Там, где гудят провода
Редакционная статья
Были времена, когда, глядя на рост экономики в Китае, продвинутые обыватели объясняли его так: «Вы посмотрите, какая там дешевая рабочая сила, китайцев много, работают за миску риса, вот потому к ним идут инвесторы, их промышленность конкурентоспособна, а товары дешевы». На вопрос: «А почему же мы не растем такими темпами, если у нас избыток энергоресурсов и самая низкая цена на электроэнергию в Европе, что должно было бы компенсировать более высокие, нежели в Китае зарплаты?» — чаще всего следовал ответ про плохой инвестиционный климат.
Прошло время. Заработная плата китайских рабочих стала выше, чем в России. Но его экономика по-прежнему растет быстрее нашей. А что касается стоимости электроэнергии, то в Китае она планомерно снижается — 20% за последние десять лет, а в России за тот же период выросла более чем на 60%. С такой скоростью встречного движения электроэнергия в Китае вскоре станет дешевле, чем в России.
Реформируя свою электроэнергетику, кстати говоря, в том числе с целью улучшения общего инвестиционного климата в стране, мы надеялись, что цены на электроэнергию останутся низкими, что даст дополнительный бонус конкурентоспособности нашей экономики. Этого, к сожалению, не случилось. В генерацию пришел частный инвестор, соблазненный фиксированным — и довольно-таки высоким — доходом от договоров на поставку мощности (ДПМ). Доход этот в конечном счете обеспечили потребители. В итоге у нас переизбыток генерирующих мощностей: их установленная мощность превышает 246 ГВт, и используется она чуть более чем наполовину.
В сетевом хозяйстве — сфере передачи электроэнергии по магистральным и региональным сетям — наплыва частников не произошло: магистральные сети государство решило оставить за собой как стратегический актив, а в региональных и местных доходность на инвестиции никто не гарантировал.
Если в 2005–2007 годах цена на передачу и распределение электроэнергии в России была на уровне других стран, то после 2008-го произошло ее резкое повышение: среднегодовые темпы роста для региональных сетей составляли 24%, а для магистральных все 30%. Это заставило власти обратить внимание на сетевой комплекс и попытаться как-то стабилизировать ситуацию. Трудных путей решили не искать и просто взять под максимальный контроль государства сетевые компании. Быстро не получилось – процесс идет уже как минимум десять лет и до его завершения — годы. Очередным его этапом стало объединение Федеральной сетевой компании, в ведении которой находятся магистральные сети электропередачи, и холдинга «Россети», в который входят региональные компании по передаче электроэнергии.
Сейчас сетевая составляющая в конечной стоимости электроэнергии как будто бы и не растет. Однако этому «неросту» есть объяснение: другие составляющие, например генерация, растут быстрее и забирают на себя большую долю. Цена в целом растет, а доля «зашитой» в нее передачи по сетям уменьшается или остается на том же уровне. Так что обольщаться не стоит: за счет цены на электричество повысить конкурентоспособность отечественных производителей пока не получится.
Перед российской промышленностью сегодня стоит задача освоения новых видов продукции и максимизация выпуска уже существующей. Решить ее без обеспечения поставок дешевой электроэнергии невозможно.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl