О совместном проекте ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала

ЭкспертБизнес

ВТБ и «Эфко» укрепятся в экспорте

Совместный проект ВТБ и «Эфко» по строительству маслозернового терминала в порту Тамани позволит им усилить доминирование в глубоководной перевалке зерна и масла. Но только если государство проложит туда железную дорогу и достроит порт

Александр Лабыкин

Один из крупнейших производителей и экспортеров масла в России группа компаний «Эфко» и наращивающий активы в аграрном бизнесе банк ВТБ договорились совместно построить в порту Тамани терминал по перевалке зерна и шротов мощностью 12,5 млн тонн и растительных масел мощностью три миллиона тонн. Это с избытком обеспечит мощностями растущий экспорт зерна и масла на ближайшие годы. Прежде всего это важно для экспортеров масла, которым уже в следующем сезоне может не хватить существующих мощностей по перевалке в глубоководных портах Новороссийска и Тамани.

Впрочем, новые мощности будут широко использоваться экспортерами лишь в том случае, если к терминалам в Тамани проведут железнодорожную ветку, а в самом порту построят волнорезы для безопасной погрузки. Поскольку на это государство пока денег не выделяет, проект ВТБ и «Эфко» может оказаться «дорогой в никуда». Если все же общую инфраструктуру достроят, то новые терминалы в Тамани будут очень востребованы.

Пока неизвестно, как будут действовать обе компании после укрепления позиций в части перевалки зерна и масла в отношении клиентов-конкурентов, которые уже жалуются на их доминирование в перевалке на глубокой воде.

Маслом скоро захлебнемся

Расширение посевов подсолнечника и рапса, улучшение агротехнологий и, как следствие, повышение урожайности уже пятый год позволяют увеличивать сборы масличных культур на 10–15% ежегодно. По прогнозу аналитиков, в этом году только урожай подсолнечника составит 14 млн тонн против 12,8 млн тонн в прошлом году, ставшем рекордным за всю историю подотрасли. Поскольку Россия давно потребляет масла меньше, чем производит, растет и его экспорт: с 2014 по 2018 год вывоз масложировой (включая маргарины и добавки) продукции удвоился, достигнув пяти миллионов тонн. С ростом урожая ожидаемо увеличится и экспорт. Если в прошлом аграрном сезоне мы вывезли более чем в 70 стран мира 3,7 млн тонн основных видов масел (из них 2,6 млн тонн подсолнечного), то в этом ожидается экспорт свыше четырех миллионов тонн. Экспорт масла будет подстегивать и снижение вывоза семечки, на которую в прошлом году резко выросла стоимость фрахта, и многие производители отправили ее на переработку. Благодаря этому увеличилась загрузка пустовавших производственных мощностей, а на экспорт было поставлено больше продукции высокого передела (в том числе бутилированное масло). Согласно нацпроекту «Экспорт продукции АПК» вывоз масла должен увеличиться с 3 млн тонн в 2018 году до 9 млн тонн в 2024-м. Пока что все складывается в нашу пользу, в том числе благодаря открывшемуся для нас в прошлом сезоне Ирану, который сразу закупил свыше 600 тыс. тонн российского масла. Сильно растут аппетиты Китая, Индии и ближневосточных стран, которые станут в ближайшие пять лет основными драйверами роста экспорта.

Но до них надо еще доплыть — две трети российского масла везут за рубеж по морю. «В этом сезоне российские перевалочные мощности еще справились, — говорит исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. — Но производители и трейдеры готовы кратно наращивать поставки в ближайшие годы, поэтому уже в следующем аграрном сезоне ситуация может оказаться критической, и без новых мощностей мы не сможем выполнить задачу по увеличению втрое экспорта масла к 2024 году».

Детали совместного проекта по строительству терминала в Тамани «Эфко» (бенефициары Валерий Кустов, Евгений Ляшенко и Владислав Романцев) и госбанк ВТБ не раскрывают, как и его стоимость. В «Эфко» на запрос «Эксперта» не ответили. Разные эксперты уже оценили стоимость строительства новых терминалов в 35–40 млрд рублей. Весной этого года Евгений Ляшенко анонсировал самостоятельный проект по возведению в Тамани зерновых терминалов мощностью 20 млн тонн за десять миллиардов рублей, но потом компания снизила планку до шести миллионов тонн зерна и трех миллионов тонн масла. Теперь ему на смену пришел совместный проект с ВТБ. Пока известно, что речь идет о строительстве мощностей по хранению и перевалке на 12,5 млн тонн зерна (четверть нынешних объемов экспорта зерна страны) и три миллиона тонн масла (почти сто процентов нынешнего экспорта).

