Россия выстраивает стратегию реконфигурации мирового газового рынка

ЭкспертБизнес

Сильный ход в глобальной газовой партии

Запуск первой очереди экспортного газопровода в Китай позволяет России выстраивать стратегию принципиальной реконфигурации мирового газового рынка, на котором мы будем иметь эксклюзивные преимущества

Сергей Кудияров

Президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин в режиме телемоста запустили газопровод «Сила Сибири». Zuma\TASS

В понедельник 2 декабря в торжественной обстановке прошла церемония запуска магистрального газопровода «Сила Сибири»: российский трубопроводный газ впервые пошел в Китай и вообще на Восток. В мероприятии приняли участие в режиме телемоста президент России Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин.

Рамочное соглашение о поставках на рынок Китая «Газпром» подписал еще в 2009 году. В мае 2014-го «Газпром» и китайская CNPC заключили контракт на поставку 38 млрд кубометров газа в течение тридцати лет, тогда же стартовала стройка. За пять с половиной лет проложено 2160 километров трубы, сооружена сопутствующая инфраструктура (газоперекачивающие станции и т. д.).

Пока что труба подключена только к Чаяндинскому месторождению в Якутии. Для выхода проекта на полную мощность «Сила Сибири» будет дотянута до Ковыктинского месторождения в Иркутской области. Это еще порядка 2300 км новой нитки в глухой сибирской тайге, которую планируется проложить к 2025 году. Только после этого проект выйдет на проектную мощность — 38 млрд кубометров в год (на будущий год прокачают только 5 млрд). Впрочем, даже проектная мощность газопровода — это лишь около 17% текущего объема российского газового экспорта и чуть меньше трети (31%) текущего китайского импорта газа.

Проект дал позитивные эффекты смежным отраслям — прежде всего, твердый крупный заказ для производителей труб, арматуры, компрессорного оборудования. Неожиданный праздник случился и у нефтехимиков. Идущий по «Силе Сибири» газ — жирный, то есть содержит довольно высокую примесь компонентов сложнее метана, являющихся ценным химическим сырьем. Поэтому у оконечности российской части магистрали, близ города Свободный в Амурской области, параллельно с сооружением трубопровода было запущено строительство Амурского газоперерабатывающего завода (ГПЗ). Колоссальное по масштабам предприятие, которое после выхода на полную мощность будет производить до 2,5 млн тонн этана, 1 млн тонн пропана, 60 млрд кубометров гелия (сейчас общий объем российского производства этой продукции — всего лишь порядка 5 млрд кубометров в год). А на базе продукции ГПЗ усилиями российского химического гиганта «Сибура» (и, возможно, китайской Sinopec) будет создан Амурский газохимический комплекс мощностью 1,5 млн тонн полиэтилена в год — одно из крупнейших химических предприятий страны.

По оценкам Газпромбанка, совокупная стоимость проекта может быть оценена в 35–40 млрд долларов. При цене поставок, оцененной экспертами банка в 210 долларов за тысячу кубометров (зафиксированная в договоре цена сторонами не раскрывается), можно ожидать окупаемости проекта в течение десяти-пятнадцати лет, что вполне неплохо для инфраструктурного объекта такого масштаба. Хотя надо понимать, что эти расчеты сделаны исходя из полной загрузки газопровода (которая, как мы помним, ожидается не ранее 2025 года). К тому же, указывают в Газпромбанке, CNPC обязуется по контракту отбирать 85% мощности (на условиях «бери или плати»), не гарантируя отбор остальных 15%. Так что, отсчитывая от дня сегодняшнего, сроки окупаемости проекта составляют не менее пятнадцати-двадцати лет.

Впрочем, стратегическое значение «Силы Сибири» существенно важнее коммерческой окупаемости этого газопровода. Это не просто еще один важный шаг к географической диверсификации нашего газового экспорта. Этот проект выдвигает на повестку дня задачу создания трансъевразийской газопроводной сети, которая кардинально изменит модель функционирования глобального газового рынка. Имея возможность оперативно перебрасывать экспортные объемы трубопроводного газа с Запада на Восток и обратно, наращивая одновременно мощности СПГ-заводов в Арктике, на Балтике и в тихоокеанском бассейне, Россия получит в этой новой конфигурации эксклюзивные преимущества маркетмейкера.

