Сергей Китов построил бизнес на любителях «тяжелого люкса»

ForbesСтиль жизни

Путин из чистого золота: как нижегородец заработал миллионы на драгоценных смартфонах с патриотичным дизайном

Ксения Мельникова

14495404_591508901036099_239884532884539642_n.jpg__1575232258__49030.jpg
iPhone 7 Caviar

Бывший политтехнолог из Нижнего Новгорода Сергей Китов построил бизнес на любителях «тяжелого люкса». Его компания Caviar меняет корпуса популярных моделей телефонов на пластины из драгоценных металлов и создает вокруг продукта красивые легенды об иностранных основателях и именитых партнерах. За 2018 год такой подход к бизнесу принес Caviar более 100 млн рублей выручки.

«Caviar представляет уникальный iPhone 11 Pro с подлинной частицей водолазки Стива Джобса», — гласит описание телефона стоимостью 397 000 рублей на сайте нижегородской компании Caviar. Основатель компании Сергей Китов утверждает, что купил фрагмент водолазки у американского музея Mini Museum, а тот, в свою очередь, приобрел раритет у частного коллекционера. Чтобы доказать подлинность «святыни», Китов предъявляет ссылку на пост в Instagram-аккаунте музея-продавца (с упоминанием Caviar), сертификат без подписей и печатей, выписанный от имени Caviar, и чек об оплате водолазки с затертой суммой (оба документа есть в распоряжении Forbes).

Сомнения, которые вызывает эта история, сопровождают добрую половину представленных на сайте Caviar товаров. Некоторые из легенд откровенно фейковые. Например, о том, что модель телефонов Caviar Diablo создана в содружестве с Automobili Lamborghini, итальянский автопроизводитель не знает — и Китов это признает.

Но исков от правообладателей или известных личностей, которых Caviar делает героями своего вымышленного мира, предприниматель не боится — считает, что им недосуг отслеживать все подобные случаи, а некоторым будет даже лестно, что их образы используют для продвижения «такого эксклюзивного продукта». Опрошенные Forbes юристы с этим не согласны: если правообладатели и не заметят нарушений, оштрафовать Caviar может ФАС. Как нижегородской компании удается балансировать на грани закона и зарабатывать миллионы на любви россиян к атрибутам «красивой жизни»?

Ельцин, масло и часы

Основатель Caviar Сергей Китов назначает встречу в лобби пятизвездочного отеля Metropol — место вполне соответствует образу продукта, который он продает. Первым делом предприниматель хвастается прототипом своего последнего детища — телефона собственного производства под брендом Caviar, по форме напоминающего кинжал. «У каждого настоящего мужчины испокон веков всегда было оружие — к его форме привыкла рука. В этом и была наша идея», — с любовью рассматривая 3D-модель телефона, поясняет Китов. Пока «кинжал» готовится выйти на массовый рынок, Caviar вовсю продает iPhone и Samsung в драгоценных корпусах с авторским дизайном. Самая дорогая модель Caviar — Discovery Eclipse с золотым корпусом и часами на задней крышке — стоит 7,5 млн рублей. Покупатели — топ-менеджеры, «бизнесмены из списка Forbes» и чиновники администрации президента России, уверяет Китов.

Сергей Китов
Сергей Китов

Работать с именитыми заказчиками ему не впервой. Китов родился в Нижнем Новгороде, получил образование политтехнолога в Волго-Вятской академии госслужбы (сейчас — филиал РАНХиГС) и Волжском государственном университете водного транспорта. После обучения, как он сам рассказывает, около пяти лет проработал в региональных предвыборных штабах — например, штабе Бориса Ельцина на президентских выборах 1996 года и штабе Ивана Склярова на выборах губернатора Нижегородской области в 1997-м.

В 1999 году Китов женился и решил поменять работу на более стабильную — устроился директором по маркетингу и сбыту на Нижегородский масложировой комбинат. «Профессия [политтехнолога] была нестабильной: есть выборы — есть деньги, нет — тебе надо трудиться на вольных хлебах, — поясняет решение Китов. — С маркетингом эта деятельность была схожа — в обоих случаях у тебя есть неизвестный человек или продукт, который нужно сделать брендом». Маркетологом на маслокомбинате, а позднее на заводе-производителе якорных цепей «Красный якорь» он проработал в общей сложности пять лет.

