Автоперевозчики бьют тревогу

ЭкспертАвто

Новый груз для дальнобойщиков

Автоперевозчики бьют тревогу: вслед за введением системы оплаты проезда по дорогам «Платон» на них обрушивается новая напасть — создаваемая общероссийская сеть весогабаритного контроля. Ее пилотные элементы пока работают с серьезными сбоями, понижая рентабельность автоперевозок и выталкивая транспортные компании в серую зону

Алексей Грамматчиков

Перегруженные грузовики разбивают дороги. Для борьбы с этим через каждые 100–150 км на российских федеральных трассах планируется построить пункт автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК)

Почти три четверти российских автомобильных транспортных компаний получают несправедливые штрафы за якобы лишний вес своих машин, даже если они загружены по норме. При этом у 83% игроков рынка не получается обжаловать эти несправедливые штрафные санкции. Об этом говорят результаты опроса, проведенные ассоциацией «Грузавтотранс» и компанией Omnicomm, в котором приняли участие 240 крупных российских автомобильных грузоперевозчиков. «Грузоперевозки являются кровеносной системой экономики, и в России сейчас она оказалась под новым ударом в результате неотрегулированной работы весового контроля на дорогах», — заявил на прошедшем в Москве круглом столе, посвященном представлению результатов исследования, Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».

Умные весы от операторов «Платона»

Проблема лишнего веса грузовиков в России — действительно острый вопрос. По оценке Минтранса, порядка трети всех грузовых машин сейчас передвигается с нарушением весовых норм, что влечет за собой тяжелые последствия. Во-первых, перегруженный грузовик чаще является причиной аварий — такой машине сложнее совершить маневр, остановиться в экстремальной ситуации, она легче уходит в занос на скользкой дороге. По данным ГИБДД, число ДТП с грузовиками в России велико: по итогам прошлого года произошло 10,9 тыс. аварий, в результате которых погибли 1700 человек.

Другой негативный эффект лишнего веса коммерческого автомобиля — ущерб от такого нарушения транспортной инфраструктуре, который, по словам дорожников, исчисляется триллионами рублей: загруженные под завязку грузовики разбивают дорожное полотно, а то и вовсе рушат целые мосты. Например, в прошлом году из-за перегруженного грузовика рухнул автомобильный мост над железной дорогой близ станции Свободный Амурской области, в результате чего было остановлено движение по главному пути Транссибирской магистрали. А в Мордовии из-за чрезмерно наполненного песком самосвала недавно упал 15-метровый мостовой переход, соединявший поселки Дубенки и Ардатово.

Безусловно, проблему перегруженности грузового автотранспорта нужно решать. Уже давно для грузовиков на дорогах установлены весовые нормы, но пока нет эффективной системы контроля за их соблюдением. Ключевым элементом отслеживания правильного веса грузовых машин должна стать сеть пунктов автоматизированной системы весогабаритного контроля (АСВГК), состоящая из «умных» дорожных весов, которые определяют вес автомобиля на ходу без участия человека и, подобно камерам превышения скорости, наказывают нарушителей, присылая им «письма счастья» со штрафами. В пилотном режиме такие пункты стали появляться в разных российских регионах в 2016 году, сейчас их насчитывается уже порядка сотни. А всего к 2023 году предполагается создать порядка 400 АСГВК, которые будут охватывать каждые 100–150 км федеральных трасс. Одновременно в ближайшие месяцы должен быть объявлен конкурс на выбор оператора этой общероссийской системы весогабаритного контроля, итоги которого предположительно будут подведены к середине следующего года. Основной претендент на победу хорошо знаком перевозчикам — это компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС), где 50% принадлежит бизнесмену Игорю Ротенбергу. РТИТС уже является оператором многострадальной системы платы за проезд по дорогам «Платон», вызвавшей в свое время бурю протеста дальнобойщиков.

