Изготовитель уникальных гидравлических молотов хочет расширить линейку продукции

ЭкспертБизнес

Самый быстрый молот тормозит

Производитель уникальных гидравлических молотов мечтает расширить линейку продукции и выйти на зарубежный рынок, но пока уступил домашний рынок иностранным фирмам. Выход из тупика здесь видят в сотрудничестве с крупной госкомпанией

Вера Колерова

Гидравлический молот новосибирской компании забивает сваи в полтора раза быстрее импортных

Человеку свойственно бить, так же как кошке — царапаться: он бьет и когда дерется, и когда работает, это универсальный способ выброса энергии, рассуждает Константин Бессонов, сооснователь новосибирской компании «Ропат».

В конце 1990-х Бессонов познакомился с известным в Новосибирске ученым Виктором Кувшиновым, за которым закрепилась слава человека, придумавшего самый быстрый свайный молот в мире. Многие считали это фантастикой, но оказалось, что идеи Кувшинова вполне осуществимы в «железе». Нашелся производственный партнер — завод «Сибтекстильмаш», где начали выпускать первые сваебойные молоты по разработкам Кувшинова, впоследствии запатентованным. В 2005 году была основана компания «Ропат». Самого Виктора Кувшинова уже нет в живых.

В производстве сваебойных гидравлических молотов для промышленного и гражданского строительства «Ропат» стал одним из пионеров на российском рынке. Кроме гидравлических бывают еще дизельные сваебойные молоты — их в России уже делали. Дизельные сваебои отличаются от гидромолотов, как говорят сами сваебойщики, примерно как «Лада Гранта» от «Мерседеса». Принцип работы гидромолотов основан на давлении гидравлической системы, ну а дизельный работает по тому же принципу, что и дизельный двигатель: ударная часть молота поднимается за счет энергии взрыва.

Преимущества гидромолотов — более высокая производительность, экологическая чистота и более низкий уровень шума и вибрации, а также наличие технических возможностей для регулирования силы удара по свае, в отличие от дизельных, бьющих с одинаковой силой.

Но и по сравнению с другими гидромолотами у техники «Ропата» есть существенные плюсы, заявляет Константин Бессонов. Прежде всего это рекордная частота ударов: большинство молотов для промышленного и гражданского строительства делают 40–45 ударов в минуту, а разработанный Кувшиновым — 60 (речь идет о молотах небольшой мощности, от трех до семи тонн). Высокая производительность молотов «Ропата» связана еще и с тем, что в своей работе они используют энергию отскока ударной массы для усиления удара. Обычно ударная часть молота (ее сваебойщики называют «бабой») поднимается наверх и падает вниз, производя удар о сваю. Потом гидроцилиндр снова поднимает «бабу» наверх. Кувшинов придумал, как поймать «бабу» на отскоке, и ее не приходится разгонять с нуля для каждого нового удара. «Этот алгоритм работы молота немного похож на ведение баскетбольного мяча, когда мы его подхватываем на отскоке. Получается колоссальный выигрыш по производительности и энергоэффективности молота», — объясняет Константин Бессонов.

И при всем этом новосибирские гидромолоты дешевле, чем техника известных мировых брендов (финская Junttan, немецкие Liebherr и Bauer и др.). Копер — базовая установка, на которую навешивается молот, — с гидромолотом от «Ропата» стоит порядка 30 млн рублей, а с Junttan — уже 90 млн рублей. «У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, но наш комплекс оборудования окупается быстрее», — утверждает Бессонов.

Отзывы о «Ропате» разные, но большинство участников сваебойного рынка сходятся на том, что аналогов новосибирским гидромолотам среди других российских производителей нет. «Есть попытки в Башкирии переделать их старые модели, приладить туда гидродвигатель, но все это просто копии. Предлагают и китайские гидромолоты, но их таковыми можно назвать лишь с большой натяжкой», — говорит Иван Сапугольцев, директор сургутской строительной компании «Роял-Групп».

По словам Сапугольцева, «Ропат» по скорости погружения свай пока впереди всех. С такой оценкой согласен Карен Бодян, директор компании «Спецстроймаш», который уже десять лет пользуется молотами «Ропата»: «Это звучит как легенда — наши молоты бьют быстрее всех в мире, — но на самом деле так и есть».