В 2006-м 37-летний Китов решил заняться бизнесом. Вместе с коллегой по «Красному якорю» Юрием Карповым и другом детства Андреем Мушкой он создал агентство IMG (Innovation Media Group), которое занималось рекламой на платежных терминалах и онлайн-продажей наручных часов бюджетных брендов (например, Orient). Часы заказывали у японских, китайских и европейских производителей через российских дилеров и продавали на собственном сайте. Необычное для агентства направление бизнеса стало приносить даже больше, чем рекламное — по 5-10 млн рублей выручки в месяц в 2007 году, утверждает Китов.

Со временем к часам добавились популярные в «нулевые» мобильные телефоны британского бренда Vertu — «дочки» Nokia, специализирующейся на люксовых моделях. «Я сам был большим поклонником Vertu, но все телефоны [бренда] тогда продавались только в офлайн-бутиках. Вот я и решил сделать ставку на онлайн», — вспоминает Китов. Вместе с партнерами он закупал Vertu у российских перекупщиков и зарабатывал за счет оптовых скидок.

Бизнес-телефоны не оправдали возложенных надежд: в январе 2007-го Apple выпустила первый iPhone, и спрос на дорогие и менее технологичные Vertu стал падать. В 2012-м Nokia продала Vertu шведской EQT Partners, а в 2017-м, после череды перепродаж, производство телефонов и вовсе прекратилось.

«Икра» для ценителей

Китов продавал Vertu до последнего — свернул направление только в конце 2011 года. Чтобы перезагрузиться, поехал отдохнуть в Турцию. Там в пятизвездочном отеле Maxx Royal он познакомился с группой российских и казахских бизнесменов, которые пользовались одновременно Vertu и iPhone. «Я увидел, что они никак не могут расстаться с Vertu, потому что он отражает статус, а iPhone пользуют из-за технологий», — рассказывает Китов. Это открытие натолкнуло его на мысль создать телефон на стыке двух брендов.

В интернете он нашел английский проект Goldgenie, который продает по всему миру iPhone в золотых корпусах, и заключил, что спрос на шикарные мобильники есть. Придумал название Caviar (в переводе с англ. «икра») и логотип в виде осетра: «Я сразу мечтал об иностранных клиентах, а икра у них вызывает ассоциации с дорогим и эксклюзивным».

Прежде чем вкладываться в производство, Китов решил протестировать спрос — нашел на аутсорсе дизайнера, который нарисовал несколько принтов для задних крышек iPhone с большими икринками, добавил картинки на созданный на конструкторе тестовый сайт и настроил на него рекламу. По примеру Goldgenie, на сайте которой были фото клиентов-знаменитостей, российский предприниматель придумал легенду о том, что телефон Caviar есть у Джорджа Клуни, установил цены «с потолка» — от нескольких десятков до сотен тысяч рублей — и стал ждать. «У лица, чье имя было использовано в рекламе, есть право обратиться с требованием о нарушении его права на изображение, и запретить такое использование», — говорит частный юрист Мурад Ахмедов об уловке с образом Клуни. Кроме того, такой ход может быть расценен как нарушение законодательства о защите конкуренции (ст. 14.2 закона о защите конкуренции, введение в заблуждение), на который может обратить внимание ФАС и без заявления правообладателя. Ответственность за такое правонарушение составляет от 100 000 до 500 000 рублей, добавляет Ахмедов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Великий компилятор Великий компилятор

Квентин Тарантино подошел к завершению своей карьеры

Playboy
Как сестра Ким Кардашьян устроила бум продаж в российском интернет-магазине Как сестра Ким Кардашьян устроила бум продаж в российском интернет-магазине

Откройте Instagram: там вы обнаружите актуальные модные тренды

Forbes
Самые высокооплачиваемые волшебники-2019. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые волшебники-2019. Рейтинг Forbes

Самый высокооплачиваемый иллюзионист — Дэвид Копперфильд

Forbes
Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки Правила здорового сна: уберите от кровати гаджеты и яблоки

Удается ли вам спать достаточное количество часов?

Psychologies
Квартира для молодого человека, картины и кота, 55 м² Квартира для молодого человека, картины и кота, 55 м²

Заказчик был против ярких цветов, но в процессе ремонта изменил своё мнение

AD
Квартира с яркой мебелью, 50 м² Квартира с яркой мебелью, 50 м²

Хозяева заказали дизайн квартиры для своих детей, но в итоге живут в ней сами

AD
Будем ждать! Будем ждать!