Сейчас в России как такового дефицита мощностей по перевалке масла нет. Его грузят в мелководных портах Ростова-наДону, Астрахани, Владивостока и Ейска. Но дело в том, что в такие страны, как Индия, Китай, Иран, Ирак, Саудовская Аравия, выгодно продавать масло крупным оптом, от 40 тыс. до 55 тыс. тонн, для чего используют большегрузные корабли, которые могут заходить лишь в глубоководные порты. Поэтому, например, таким лидерам экспорта масла, как «Астон», «Юг Руси» и другим, приходится перегружать продукцию со своих малотоннажных кораблей в большегрузы в море на глубокой воде. Это удорожает перевалку, а погода часто затрудняет погрузку.

Глубоководные маслоналивные терминалы сейчас есть лишь у «Эфко» в Тамани и у лидера рынка соевого масла и шрота — ГК «Содружество» на Балтийском море. Через них идет до 60% российского экспорта. Но «Содружество» в основном использует погрузочные мощности для своей продукции. С прошлого года два причала были выделены под погрузку масла в принадлежащем теперь ВТБ Новороссийском морском торговом порту (НМТП). «Но там погрузка идет в основном с колес, железнодорожные пути перегружены из-за множества вывозимых из порта видов грузов, экспортеры часто попросту не успевают загрузить крупнотоннажные суда в 40–50 тысяч тонн, — говорит ведущий эксперт ИКАР Даниил Хотько. — Они нарастили мощности в этом году, выделив под единовременное хранение, как я понял, бывшие нефтеналивные емкости». Ведущий поставщик масла в Китай, Нижегородский масложировой комбинат (НМЖК), признает, что отгрузку в Новороссийске вести непросто: «В прошлом году НМЖК начал грузить танкеры дедвейтом свыше 30 тысяч тонн с прямой загрузкой в одном порту (Новороссийск). Этот способ требует ювелирной координации логистики: для того чтобы загрузить судно такого объема, необходимо заполнить подсолнечным маслом более 500 цистерн, обеспечить их быструю доставку в порт и бесперебойную подачу на причал».

Как пояснили «Эксперту» в компании ИПП, управляющей погрузкой масла в НМТП, через них проходит больше всего масла в Китай, поэтому мощности будут наращивать. «В этом году мы отгрузим около 700 тысяч тонн масел, при увеличении потребностей рынка мощность перевалки уже в 2020 году может быть увеличена до 1–1,5 миллиона тонн с возможностью дальнейшего роста без значимых вложений», — сообщили в ИПП. В следующем году в Новороссийском порту достроят еще ряд емкостей единовременного хранения для приемки масла с автотранспорта. «И все же возить через Новороссийск неудобно, поскольку тебе дают час на погрузку из-за длинной очереди нефтеналивных грузов, а если не успел — состав потом стоит в тупике, — поделился с “Экспертом” один из экспортеров масла. — Потери бывают в пиковый сезон значительные, суда уходят недогруженные наполовину и догружаются в Украине их маслом». Так что действующие и будущие мощности «Эфко» могут стать наиболее адекватным способом перевалки. «Но это будет только в том случае, если построят железнодорожную ветку от ближайшей станции до морского терминала “Тамань”, — говорит Даниил Хотько. — Сейчас масло и зерно довозят автотранспортом, что увеличивает расходы на перевалку до десяти долларов за тонну».

Клиентам пока некомфортно

Порт Тамани расположен в Темрюкском районе на Таманском полуострове, в югозападной части Краснодарского края и, согласно данным государственной управляющей компании «РМП-Тамань», доступен для захода судов грузоподъемностью свыше 60 тыс. тонн (хотя участники рынка говорят, что больше 30 тыс. тонн пока грузить не решались). Он был открыт в 2006 году, строится за счет государства и пула инвесторов. Здесь есть девять освидетельствованных и действующих причалов, из них пять использует созданная «Эфко» стивидорная компания «Морской терминал “Тамань”». Терминал по перевалке жидких наливных грузов (патоки, мелассы и масел) «Эфко» построила здесь еще в 2008 году (это был первый частный объект порта) для импорта пальмового масла. Тремя годами позднее «Эфко» построила и зерновой терминал, который потом продала зернотрейдерам — швейцарской Glencore и украинской Kernel (сейчас долю последней выкупает ВТБ). Впоследствии «Эфко» нарастила мощности по перевалке масел до 2,9 млн тонн, из которых на импорт пальмового масла приходится около миллиона тонн и свыше 715 тыс. на экспорт масел. То есть загружен он не полностью. «Туда пока не едут из-за отсутствия железнодорожного подхода, без которого само по себе удвоение мощностей перевалки масла не позволит переориентировать экспортеров с рейдовой перевалки на Черном море на глубокий берег в Тамани», — уверен Михаил Мальцев. Длина ветки до ближайшей станции Тамань всего семь километров. Руководство «Эфко» уже несколько лет обращается в Минтранс и РЖД, уговаривая проложить железную дорогу. Но РЖД была занята строительством подходов к Керченскому мосту, от которых теперь осталось дотянуть ветку до порта. В прошлом году «РМП-Тамань» заявила, что в капитал порта войдет РЖД, чтобы вложиться в строительство подъездного к терминалам пути. Но РЖД с тех пор упорно отмалчивается на эту тему. Впрочем, весной по просьбе Масложирового союза президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить железнодорожные подходы к портам, через которые идет аграрный экспорт, но с тех пор новостей на эту тему не было. Пока не будет дороги, будущее совместного проекта по строительству новых терминалов в Тамани остается туманным. Впрочем, участники рынка ожидают, что если к делу подключился ВТБ, то его лобби поможет сделать РЖД более сговорчивой.