Несправедливые штрафы

Формируемая система весового контроля вызывает серьезное беспокойство у участников рынка автомобильных перевозок, которые говорят, что сейчас ее элементы работают с серьезными сбоями, причиняя много проблем транспортным компаниям. «Нынешняя система пунктов весогабаритного контроля — это, скорее, не контрольный, а репрессивный механизм для отрасли грузоперевозок», — заявляют транспортники.

Многие нынешние пункты весового контроля работают с ошибками — они неправильно определяют вес грузовика и несправедливо выписывают штрафы. Согласно опросу «Грузавтотранса», с такой ситуацией регулярно сталкивается большинство компаний. «Более чем 80 процентам компаний не удается обжаловать эти несправедливые штрафы, прежде всего из-за того, что у мелких и средних логистических организаций нет своего качественного юридического отдела, — говорит Владимир Матягин. — Недавно наша ассоциация подключилось к процессу оспаривания таких штрафов, и только в Свердловской области нам удалось обжаловать 320 несправедливо выписанных постановлений о штрафах».

Много претензий у транспортников и к действующим сейчас передвижным пунктам весового контроля, когда инспекторы ГИБДД совместно с представителями Ространснадзора выборочно взвешивают на дорогах грузовой транспорт. Согласно опросу, больше всего несправедливых штрафов водители получают как раз на таких передвижных пунктах.

«Инструкций и норм, регулирующих использование весов на передвижных площадках, не существует, — говорит Владимир Матягин. — Такие весы могут устанавливаться на неровную поверхность, с наклоном. Кроме того, в морозы в таких местах часто отсутствует отвод влаги, а также необходимый в мороз подогрев, в результате чего весы работают со сбоями и могут существенно завышать реальные показатели веса транспортного средства».

«Качество работы самих аппаратных комплексов по автоматическому взвешиванию оставляет желать лучшего, — соглашается Дмитрий Иевлев, генеральный директор компании “Авто-ПЭК”. — Наблюдается много случаев, когда нарушения максимально допустимой нагрузки были зафиксированы ошибочно, а конструкция некоторых аппаратов допускает погрешность в пределах десяти процентов. Много вопросов сейчас касается и механизма информирования водителей и оспаривания выписанного штрафа. Часто о нарушении водитель сразу узнать не может — только из постановления, пришедшего по почте, когда уже прошло много времени после самого события. Так что если скоро автоматическими рамками будут охвачены все дороги страны, то с проблемами работы системы АСВГК столкнутся все перевозчики».

Много вопросов у перевозчиков и к измерению весового перегруза по осям автомобилей. Допустим, общий разрешенный вес определенных видов трехосных грузовиков сейчас составляет 25 тонн, соответственно, на второй и третьей оси (над которыми расположен грузовой отсек) норма составляет восемь тонн. Это несправедливо, считают грузоперевозчики, так как существуют разные типы грузов и некоторые из них, например сыпучие, могут перемещаться по кузову во время движения, к тому же водитель часто не может контролировать, насколько равномерно, скажем, экскаватор грузоотправителя загрузил ему щебень из карьера. «Наш автомобиль с щебнем остановили на передвижном посту, и он показал перевес на одну из осей, — рассказал “Эксперту” в кулуарах круглого стола руководитель одной из транспортных компаний. — Вызвали эвакуатор, пока он ехал, водитель с лопатой в руках перекидал часть щебня в заднюю часть кузова, после чего повторное взвешивание на ось показало норму, и машину отпустили».

Согласно опросу ассоциации «Грузавтотранс», самая распространенная сумма единоразового штрафа за перевес сейчас составляет 150 тыс. рублей, это значительная сумма для логистического бизнеса. Представители ассоциации заявляют, что во избежание рисков таких высоких штрафов представители многих автотранспортных компаний уходят в серую зону — они умышленно превышают нормы загрузки автомобилей, откупаясь взятками от надзорных органов, где процветают коррупционные схемы: 66% перевозчиков регулярно получают предложения «решить вопрос» с перегрузом в обход закона, говорится в результатах опроса. «Наш опрос показывает, что 37 процентов компаний недогружают транспорт на 20 процентов, чтобы избежать штрафов за перегруз. Таким образом, легальному транспортному бизнесу становится все сложнее конкурировать с услугами серых перевозчиков, ведь они в расчете откупиться от надзора могут, например, вдвое перегрузить машину и, соответственно, вдвое больше заработать на одном рейсе. И это больно бьет по тем компаниям, которые хотят работать в легальном правовом поле», — сетует Владимир Матягин.