«Зачем я буду покупать один импортный молот, если за те же деньги можно взять три российских, и по факту они будут приносить мне денег не меньше?» — говорит Иван Сапугольцев.

Но есть на рынке и скептики. «В “Ропате” просто копируют известные бренды и хорошо это маскируют», — уверены в одной из сваебойных фирм.

Работа над ошибками

Когда «Ропат» выходил на рынок, сваебойщики в основном использовали старые молоты — дизельные, китайские и российские, навешивая их на краны порой еще советского производства. Рынок неповоротливый, как сами сваи. Но «Ропат» встретили тепло: в начале 2000-х завод делал до восьми единиц техники в месяц, и выручка превышала миллиард рублей в год (что для такого рынка не так уж мало), вспоминает Константин Бессонов. Новосибирские молоты были российскими и по большей части комплектующих — из импортного использовались только немецкие насосы (как, впрочем, и сейчас). «Наш бизнес стартовал легко: деньги мы брали с рынка. Люди соглашались на предоплату под обещания сделать эффективную машину. Такие вот чудеса случались на российском рынке», — говорит Бессонов.

Не обходилось и без проблем. «Ропат» начал с выпуска штанговых гидромолотов, хотя в мире наиболее распространены корпусные. Основное отличие между этими типами гидромолотов в том, что корпусные более прочные. Штанговые машины часто ломались, что создало компании репутацию производителя не вполне надежной техники.

«Строители быстро поняли, насколько выгоднее использовать гидромолоты, а когда наши стали ломаться, начали переключаться на импорт, — рассказывает он. — Так на наших плечах в Россию зашли корейские и европейские марки. Но позже выяснилось, что ломаются они так же часто, а работают в два раза медленнее. Тут у нас снова начался подъем».

Однако с конца 2000-х у «Ропата» начался свой внутренний кризис из-за проблем с арендой производственных мощностей. Предприятие осталось фактически без средств производства, а спрос на гидромолоты пошел вниз.

Компания тем не менее держалась и продолжала совершенствовать машины, постепенно превращаясь в конструкторское бюро с небольшим производственным участком.

В 2015 году «Ропат» вывел на рынок корпусной гидромолот, который, по мнению Ивана Сапугольцева, оказался на голову выше предшествующих моделей. «Мы купили такой в 2015 году, — говорит предприниматель. — И с тех пор произошла всего одна поломка. Ребята в Новосибирске сделали гигантский шаг вперед. С появлением корпусных молотов компанию на рынке стали оценивать гораздо выше».

Сегодня «Ропат» способен делать лишь несколько единиц техники в год. Выручка упала до 100–150 млн рублей. «Главная проблема — долгий срок производства. А строителям все нужно быстро», — вздыхает Константин Бессонов.

По мнению Бессонова, причина спада в том, что под натиском крупных «окологосударственных» компаний вымирает малый и средний бизнес в сфере нулевого цикла строительных работ. Ну и госкомпании предпочитают покупать более дорогую импортную технику, чтобы, считает Бессонов, освоить бóльшие бюджеты.

Однако сваебойщики связывают сбытовые проблемы «Ропата» с насыщенностью российского рынка на фоне высоких продаж бывшей в употреблении техники: молоты порой меняют по пятьшесть владельцев.

Александр Смирнов, директор иркутской компании «Фундаментстройбайкал», отмечает, что нередко компании покупают технику для работы на одном-двух объектах, предпочитая более дешевые китайские молоты за полторадва миллиона рублей (против примерно шести миллионов рублей за гидромолот «Ропата»).

В компании «БестСтрой» утверждают, что используют только китайские дизельные молоты, и этого достаточно для выполнения работ. Гидромолоты в основном берут те, кто строит мосты, рассказали в другой стройкомпании, — для проектов, где нужно забивать 15–16-метровые сваи. В других случаях обходятся колесной техникой с дизельными молотами.

В компании «Стройальянс М» используют гидромолоты, так как они эффективнее на некоторых видах грунтов, да и заказчикам нравятся больше, — но техника голландская. «Наша имеет право на жизнь, но такой выбор возможен скорее в случае с подержанной техникой. А мы покупали новую установку (копер) вместе с молотом, — говорит директор компании Александр Вахрушев. — А что касается большей частоты удара и обещанной высокой производительности молотов “Ропата”, то так ли важно, каким молотком ты забиваешь гвоздь?»