Циклопический насос

Основу энергобаланса Китая до сих пор составляет уголь — порядка 60%. Но роль газа быстро растет. Китай имеет собственную газодобычу, и весьма значительную. Объемы добычи этого вида топлива в стране увеличились с 27,4 млрд кубометров в 2000 году до 161,5 млрд кубометров по итогам прошлого года. Китай, таким образом, стал пятым в мире по объемам производителем газа после США, России, Ирана, Канады, Катара. Но спрос на газ в КНР растет еще быстрее. Если в 2000 году Китай потребил 21,7 млрд кубометров газа (24,8 млрд — с учетом Гонконга), то по итогам 2018 года этот показатель составил 283 млрд кубометров (доля Гонконга, к слову, стала статистической погрешностью). Разрыв между потреблением и добычей уже превысил 120 млрд кубометров и продолжает быстро увеличиваться (см. график 1).

Собственная добыча газа в КНР не поспевает за ростом потребления (график 1)

«По прогнозу Института экономики и энергетики CNPC, к 2035 году потребление газа в Китае составит 620 миллиардов кубометров, из них 300 миллиардов будет добываться внутри страны, — рассказывает аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления “Сколково” Сергей Капитонов. — К 2040 году потребление вырастет до 700 миллиардов кубометров, из них 350 миллиардов придется на собственную добычу. Таким образом, по официальным прогнозам, иностранные поставщики газа могли бы рассчитывать на рыночную нишу в объеме порядка 300 миллиардов кубометров к середине 2030-х годов. Это в два с половиной раза больше текущих показателей».

С другой стороны, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отмечает, что «Сила Сибири» — это не экономическая необходимость, а политический проект: «Свои потребности в газе Китай закрывает и без этого трубопровода. “Сила Сибири” нужна Пекину, чтобы иметь возможность парировать в ответ на угрозы США о сокращении поставок СПГ или устроить газовую блокаду, перекрыв Малаккский пролив».

Можно отметить также географический фактор. Основные терминалы по приему СПГ сосредоточены в южных прибрежных провинциях Китая, трубный газ из постсоветских стран Центральной Азии и на юге из Мьянмы не доходит до северо-востока Китая, который до сих пор остается безраздельной вотчиной угля. Теперь благодаря «Силе Сибири» три северные провинции и район Пекина получат доступ к экологически более благоприятному топливу. Разумеется, самим китайцам для этого придется основательно заняться развитием газораспределительной сети своего северо-востока, в настоящее время развитой слабо. Но время до 2025 года у них еще есть.

Таким образом, спрос на газ в Китае имеется. Хватит и «Силе Сибири», и иным поставщикам место останется. А политический и военно-стратегический фактор повышает привлекательность именно сухопутной трубы, недоступной Седьмому флоту США.

Скованные одной цепью

Окажет ли «Сила Сибири» влияние на позиции «Газпрома» на европейском газовом рынке?

Рассуждения об этом обычно сводятся к двум полярным позициям — шапкозакидательской («прощай, Европа, мы идем в Китай») до капитулянтской («не больно-то Европе и нужен российский газ, у них “зеленые” технологии»).

Не верны обе.

Потребление газа в Европе в последние пять лет снижается, а вот добыча монотонно убывает (график 2)

Прежде всего, зависимость Европы от импорта газа не спешит никуда исчезать. Так, объем потребления газа в Европе на протяжении последних десяти лет так и продолжает колебаться в районе 510–530 млрд кубометров в год. «Зеленая» энергетика в европейских широтах не смогла заменить традиционную по ряду причин, как экономических (относительная дороговизна, которую приходится покрывать субсидиями), так и чисто технологических (например, непостоянство погоды, которой, в отличие от газовой турбины, человечество управлять еще не научилось). При этом объем собственной добычи в Европе монотонно сжимается — с 300 млрд кубометров в 2008 году до 230 млрд кубометров по итогам 2018-го (см. график 2). Нидерланды за тот же период сократили добычу более чем вдвое (с 72 до 32 млрд кубометров) и в перспективе до 2030 года могут прекратить ее вовсе — и это страна, когда-то подарившая миру понятие «голландская болезнь». В Великобритании за тот же период также почти двукратное падение (с 73 до 40 млрд кубометров) с перспективами полного прекращения добычи. Переломить эту тенденцию нет никаких шансов — запасы газовых месторождений этих стран исчерпываются.

