Сергей Китов построил бизнес на любителях «тяжелого люкса»

ForbesСтиль жизни

Путин из чистого золота: как нижегородец заработал миллионы на драгоценных смартфонах с патриотичным дизайном

Ксения Мельникова

14495404_591508901036099_239884532884539642_n.jpg__1575232258__49030.jpg
iPhone 7 Caviar

Бывший политтехнолог из Нижнего Новгорода Сергей Китов построил бизнес на любителях «тяжелого люкса». Его компания Caviar меняет корпуса популярных моделей телефонов на пластины из драгоценных металлов и создает вокруг продукта красивые легенды об иностранных основателях и именитых партнерах. За 2018 год такой подход к бизнесу принес Caviar более 100 млн рублей выручки.

«Caviar представляет уникальный iPhone 11 Pro с подлинной частицей водолазки Стива Джобса», — гласит описание телефона стоимостью 397 000 рублей на сайте нижегородской компании Caviar. Основатель компании Сергей Китов утверждает, что купил фрагмент водолазки у американского музея Mini Museum, а тот, в свою очередь, приобрел раритет у частного коллекционера. Чтобы доказать подлинность «святыни», Китов предъявляет ссылку на пост в Instagram-аккаунте музея-продавца (с упоминанием Caviar), сертификат без подписей и печатей, выписанный от имени Caviar, и чек об оплате водолазки с затертой суммой (оба документа есть в распоряжении Forbes).

Сомнения, которые вызывает эта история, сопровождают добрую половину представленных на сайте Caviar товаров. Некоторые из легенд откровенно фейковые. Например, о том, что модель телефонов Caviar Diablo создана в содружестве с Automobili Lamborghini, итальянский автопроизводитель не знает — и Китов это признает.

Но исков от правообладателей или известных личностей, которых Caviar делает героями своего вымышленного мира, предприниматель не боится — считает, что им недосуг отслеживать все подобные случаи, а некоторым будет даже лестно, что их образы используют для продвижения «такого эксклюзивного продукта». Опрошенные Forbes юристы с этим не согласны: если правообладатели и не заметят нарушений, оштрафовать Caviar может ФАС. Как нижегородской компании удается балансировать на грани закона и зарабатывать миллионы на любви россиян к атрибутам «красивой жизни»?

Ельцин, масло и часы

Основатель Caviar Сергей Китов назначает встречу в лобби пятизвездочного отеля Metropol — место вполне соответствует образу продукта, который он продает. Первым делом предприниматель хвастается прототипом своего последнего детища — телефона собственного производства под брендом Caviar, по форме напоминающего кинжал. «У каждого настоящего мужчины испокон веков всегда было оружие — к его форме привыкла рука. В этом и была наша идея», — с любовью рассматривая 3D-модель телефона, поясняет Китов. Пока «кинжал» готовится выйти на массовый рынок, Caviar вовсю продает iPhone и Samsung в драгоценных корпусах с авторским дизайном. Самая дорогая модель Caviar — Discovery Eclipse с золотым корпусом и часами на задней крышке — стоит 7,5 млн рублей. Покупатели — топ-менеджеры, «бизнесмены из списка Forbes» и чиновники администрации президента России, уверяет Китов.

Сергей Китов
Сергей Китов

Работать с именитыми заказчиками ему не впервой. Китов родился в Нижнем Новгороде, получил образование политтехнолога в Волго-Вятской академии госслужбы (сейчас — филиал РАНХиГС) и Волжском государственном университете водного транспорта. После обучения, как он сам рассказывает, около пяти лет проработал в региональных предвыборных штабах — например, штабе Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года и штабе Ивана Склярова на выборах губернатора Нижегородской области в 1997-м.

В 1999 году Китов женился и решил поменять работу на более стабильную — устроился директором по маркетингу и сбыту на Нижегородский масложировой комбинат. «Профессия [политтехнолога] была нестабильной: есть выборы — есть деньги, нет — тебе надо трудиться на вольных хлебах, — поясняет решение Китов. — С маркетингом эта деятельность была схожа — в обоих случаях у тебя есть неизвестный человек или продукт, который нужно сделать брендом». Маркетологом на маслокомбинате, а позднее на заводе-производителе якорных цепей «Красный якорь» он проработал в общей сложности пять лет.