Но если ее проведут, расклад существенно изменится, поскольку перевалка в Тамани может стать выгоднее, чем в Новороссийске. Ключевые глубоководные мощности по перевалке зерна и масла окажутся в руках двух компаний. ВТБ с прошлого года уже консолидировал глубоководные терминалы, через которые проходит большая часть зернового экспорта. «Эксперт» ранее писал, что в этом году некоторые участники рынка понесли убытки от новых условий перевалки от новоявленного монополиста.

На терминале МТТ доминирует «Эфко», переваливая с трех причалов импортное пальмовое масло, шрот, патоку и мелассу и само масло. Небольшую часть, около 300–400 тыс. тонн, переваливают входящий в пятерку крупнейших экспортеров масла «Артис-агро экспорт» и с прошлого года — Липецкий маслоэкстракционный завод. «Нам здесь некомфортно, потому что стоимость перевалки выше, чем в Новороссийске, — 20 долларов за тонну вместо 15. Кроме того, “Эфко” навязывает нам своих дорогих агентов для оформления экспортной документации, — рассказала “Эксперту” руководитель департамента масличных культур компании “Артис-агро экспорт” Ольга Михайленко. — Емкости единовременного хранения по маслу они увеличили до 140 тысяч тонн, но все равно они заняты в основном их сырьем, а нам периодически отказывали в погрузке, и танкеры простаивали. Поэтому мы в мае следующего года, наверное, уйдем снова в Новороссийск, где появится возможность наполнять новые емкости хранения из автотранспорта».

Но чтобы было над кем доминировать и переманить клиентов с малой воды и из Новороссийска, «Эфко» помимо железной дороги предстоит решить еще одну задачу — построить волнорезы, как в НМТП, которые снижают давление воды на судно в шторм. «Без этого сейчас порт очень опасен, у нас в холодное время часто простаивают суда из-за частых штормов. Сейчас крупнотоннажное судно стоит из-за большой волны, на чем мы потеряем почти всю прибыль, ожидаемую от этой партии», — говорит Ольга Михайленко. Волнорезы должен построить порт, но в «РМП-Тамань» говорят, что средства на это государство тоже пока не выделило.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Экономический рудимент Китая Экономический рудимент Китая

Гонконг как мировой финансовый центр не нужен ни Западу, ни Китаю

Эксперт
Что нужно знать о здоровье печени: 7 важных вопросов Что нужно знать о здоровье печени: 7 важных вопросов

Болезни печени врачи часто называют тихим убийцей и часовой бомбой

Популярная механика
Взгляд сверху Взгляд сверху

Седаны, универсалы, хетчбэки и купе скоро канут в Лету

Robb Report
Краткая история бесплатной юридической помощи Краткая история бесплатной юридической помощи

Автор-аноним рассказывает о судебной системе Великобритании

СНОБ
Как я живу с 30% зрения: рассказ девушки, почти ослепшей из-за простуды Как я живу с 30% зрения: рассказ девушки, почти ослепшей из-за простуды

Каково это - жить, когда видишь только половиной левого глаза

Cosmopolitan
Самые главные витамины для потенции у мужчин: мастхэв на все времена Самые главные витамины для потенции у мужчин: мастхэв на все времена

Забудь про виагру, дружище, это не витаминки

Playboy
Тренировка Body Pump Тренировка Body Pump

Прорабатываем все основные группы мышц за 60 минут

Домашний Очаг
«ХХI век — удачное время для старых семейных компаний». Генеральный директор Damiani о новом поколении ювелиров «ХХI век — удачное время для старых семейных компаний». Генеральный директор Damiani о новом поколении ювелиров