Пока держится Норвегия, но она уже вышла на пределы своих возможностей по объемам добычи. По данным Норвежского нефтяного директората, даже при поддержании высокого уровня инвестиций в нефтегазовую отрасль страна уже в скором будущем из-за исчерпания запасов будет вынуждена сокращать добычу углеводородов, к 2030 году — почти вдвое. И все это, напомним, на фоне идей отказа от угольной и атомной генерации — естественных конкурентов газа.

Пока что конъюнктура на европейском газовом рынке складывается не в пользу «Газпрома». Возникший избыток предложения со стороны поставщиков СПГ, прежде всего агрессивно рвущихся на европейский рынок американцев, обвалил цены на европейском рынке до минимума за последние пятнадцать лет. В третьем квартале этого года средняя цена поставок «Газпрома» в Европу составила 170 долларов за 1000 кубометров против 250 долларов за аналогичный период прошлого года.

Цена безубыточности новых СПГ-заводов (график 3)

Но, вероятнее всего, это временное явление. Дело в том, что текущий уровень цен в Европе для многих производителей СПГ не покрывает издержек и транспортных расходов. Например, все поставки СПГ из США в 2019 году были убыточными для продавцов. Пока жажда завоевания рынка побеждает, но сколь-нибудь долго это продолжаться не может. За 2015–2018 годы в мире было отменено 20 проектов СПГ-заводов совокупной мощностью 184 млн тонн. С учетом объективных технологических ограничений (таких как недостаточная обеспеченность отрасли флотом танкеров-газовозов) эксперты VYGON Consulting уже к 2022 году ожидают исчезновения профицита предложения. Позиции «Газпрома», да и вообще российских поставщиков, на этом фоне выглядят едва ли не лучшими (см. график 3). В частности, IHS и Wood Mackenzie прогнозируют, что доля «Газпрома» на европейском рынке к 2035 году вырастет с текущих 34% до 38–41%.

Даже украинский кризис и потенциальное прекращение транзита особой роли не сыграют. Объем и доля транзита газа через Украину на протяжении последнего десятилетия неуклонно сокращались, уменьшившись в прошлом году до 86,8 млрд кубометров и 38% соответственно. Мощность «Северного потока — 2» — 55 млрд кубометров в год, «Турецкого потока» — 31,5 млрд кубометров. «Говоря откровенно, после достройки “Северного потока — 2” и “Турецкого потока” все контрактные объемы распределяются по новым газопроводам. И “Газпрому” нужно будет только поменять точки сдачи в контрактах», — говорит Сергей Капитонов.

Однако возникает много вопросов — от обеспечения изолированных рынков в Юго-Восточной Европе до прохождения зимних пиков потребления или периодов техобслуживания на остальных газопроводах. Скорее всего, украинский коридор станет для «Газпрома» балансирующим, с высокой гибкостью, а значит — самым дорогим. Ведь гибкость имеет свою цену, отмечает эксперт.

«Газпрому» надо будет продержаться еще год, до выхода новых газопроводов на запад на проектную мощность. Договор о транзите истекает 1 января 2020 года, но, как полагают эксперты, в конце концов европейцы «продавят» Украину на краткосрочное, сроком на год, продление действующего договора. В конечном счете никуда европейцы от нашего «национального достояния» не денутся.

Крупные газопроводные проекты означают крупные твердые заказы для трубников, металлургов, производителей компрессорного оборудования. ИТАР-ТАСС/ Валерий Шарифулин

Монголия в помощь

Чтобы иметь возможность маневра, переброски экспортных объемов газа с месторождений Западной Сибири, необходимо построить либо специальные магистральные газопроводы до ГТС Китая, либо перемычку между нашей «базовой» ГТС и «Силой Сибири» — с пропорциональным увеличением мощности последней.

Доля газа в энергобалансе Китая будет повышаться (график 4)

Идеи строительства магистрального газопровода из Западной Сибири в Китай на самом деле уже предлагались. И мотив был именно такой — возможность маневрировать экспортными поставками и, как следствие, влиять на формирование газовых цен. Причем как в Европе, так и — в значительной степени — в Восточной Азии.