В 2006-м 37-летний Китов решил заняться бизнесом. Вместе с коллегой по «Красному якорю» Юрием Карповым и другом детства Андреем Мушкой он создал агентство IMG (Innovation Media Group), которое занималось рекламой на платежных терминалах и онлайн-продажей наручных часов бюджетных брендов (например, Orient). Часы заказывали у японских, китайских и европейских производителей через российских дилеров и продавали на собственном сайте. Необычное для агентства направление бизнеса стало приносить даже больше, чем рекламное — по 5-10 млн рублей выручки в месяц в 2007 году, утверждает Китов.

Со временем к часам добавились популярные в «нулевые» мобильные телефоны британского бренда Vertu — «дочки» Nokia, специализирующейся на люксовых моделях. «Я сам был большим поклонником Vertu, но все телефоны [бренда] тогда продавались только в офлайн-бутиках. Вот я и решил сделать ставку на онлайн», — вспоминает Китов. Вместе с партнерами он закупал Vertu у российских перекупщиков и зарабатывал за счет оптовых скидок.

Бизнес-телефоны не оправдали возложенных надежд: в январе 2007-го Apple выпустила первый iPhone, и спрос на дорогие и менее технологичные Vertu стал падать. В 2012-м Nokia продала Vertu шведской EQT Partners, а в 2017-м, после череды перепродаж, производство телефонов и вовсе прекратилось.

«Икра» для ценителей

Китов продавал Vertu до последнего — свернул направление только в конце 2011 года. Чтобы перезагрузиться, поехал отдохнуть в Турцию. Там в пятизвездочном отеле Maxx Royal он познакомился с группой российских и казахских бизнесменов, которые пользовались одновременно Vertu и iPhone. «Я увидел, что они никак не могут расстаться с Vertu, потому что он отражает статус, а iPhone пользуют из-за технологий», — рассказывает Китов. Это открытие натолкнуло его на мысль создать телефон на стыке двух брендов.

В интернете он нашел английский проект Goldgenie, который продает по всему миру iPhone в золотых корпусах, и заключил, что спрос на шикарные мобильники есть. Придумал название Caviar (в переводе с англ. «икра») и логотип в виде осетра: «Я сразу мечтал об иностранных клиентах, а икра у них вызывает ассоциации с дорогим и эксклюзивным».

Прежде чем вкладываться в производство, Китов решил протестировать спрос — нашел на аутсорсе дизайнера, который нарисовал несколько принтов для задних крышек iPhone с большими икринками, добавил картинки на созданный на конструкторе тестовый сайт и настроил на него рекламу. По примеру Goldgenie, на сайте которой были фото клиентов-знаменитостей, российский предприниматель придумал легенду о том, что телефон Caviar есть у Джорджа Клуни, установил цены «с потолка» — от нескольких десятков до сотен тысяч рублей — и стал ждать. «У лица, чье имя было использовано в рекламе, есть право обратиться с требованием о нарушении его права на изображение, и запретить такое использование», — говорит частный юрист Мурад Ахмедов об уловке с образом Клуни. Кроме того, такой ход может быть расценен как нарушение законодательства о защите конкуренции (ст. 14.2 закона о защите конкуренции, введение в заблуждение), на который может обратить внимание ФАС и без заявления правообладателя. Ответственность за такое правонарушение составляет от 100 000 до 500 000 рублей, добавляет Ахмедов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл «Это просто лютеиновая фаза»: как на самочувствие женщин влияет менструальный цикл

Что на самом деле происходит с женским организмом во время цикла?

Forbes
Бессердечный Instagram: как отмена лайков повлияет на доходы блогеров Бессердечный Instagram: как отмена лайков повлияет на доходы блогеров

В ноябре Instagram начал скрывать количество лайков под постами россиян

Forbes
Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле звали Чука и Гека? Вы когда-нибудь задумывались, как на самом деле звали Чука и Гека?

Вас никогда не интересовало, как по паспорту зовут главных героев — Чука и Гека?

ТехИнсайдер
Домашний сад: как правильно ухаживать за комнатными растениями Домашний сад: как правильно ухаживать за комнатными растениями

Зелень в интерьере жилища – это не только красиво, но и полезно

Cosmopolitan
Психология стресса Психология стресса

Нашумевшее руководство по борьбе со стрессом и связанными с ним болезнями

kiozk originals
Сила роли Сила роли

В новом сезоне «Молодого папы» сыграла российская актриса Юлия Снигирь

Esquire
Мода на экологичность. Как уменьшить объем отходов при производстве одежды Мода на экологичность. Как уменьшить объем отходов при производстве одежды