На грядущие 366 (!) дней запланировано много грандиозного

Добрые советы
Князь-киллер: правдивая история убийцы Распутина Князь-киллер: правдивая история убийцы Распутина

Феликс Юсупов был одним из самых знатных, богатых и красивых людей планеты

Maxim
11 привычек, которые надо развить в 20 лет, чтобы стать миллионером к 30 годам 11 привычек, которые надо развить в 20 лет, чтобы стать миллионером к 30 годам

Здесь не будет воды и мотивационных речей, только правила и рекомендации

Playboy
Витамин юности: что такое ретинол и зачем он нашей коже Витамин юности: что такое ретинол и зачем он нашей коже

Ретинол, или витамин А, можно назвать одним из самых популярных ингредиентов

Psychologies
Генерация будущего Генерация будущего

Германия нацелена на отказ от сжигания угля и сокращение атомной энергетики

РБК
Я/Мы — слово года: Юрий Сапрыкин о том, почему завтра мы будем жить лучше Я/Мы — слово года: Юрий Сапрыкин о том, почему завтра мы будем жить лучше

В жизни общества появляется новая волна — волна человечности

Forbes
«Я феминистка, но платить будешь ты»: о гендерных ожиданиях и реальности «Я феминистка, но платить будешь ты»: о гендерных ожиданиях и реальности

Формула «феминистки запрещают» уже стала классикой антифеминистической риторики

Psychologies
5 самых странных алкогольных напитков: от золотого шнапса до пива из помоев 5 самых странных алкогольных напитков: от золотого шнапса до пива из помоев

Культура изготовления алкоголя идет бок о бок с человеческой цивилизацией

Популярная механика
5 фильмов уходящего десятилетия с шокирующими альтернативными концовками 5 фильмов уходящего десятилетия с шокирующими альтернативными концовками

Самые неожиданные альтернативные концовки фильмов уходящего десятилетия

Playboy
«Окей, бумер»: почему разные поколения так раздражают друг друга «Окей, бумер»: почему разные поколения так раздражают друг друга

Почему мы, на самом деле, просто не умеем друг с другом общаться

Forbes
«Возьмемся за руки, друзья»: почему это облегчает боль «Возьмемся за руки, друзья»: почему это облегчает боль

Попросите партнера быть рядом и держать вас за руку для облегчения боли

Psychologies
Узелок на память Узелок на память

Увеличение лимфоузлов у ребенка — одна из самых пугающих тем для родителей

Добрые советы
Слэш-люди и мультипотенциалы: почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь Слэш-люди и мультипотенциалы: почему больше не надо выбирать призвание на всю жизнь

Раньше профессиональный путь человека был предопределен его выбором в юности

Forbes
Поколение Netflix. Как так вышло, что мы все стали смотреть сериалы Поколение Netflix. Как так вышло, что мы все стали смотреть сериалы

За последние годы сериалы серьезно потеснили и большое кино

Forbes
Как менялась игровая индустрия России: фрагмент книги Андрея Подшибякина Как менялась игровая индустрия России: фрагмент книги Андрея Подшибякина

Российская игровая индустрия не отстает по многим параметрам от общемировой

Esquire
Правила жизни Мэгги Смит Правила жизни Мэгги Смит

Актриса, обладательница двух премий «Оскар», семи BAFTA и четырех «Эмми»

Esquire
Душа болит Душа болит

Иногда плохое настроение — не ответ на событие, а симптом настоящей депрессии

Добрые советы
Как приручить человека? Генетики нашли способ Как приручить человека? Генетики нашли способ

Ген BAZ1B, видимо, сыграл важную роль в эволюции человека

СНОБ
Сценарий созависимости: когда пора отделить себя от других и как это сделать Сценарий созависимости: когда пора отделить себя от других и как это сделать

Как вернуть себя и изменить вредный сценарий полной самоотдачи

Psychologies
Кейт Миддлтон превратила принца Уильяма из мачо в подкаблучника: фотодокументы Кейт Миддлтон превратила принца Уильяма из мачо в подкаблучника: фотодокументы

Кейт Миддлтон и принц Уильям начали отношения, когда им было по 20 лет

Cosmopolitan
Как уличный художник из Нью-Йорка продает мишек Гамми на $500 000 в год Как уличный художник из Нью-Йорка продает мишек Гамми на $500 000 в год

Мишки Гамми в стиле поп-арт сделали художника WhIsBe широко известным

Forbes
Как миллиардеры учат своих рабочих любить современное искусство Как миллиардеры учат своих рабочих любить современное искусство

Как выглядят уроки современного искусства для жителей России

Forbes
Отправляйтесь по следам героев «Современной любви» Отправляйтесь по следам героев «Современной любви»

«Современную любовь» следует смотреть не только ради актеров, но и ради локаций

GQ
Открыть в приложении