Взвешенный подход

Нельзя сказать, что регулятор ничего не делает, чтобы устранить несовершенство системы весового контроля коммерческого автотранспорта. В настоящее время Госдума рассматривает законопроект о внесении поправок в закон об автомобильных дорогах, где обещано учесть претензии бизнеса. Например, поправки подразумевают, что на пунктах автоматического взвешивания водитель сможет получать информацию о перегрузе в течение пяти минут. Однако транспортные компании заявляют, что этого мало. Они требуют более жесткого контроля весового оборудования, введение погрешности взвешивания, снижения штрафов.

Действенным методом решения весовых проблем, по мнению дальнобойщиков, могло бы стать введение нормы, согласно которой за перевес грузовика должен отвечать не только перевозчик, но и грузоотправитель: за эту меру высказываются 53% участников опроса. Одновременно к процессу развития системы контроля можно было бы привлечь и автопроизводителей. «Решить проблему ошибочных штрафов за перевес помогло бы обязательное оснащение производителями своих грузовиков датчиками осевой нагрузки, — считает Алексей Черкашин, начальник отдела российского экспедирования логистической компании “Даксер”. — То есть ввоз и продажа новых грузовиков, не оснащенных такими устройствами, могут быть запрещены. Не думаю, что такая мера сильно отразится на себестоимости грузовых автомобилей».

«Дополнительную сохранность дорог могут обеспечить камеры видеофиксации, — полагает Дмитрий Макаревич, руководитель технической службы международной логистической компании Itella в России. В качестве примера приведу региональную дорогу, около которой, скажем, расположен песчаный карьер. Специфика работы тут известна и перевозчикам, и государственным органам: тут чаще всего наблюдается перевес по максимальной массе. Знаками можно было бы ограничить движение автомобилей только в одном направлении через весогабаритный контроль, а закрытые для транзита зоны оснастить камерами видеофиксации. Вместо карьера объектом таких мер может быть металлобаза, зернохранилище, завод железобетонных изделий и прочее. Так что можно искоренить эту проблему при должном подходе и желании, но ни того ни другого пока не наблюдается».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Судоходная Арктика Судоходная Арктика

Беспрецедентное по масштабам строительство судов ледового класса в России

Популярная механика
Большие планы на детство Большие планы на детство

Акции «Детского мира» вызвали интерес у инвесторов в ходе SPO

Эксперт
Рейтинг брендов Рейтинг брендов

Бренды, которые стали заметны на рынке за год

Forbes
Большой взрыв: как научиться не закипать по любому поводу Большой взрыв: как научиться не закипать по любому поводу

Если мы держим эмоции в себе, впоследствии это может дорого нам обойтись

Psychologies
Цена нестабильности Цена нестабильности

В мире нарастает торгово-тарифное и санкционное противостояние

Эксперт
«Ночлежка» и москвичи: природа конфликта «Ночлежка» и москвичи: природа конфликта

Почему в Москве особенно нелегко помогать бездомным

Русский репортер
На пути к капсульному жилью На пути к капсульному жилью

На российском рынке жилья формируется новый сегмент малогабаритных квартир

Эксперт
Молодильные яблоки: польза и вред фруктов для организма Молодильные яблоки: польза и вред фруктов для организма

Мы привыкли считать, что фрукты – это кладезь витаминов. Так ли это?