Шери Тернбоу шьет одежду по персональным эскизам и бережет окружающую среду

Forbes
Антон Забэ Антон Забэ

Рэпер основал свою баттл-площадку Russian Battle League

Собака.ru
Как уличный художник из Нью-Йорка продает мишек Гамми на $500 000 в год Как уличный художник из Нью-Йорка продает мишек Гамми на $500 000 в год

Мишки Гамми в стиле поп-арт сделали художника WhIsBe широко известным

Forbes
Джунгли зовут. Джек Блэк и Каррен Гиллан о фильме «Джуманджи: Новый уровень» Джунгли зовут. Джек Блэк и Каррен Гиллан о фильме «Джуманджи: Новый уровень»

Актеры фильма «Джуманджи: Новый уровень» о том, как выжить в фантастическом мире

Forbes
Ставим на красное Ставим на красное

Как выбрать настоящую качественную красную икру?

Лиза
Какие технологии открыли человечеству дверь в будущее Какие технологии открыли человечеству дверь в будущее

Время провести ревизию и приготовиться к следующей технологической десятилетке

РБК
Модная ловушка Модная ловушка

Нужно ли тратить время и деньги и искать ответ на вопрос «Кто я?»

Лиза
Кишечные бактерии предпочитают красное Кишечные бактерии предпочитают красное

О том, что красное вино полезно, знают многие

Здоровье
Максим Пратусевич Максим Пратусевич

Директор легендарного лицея №239 претендовал на кресло сенатора от Петербурга

Собака.ru
Опять не можешь уснуть? 8 продуктов, вызывающих бессонницу Опять не можешь уснуть? 8 продуктов, вызывающих бессонницу

Эти продукты виноваты в том, что ты не можешь сомкнуть глаз

Playboy
Я глух и мем Я глух и мем

Хохот, к которому принуждают стендаперы напоминает уже болезненные судороги

GQ
«Ненавижу тебя, Джим Керри!»: 6 историй со съемок, где актеры постоянно ругались «Ненавижу тебя, Джим Керри!»: 6 историй со съемок, где актеры постоянно ругались

Почему голливудские звезды порой отказываются сниматься вместе

Cosmopolitan
Краткая история бесплатной юридической помощи Краткая история бесплатной юридической помощи

Автор-аноним рассказывает о судебной системе Великобритании

СНОБ
Юрий Вагин: Доктор, это секс, дружба или любовь? Отрывок из книги Юрий Вагин: Доктор, это секс, дружба или любовь? Отрывок из книги

Секреты счастливой личной жизни от психотерапевта

СНОБ
Жизнь Адэль: как геолог из башкирского села стала одним из самых популярных бьюти-блогеров России Жизнь Адэль: как геолог из башкирского села стала одним из самых популярных бьюти-блогеров России

Геолог Адэль Мифтахова запустила блог Don't Touch My Face

Forbes
Соски Вертинской и интим подростков: секс-скандалы в советском кино Соски Вертинской и интим подростков: секс-скандалы в советском кино

Секс в СССР был!

Cosmopolitan
Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano Автомобиль для детей и космонавтов: тест Nissan Murano

Идеальный кандидат на покупку в связи с пополнением в семье – Nissan Murano

Популярная механика
Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство Гибрид смартфона и пиявки. Как РОСНАНО популяризирует науку через искусство

Какое именно искусство будет повышать престиж естественных наук среди молодежи

СНОБ
«Будем честны: женщины тоже изменяют» «Будем честны: женщины тоже изменяют»

Женщины изменяют не реже, чем мужчины

Psychologies
Полипропилен или металлопластик: что лучше для водопровода и отопления? Полипропилен или металлопластик: что лучше для водопровода и отопления?

Сравниваем плюсы и минусы каждого материала

CHIP
«Игра престолов» по-русски. Путешествие по зимнему Алтаю «Игра престолов» по-русски. Путешествие по зимнему Алтаю

Почему «русская Швейцария» напоминает вымышленный мир «Игры престолов»

СНОБ
Скользкая тема Скользкая тема

Зимой резкие перепады температуры превращают дороги в сплошной каток

Лиза
Интервью с Нютой Федермессер ― о том, почему психоневрологические интернаты стали современным ГУЛАГом Интервью с Нютой Федермессер ― о том, почему психоневрологические интернаты стали современным ГУЛАГом

Почему система соцзащиты в России превратилась в систему социальной изоляции

Esquire
Квартира в высотке на Красных Воротах, 60 м² Квартира в высотке на Красных Воротах, 60 м²

Современный интерьер, сохранивший черты сталинского ампира

AD
Открыть в приложении