Проект газопровода получил наименование «Алтай» — по названию региона, через территорию которого он должен был подойти к китайской границе. Для проекта назывались значительные характеристики — до 30 млрд кубометров в год. Но до реализации дело так и не дошло. Сказались как экологические факторы (трасса по первоначальному проекту должна была пройти через объект всемирного наследия ЮНЕСКО — природный парк Укок), так и чисто экономические, вроде большой протяженности (до 6700 км) при высокой стоимости прокладки в горных условиях, а также конкуренции со стороны туркменского и китайского газа (в Синьцзян-Уйгурском автономном районе добывается до четверти всего китайского газа) в западных провинциях Китая.

Тем не менее дополнительный экспортный газопровод в Китай, следующий по западному маршруту, все же появится. Теперь, правда, он пройдет в обход Алтайских гор, через Монголию, при полном одобрении последней.

Крупнейшие экспортеры газа в Китай в 2018 г. (график 5)

«Мы рады, что российская сторона поддерживает проект строительства газопровода из России в Китай через территорию Монголии», — заявил глава правительства республики Ухнаагийн Хурэлсух.

Хотя это дело не завтрашнего дня. Аналитики полагают, что год-два потребуются на проектирование. Еще года четыре — на строительство.

«Проект газопровода “Алтай” обсуждается уже пятнадцать лет. У сторон были и сближения, и отдаления. Переговорный процесс можно характеризовать как вялотекущий, — рассказывает Сергей Капитонов. — Вариант поставок через Монголию может стать катализатором для застывшего переговорного процесса. Преимущество проекта в том, что российский газ может пойти транзитом в центральные и восточные регионы Китая, где потребность в газе наиболее высока. Однако этот маршрут будет затратным с точки зрения строительства инфраструктуры на территории Монголии. Кроме того, России не приходится рассчитывать на монгольский рынок сбыта: сегодня рынка газа в стране нет, страна использует уголь и возобновляемые источники энергии. Однако, выбирая такой маршрут, Россия может получить и политические дивиденды, несколько оттянув Монголию в орбиту своего влияния от Китая».

Структура импорта газа Европой в 2018 г. без учета внутриевропейской межгосударственной торговли (график 6)

Как указывает эксперт, пока под западный маршрут поставок не определен вопрос с ресурсной базой. Могут рассматриваться не только месторождения Ямала, но и Восточная Сибирь, Красноярский край. Конечно, на Ямале ресурсы есть. Однако, говоря о более близких вариантах, появляются вопросы. Для «Газпрома» Иркутская область сегодня — это фактически только Ковыкта, газ с которой «расписан» до кубометра и будет поставляться по «Силе Сибири». В Красноярском крае центр газодобычи вовсе не сформирован, а сам край не газифицирован. Существует, правда, принципиальная возможность вовлекать в орбиту интересов «Газпрома» ресурсы независимых компаний, у которых есть запасы в Восточной Сибири, однако формат таких отношений пока трудно представить.

Жесткой зависимости между плотностью населения региона и уровнем газификации населенных пунктов не наблюдается (график 7)

Дайте газа Красноярску

В настоящее время Россия, будучи крупным игроком глобального газового рынка, все еще далека от решения задачи полной газификации страны. Средний по стране уровень газификации вроде бы неплох (68,7%), но регионы Северо-Запада, особенно Сибирь и Дальний Восток, газифицированы крайне слабо. При этом переход на газ означает как вклад в экологическую ситуацию, так и повышение комфортности проживания.

Из-за загрязнения воздуха в отопительный период остро стоит экологическая ситуация в крупной, более миллиона человек, красноярской агломерации. Причем если крупные угольные ТЭЦ обеспечивают относительно приемлемый уровень очистки выбросов, то ситуация с малыми котельными и индивидуальным отоплением в условиях использования низкокалорийных и высокозольных бурых углей становится критической.

Еще в 2017 году было представлено несколько вариантов газификации наиболее населенных районов Красноярского края. Один из этих вариантов предполагал строительство газовой магистрали от Проскоково в Кемеровской области до Ачинска, Красноярска, Канска и требовал прокладки 670 км труб, альтернатива из Володино Томской области — 720 км. Что касается стоимости проекта, то в отсутствие подробной проработки назывались разные оценки: от 50 до 170 млрд рублей.

