника Здорик

Maxim
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
«Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии» «Турецкие войны России: Царская армия и балканские народы в XIX столетии»

Каким было отношение населения Румелии к российской армии

N+1
Выбор бизнеса: бегать или договариваться? Выбор бизнеса: бегать или договариваться?

Какие способы наращивания частных инвестиций могут быть у регионов?

Монокль
Открыть в приложении