На горизонте — море

В любом случае быстрого развития бизнеса не будет, если не идти на экспорт, убежден Константин Бессонов, хотя сам он затрудняется оценить потенциальную емкость российского рынка гидромолотов. Успех мировых брендов обеспечен именно присутствием на глобальном рынке. Сейчас «Ропат», по его словам, хотя и не в убытках, но находится в режиме анабиоза, думая только о выживании.

«Ропат» делает технику с весом ударной части три, пять и семь тонн (наиболее востребованный вес в гражданском и промышленном строительстве), а на мировом рынке, по мнению Бессонова, востребованы тяжелые молоты с ударной массой от 15 тонн, которые используются при строительстве морских нефтегазопромысловых платформ, мостов и портов. Например, на строительстве Крымского моста работали 40-тонные голландские молоты. Подобную технику в «Ропате» только мечтают сделать — в России и в СССР ее вообще никогда не производили. Большая часть НИОКР по этой теме уже проведена, говорят в компании.

России нужна новая морская инфраструктура: порты, причалы, мосты, береговые и шельфовые сооружения, — для строительства которых необходимы мощные гидромолоты, убежден Константин Бессонов.

«Сегодня Россия полностью зависит от зарубежных производителей свайных гидромолотов. Если в санкционные списки технологического оборудования, запрещенного к поставкам в Россию, попадут и такие молоты, то строительство большинства российских морских инфраструктурных объектов окажется под угрозой полного срыва, — говорит Бессонов. — У нашей страны протяженность морских границ —39 тысяч километров, это осваивать нам, нашим детям и внукам. А сваи забивать нечем. Опять будем побираться, искать старые импортные машины по рынку? Так пусть же в России будет свой молот».

Но заказов на производство молотов высокой мощности у «Ропата» пока нет — надеялись поучаствовать в строительстве Керченского моста, но там подрядчики предпочли финское оборудование.

«У любого проекта, подобного “Ропату”, есть несколько оснований, — говорит предприниматель. — Инновация, производство, инвестиции… Вот у нас есть инновация, маркетинг — мы умеем продавать, но нет денег и нет производства. А иначе мы могли бы выйти на мировой рынок. Вокруг огромное количество пустующих заводов, но зайти на них мы не можем».

Чтобы выйти из «спящего режима», компании нужно привлекать инвестиции — но рынка длинных дешевых денег в стране нет, а с частными инвесторами Константин Бессонов связываться боится из-за негативного опыта. Говорит, что не готов отдавать больше 50% акций инвесторам, а других предложений нет, такова специфика российского рынка инвестиций. Так что Бессонов надеется только на большой заказ, например, от крупной госкомпании, что позволит вложиться в доведение до ума новых моделей и выйти на глобальный рынок.

Фото: Предоставлено компанией «Ропат»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

На пути к капсульному жилью На пути к капсульному жилью

На российском рынке жилья формируется новый сегмент малогабаритных квартир

Эксперт
Проклятье обычной семьи Проклятье обычной семьи

Несчастья в жизни гораздо богаче любых фантазий

СНОБ
Рапс вместо меда Рапс вместо меда

По всей России массово гибнут пчелы от химикатов для обработки полей

Эксперт
Таблетка – коллаген Таблетка – коллаген

Новая мода, поддержанная звёздами, – пить коллаген в виде таблеток или БАДов

Здоровье
Начало бесконечности Начало бесконечности

Объяснения, которые меняют мир

kiozk originals
Как модные бренды осваиваются в TikTok Как модные бренды осваиваются в TikTok

Если вы ничего не знаете о TikTok, то вы тот, кому молодежь кидает «ок, бумер»

GQ
Лестница в небо Лестница в небо

Разговор с одним из тех, кто взглянул смерти в глаза

GQ
7 частых проблем, с которыми сталкивается каждый путешественник 7 частых проблем, с которыми сталкивается каждый путешественник

Есть проблемы, которые случаются почти со всеми путешественниками

Playboy
Теперь главное — не забыть дома голову. Как меняется школьное образование Теперь главное — не забыть дома голову. Как меняется школьное образование

Москва вошла в список мировых лидеров по качеству образования

СНОБ
Лучшая инвестиция. Как развить предпринимательское мышление у своего ребенка Лучшая инвестиция. Как развить предпринимательское мышление у своего ребенка

Развить у ребенка предпринимательское мышление вполне возможно

Forbes
Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз? Оппозиционно-вызывающее расстройство: ярлык или диагноз?