Заход на Иркутск, Улан-Уде, Читу, стыковка с будущей ГТС Востока (которую сформируют расширенная «Сила Сибири», ушедший в Монголию уже не «Алтай», перспективные новые проекты) потребует, как можно укрупненно оценить по карте, еще вчетверо больше. Это, разумеется, инвестиционные ресурсы. Не столь значительные, как при прокладке «Силы Сибири» по вечной мерзлоте и тайге с медведями. Но и результат будет общенационального, даже континентального значения.

Реализация подобных проектов в стратегической перспективе позволяет уйти от привязки к отдельным изолированным рынкам сбыта не только в сегменте СПГ, но и при трубопроводной поставке газа. Пусть пока есть долгосрочные контракты, но на более отдаленную перспективу, с учетом амбициозной программы развития СПГ-проектов (мощность по сжижению в нашей стране к 2030 году, как следует из прогнозов «НоваТЭКа», должна вырасти почти втрое, до 80 млн тонн), Россия имеет шансы превратиться в законодателя мод и цен на мировом газовом рынке. В результате нынешние затраты отобьются сторицей в перспективе, а возможности шантажа вроде украинской транзитной проблемы зарублены на корню.

Социальный же эффект газовой связки страны будет означать резкое повышение качества жизни в восточных регионах России. Осталось обеспечить опорную инфраструктуру, включая магистральные газопроводы, соединяющие основные экономические центры. А созданные на их основе малые СПГ-заводы можно использовать для обеспечения автономной газификации отдаленных малонаселенных районов наших восточных окраин.

Постсоветские проекты России по строительству магистральных экспортных газопроводов и заводов по сжижению газа

Котировки «Газпрома» поддержат решения по дивидендам

Представленную «Газпромом» консолидированную неаудированную промежуточную сокращенную отчетность по МСФО за девять месяцев 2019 года можно оценить как вполне нейтральную для капитализации компании. Выручка от продаж сократилась на 3,4%, до 5,698 трлн рублей. При этом операционные расходы за отчетный период выросли на 3,8%, до 4,618 трлн рублей. Тем не менее благодаря позитивной динамике финансовых расходов и доходов группе удалось увеличить прибыль, причитающуюся акционерам, на 3,05%, до 1,048 трлн рублей.

Отрицательный вклад в динамику доходов внес негатив на основном направлении деятельности компании — экспорте природного газа в дальнее зарубежье. Тут мало того, что средняя цена реализации за отчетный период снизилась на 4,65%, но и объемы продаж в Европу и другие страны дальнего зарубежья сократились на 7,55% (с 185,4 млрд до 171,4 млрд кубометров). В результате выручка от этого направления экспорта сократилась год к году на 11,99%, до 1,884 трлн рублей. Потери экспортной выручки удалось отчасти компенсировать ростом цен на газ во внутренних продажах и продажах в страны бывшего СССР, а также за счет увеличения выручки от продажи продуктов нефтегазопереработки, нефти, электрической и тепловой энергии.

«Газпром» планирует в 2020 году направить на дивиденды 30% скорректированной прибыли по МСФО. К 2022 году эта доля, как ожидается, достигнет половины прибыли. Эти изменения должны оказать поддержку акциям «Газпрома» в среднесрочной перспективе, ведь в последние два года компания направляла на эти цели только 27% прибыли.

Алексей Калачев, эксперт-аналитик АО «Финам»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пощупать границы лояльности Пощупать границы лояльности

Кешбеки и проценты на остаток — это не более чем обдуманный маркетинговый прием

Эксперт
В школе ребенку плохо: что делать? В школе ребенку плохо: что делать?

Представьте себе ситуацию: ваш сын или дочь наотрез отказывается ходить в школу

Psychologies
Чтобы окна не потели Чтобы окна не потели

Новый адсорбент для стеклопакетов, не имеющий аналогов

Эксперт
Надо брать и делать Надо брать и делать

Что такое успех? Где брать для этого силы? Своим опытом поделился Иван Привалов

Лиза
Новый груз для дальнобойщиков Новый груз для дальнобойщиков

Автоперевозчики бьют тревогу

Эксперт
Ты — «третье колесо» в отношениях? 8 преимуществ, которыми стоит насладиться Ты — «третье колесо» в отношениях? 8 преимуществ, которыми стоит насладиться