В 2019 году компания Damiani отметила свое 95-летие

Forbes
Восточный гороскоп 2020 Восточный гороскоп 2020

25 января откроет новый 12-летний цикл Белая Металлическая Крыса

Добрые советы
Словарный запас: итоги 2019 года Словарный запас: итоги 2019 года

«Сноб» по традиции составил обзор языковых событий года

СНОБ
Десятки миллиардов рублей на поддержку малого бизнеса были потрачены напрасно Десятки миллиардов рублей на поддержку малого бизнеса были потрачены напрасно

Миллиардные траты на поддержку малого бизнеса не принесли пользы

Forbes
«Короткие интервью с подонками» — книга о человеческой подлости от автора «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса. Публикуем ее фрагмент «Короткие интервью с подонками» — книга о человеческой подлости от автора «Бесконечной шутки» Дэвида Фостера Уоллеса. Публикуем ее фрагмент

Уоллес исследует границы: личные, эмпатии, тела, морали, смысла, этики

Esquire
Мод Жульен: «Мать просто швырнула меня в воду» Мод Жульен: «Мать просто швырнула меня в воду»

Мод Жульен поделилась своей страшной историей в книге «Рассказ дочери»

Psychologies
Алый театр Алый театр

Эмма Уотсон о фильме «Маленькие женщины», борьбе за равенство и одиночестве

Vogue
Война вирусов Война вирусов

В открытии интерферона у случайности была не последняя роль

Дилетант
Горы свернем Горы свернем

Лез-Арк – место во Франции, где скучать точно не придется

Grazia
Что отличает обычного парня от бога в постели? 7 главных признаков Что отличает обычного парня от бога в постели? 7 главных признаков

Ты когда-нибудь задумывался, хорош ли ты в постели или нет?

Playboy
Еда XXI века: 7 трендов, меняющих рынок Еда XXI века: 7 трендов, меняющих рынок

На рынке еды обостряется конкуренция и формируются экосистемы

Forbes
Смерть бешеного принтера: кем и где мы будем работать в 2020 году Смерть бешеного принтера: кем и где мы будем работать в 2020 году

О чем стоит помнить, чтобы построить успешную карьеру в наступающем году

Forbes
Ресторатор Антон Винер — о том, как построить бизнес за границей Ресторатор Антон Винер — о том, как построить бизнес за границей

Антон Винер раскрывает секреты завоевания зарубежного ресторанного рынка

РБК
Прощание с горящими путевками: как цифровые технологии изменят российский туризм Прощание с горящими путевками: как цифровые технологии изменят российский туризм

Какой путь за 30 лет прошел российский турбизнес

Forbes
Истерики, сплетни, увольнения: к чему приводят романы на работе и как не разрушить карьеру из-за чувств Истерики, сплетни, увольнения: к чему приводят романы на работе и как не разрушить карьеру из-за чувств

Романы между коллегами нередко приводят к негативным последствиям

Forbes
Почему российское бизнес-сообщество снимает табу на изучение провалов стартап-проектов Почему российское бизнес-сообщество снимает табу на изучение провалов стартап-проектов

Во всем мире популярны детальные разборы провалов стартапов

СНОБ
Это вам не сказка: как сейчас выглядят герои рождественских фильмов Это вам не сказка: как сейчас выглядят герои рождественских фильмов

Как сейчас выглядят и чем занимаются звезды наших любимых рождественских фильмов

Cosmopolitan
Электронные сигареты. Запретить нельзя разрешить Электронные сигареты. Запретить нельзя разрешить

О том, где поставить запятую, сейчас гадают не только врачи и учёные

Здоровье
Квартира с антикварной мебелью, 92 м² Квартира с антикварной мебелью, 92 м²

Заказчица мечтала о "парижской" квартире, но поняла, что русский стиль ей ближе

AD
10 лучших: кто все эти люди, которые составляют итоги года, и можно ли им верить 10 лучших: кто все эти люди, которые составляют итоги года, и можно ли им верить

Медиа наводнили подведения итогов года и десятилетия, в том числе, в культуре

Forbes
Счастье невозможно поймать и угадать Счастье невозможно поймать и угадать

Сергей Гармаш один из самых любимых наших артистов

Добрые советы
Федор Бондарчук — о новом российском кино, технике и Александре Петрове Федор Бондарчук — о новом российском кино, технике и Александре Петрове

Каким было уходящее десятилетие и чего не хватает в российском кино?

РБК
Lindemann Lindemann

Участники проекта Lindemann — о репутационных скандалах, свободе слова и водке

Maxim
Открыть в приложении