Cosmopolitan
Берут – беги Берут – беги

Теневая экономика России настолько велика, что называть ее теневой даже неловко

Esquire
Самые главные витамины для потенции у мужчин: мастхэв на все времена Самые главные витамины для потенции у мужчин: мастхэв на все времена

Забудь про виагру, дружище, это не витаминки

Playboy
Дела литовские Дела литовские

Явление Литвы для «нынешнего поколения советских людей» было внезапным

Дилетант
Изобретатели урожая Изобретатели урожая

Управляемый фотосинтез как будущее сельского хозяйства

Огонёк
Месяц трезвости – это путешествие, а не пункт назначения Месяц трезвости – это путешествие, а не пункт назначения

Отказ от алкоголя на месяц поможет узнать важное об отношениях со спиртным

GQ
Как несчастный случай помог американцу к 25 годам создать компанию, которая вступила в борьбу за $25 млрд Как несчастный случай помог американцу к 25 годам создать компанию, которая вступила в борьбу за $25 млрд

Карр любит говорить о том, что миссия компании — спасать жизни

Forbes
Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли» Геворк Вермишян: «5G — Это вызов, и мы его приняли»

Когда в России будет запущено пятое поколение мобильной связи?

РБК
Как автомобильный детектив разыскал самую красивую машину в мире — Talbot Lago 1938 года Как автомобильный детектив разыскал самую красивую машину в мире — Talbot Lago 1938 года

Автомобильный детектив Джо Форд разыскивает угнанные раритетные машины

Esquire
Слухи о моей жизни Слухи о моей жизни

Биография великого писателя и юмориста Марка Твена

Maxim
1997 год 1997 год

Крупный бизнес тем временем продолжает делить оставшиеся государственные активы

Esquire
Невероятная история инсулина: как спасти миллионы людей Невероятная история инсулина: как спасти миллионы людей

История инсулина – фантастический сюжет о том, как делаются научные открытия

Популярная механика
Расцвет крафта и коктейли в Instagram: Bloomberg назвал главные алкогольные тренды десятилетия Расцвет крафта и коктейли в Instagram: Bloomberg назвал главные алкогольные тренды десятилетия

Прошлое десятилетие заметно изменило алкогольный рынок

Forbes
«Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает» «Когда я выходила замуж, даже не думала, что так бывает»

Теперь награды в семье Вайнштейнов-Батыршиных зарабатывают дети

OK!
Отдых на любой вкус Отдых на любой вкус

Швейцария входит в число самых популярных туристических направлений в мире

Yoga Journal
Провальный курс: почему импортозамещение не оправдало надежд Провальный курс: почему импортозамещение не оправдало надежд

Курс на независимость российской экономики от импорта был фактически провален

Forbes
Кто из звезд с возрастом будет выглядеть лучше: эксперты о типах старения Кто из звезд с возрастом будет выглядеть лучше: эксперты о типах старения

Почему женщины стареют по-разному и какие факторы влияют на этот процесс?

Cosmopolitan
Домашний арест. Какие ошибки допускают родители  при воспитании детей Домашний арест. Какие ошибки допускают родители  при воспитании детей

Пять элементов гармоничного воспитания малыша: руководство от суперняни

Forbes
Без драк и скандалов: самые приличные участницы «Дома-2» за всю историю Без драк и скандалов: самые приличные участницы «Дома-2» за всю историю

О героях проекта «Дома-2», за которых зрителям не стыдно

Cosmopolitan
Телепорт на газон и ДТП с трамваем: топ-7 странных ситуаций с водителями Телепорт на газон и ДТП с трамваем: топ-7 странных ситуаций с водителями

Самые необычные происшествия с водителями

РБК
Итоги года: Январь, февраль, март Итоги года: Январь, февраль, март

Forbes представляет итоги 2019 года

Forbes
Новый год без тормозов Новый год без тормозов

Кто сказал, что к 31-му декабря надо обязательно переделать все дела?

Лиза
Софья Таюрская: горячие фото солистки нашумевшей группы «Little Big» Софья Таюрская: горячие фото солистки нашумевшей группы «Little Big»

Яркая, дерзкая и очень талантливая Софья Таюрская

Playboy
Открыть в приложении