Быть «третьим колесом» в паре: преимущества

Playboy
Цена нестабильности Цена нестабильности

В мире нарастает торгово-тарифное и санкционное противостояние

Эксперт
Мистер Хитмен Мистер Хитмен

За что мы так любим Робби Уильямса

Glamour
Тиндер-сюрприз Тиндер-сюрприз

Что делать, если в приложении для знакомств видишь девушку друга

GQ
Уральский экстрим: как бизнесмены из Екатеринбурга создали лидера на рынке экипировки Уральский экстрим: как бизнесмены из Екатеринбурга создали лидера на рынке экипировки

Ранее о бренде Dragonfly мало кто знал, но выручка компании выросла в шесть раз

Forbes
Авто года 2019 Авто года 2019

Человечество продолжает совершенствовать главный транспорт планеты Земля

GQ
Время скупать бренды: почему сегмент luxury ждет волна поглощений Время скупать бренды: почему сегмент luxury ждет волна поглощений

Сделка между LVMH и Tiffany подстегнула интерес к индустрии luxury

Forbes
В поисках идеального парка В поисках идеального парка

За последние годы в России появилось несколько знаковых парков мирового уровня

Эксперт
Что нужно успеть женщине до 30 лет? Что нужно успеть женщине до 30 лет?

У общества к современным женщинам вполне конкретные требования

Psychologies
Избегая конфликтов любой ценой, мы ставим под угрозу отношения Избегая конфликтов любой ценой, мы ставим под угрозу отношения

Разрушает ли гнев отношения

Psychologies
Думай как женщина Думай как женщина

Ирина Старшенбаум о мужчинах, съемках по любви и жизни на грани фантастики

Cosmopolitan
Без эффекта маски: 8 случаев, когда от ботокса лучше отказаться Без эффекта маски: 8 случаев, когда от ботокса лучше отказаться

За годы ботокс успел накопить в свой адрес несколько претензий

Cosmopolitan
Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз? Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз?

В последнее время трудным детям стали ставить «модный» диагноз — ОВР

Psychologies
Экзоскелеты полегчали и подешевели Экзоскелеты полегчали и подешевели

Стартап «Симбионикс» предложит улучшенные медицинские и промышленные экзоскелеты

Эксперт
Русский как английский Русский как английский

Новости культурно-языкового экспорта в примерах и наблюдениях

Огонёк
Екатерина Климова: «Счастье — никуда не мчаться, никому ничего не доказывать» Екатерина Климова: «Счастье — никуда не мчаться, никому ничего не доказывать»

Чувствую, необходимо остановиться. Хотя бы чтобы представить свое будущее

Караван историй
Основатель центра М.О.С.Т. — о ретро-автомобилях и машине Сергея Шнурова Основатель центра М.О.С.Т. — о ретро-автомобилях и машине Сергея Шнурова

Сколько стоит входной билет в мир кастомайзинга и как выживают коллекционеры

РБК
Последний из рода Юсуповых Последний из рода Юсуповых

В 1900 году Юсуповы составили завещание о передаче своих коллекций государству

Караван историй
Однажды в России Однажды в России

Борис Акопов: как детство в плохом районе помогает снимать хорошие фильмы

Esquire
Пожиратели бюджетов Пожиратели бюджетов

Почему иногда строить дороги не нужно

Forbes
Плавучий институт: как устроено российское судно «Академик Мстислав Келдыш» Плавучий институт: как устроено российское судно «Академик Мстислав Келдыш»

Судно «Академик Мстислав Келдыш» не остается подолгу в порту своей приписки

Популярная механика
Капитан «Паллады»: человек, который совершил 5 кругосветных путешествий Капитан «Паллады»: человек, который совершил 5 кругосветных путешествий

Михаил Кожухов множество раз пересек земной шар

Forbes
Тайны открытого письма Тайны открытого письма

Кто и зачем сегодня отправляет поздравления по почте?

Огонёк
Игорь Савельев: Как тебе такое, Iron Mask? Игорь Савельев: Как тебе такое, Iron Mask?

Фрагмент из новой книги Игоря Савельева

СНОБ
Вопрос на засыпку: что делать, если волосы быстро жирнятся Вопрос на засыпку: что делать, если волосы быстро жирнятся

Грязные и вязкие волосы уже в первый день после мытья?

Cosmopolitan
Открыть в приложении