В последнее время трудным детям стали ставить «модный» диагноз — ОВР

Psychologies
Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano

Идеальный кандидат на покупку в связи с пополнением в семье – Nissan Murano

Популярная механика
Дмитрий Ульянов: «На сцене и в жизни я абсолютно разный» Дмитрий Ульянов: «На сцене и в жизни я абсолютно разный»

Когда узнают на улице и подходят, не сказать, что страшно радуюсь

Караван историй
Главные уроки стиля 2019 года Главные уроки стиля 2019 года

Панамки, ноготочки и экологичные тренды - какими запомнились 2010-е

GQ
Как завязать шейный платок мужчине: пошаговая инструкция для разных ситуаций Как завязать шейный платок мужчине: пошаговая инструкция для разных ситуаций

Сейчас мы расскажем, как завязать шейный платок мужчине под рубашку и не только

Playboy
Кризис старения: в поисках нового смысла Кризис старения: в поисках нового смысла

Неразрешимыми вопросами задается каждый, когда время жизни подходит к завершению

Psychologies
Андрей Лысиков (Дельфин) Андрей Лысиков (Дельфин)

Правила жизни Дельфина

Esquire
Хит на все времена Хит на все времена

15 декабря – ровно 80 лет со дня премьеры «Унесенных ветром»

Лиза
ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте

О совместном проекте ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала

Эксперт
Бремя первых: какие роботы использовались в Чернобыле Бремя первых: какие роботы использовались в Чернобыле

Сериал «Чернобыль» уверенно расположился на вершинах всех возможных рейтингов

Популярная механика
Теннисист Карен Хачанов — о джетлаге, питании и шопинге Теннисист Карен Хачанов — о джетлаге, питании и шопинге

Как член сборной Карен Хачанов переносит перелеты и в чем ограничивает питание

РБК
Как лондонские финансисты создали вино лучше французского Как лондонские финансисты создали вино лучше французского

Лодонские банкиры и менеджеры все чаще начинают производить игристые вина

Forbes
«Десять лет назад было больше простора для творчества». Интервью с управляющим директором по правовым вопросам УК «Роснано» Валерией Ковалевой «Десять лет назад было больше простора для творчества». Интервью с управляющим директором по правовым вопросам УК «Роснано» Валерией Ковалевой

Интервью с управляющим директором по правовым вопросам Валерией Ковалевой

СНОБ
Платье за миллион и старинный замок: самые роскошные свадьбы чиновников Платье за миллион и старинный замок: самые роскошные свадьбы чиновников

Вспоминаем самые роскошные свадьбы, которые устраивали политики

Cosmopolitan
Как быстро чему-то научиться? 5 главных правил, чтобы освоить любой навык Как быстро чему-то научиться? 5 главных правил, чтобы освоить любой навык

Только представь: ты можешь научиться практически всему

Playboy
Как углеродные нанотрубки изменят будущее сенсорных экранов Как углеродные нанотрубки изменят будущее сенсорных экранов

Новые технологии уменьшат цены сенсорных экранов и позволят их без вреда сгибать

Популярная механика
Уральский экстрим: как бизнесмены из Екатеринбурга создали лидера на рынке экипировки Уральский экстрим: как бизнесмены из Екатеринбурга создали лидера на рынке экипировки

Ранее о бренде Dragonfly мало кто знал, но выручка компании выросла в шесть раз

Forbes
Стиль смарт кэжуал для мужчин: базовый гардероб и практические советы Стиль смарт кэжуал для мужчин: базовый гардероб и практические советы

Smart casual — один из лучших способов для мужчин по-настоящему выразить себя

Playboy
Путин из чистого золота: как нижегородец заработал миллионы на драгоценных смартфонах с патриотичным дизайном Путин из чистого золота: как нижегородец заработал миллионы на драгоценных смартфонах с патриотичным дизайном

Сергей Китов построил бизнес на любителях «тяжелого люкса»

Forbes
Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь Папа дома: как активное отцовство меняет жизнь

Отрывок из книги «Nordic Dads»

Psychologies
Открыть в приложении