Приключения русских кинематографистов в Китае
«Тайна печати дракона» — первый и пока единственный русский фильм, снятый в сотрудничестве с государственной корпорацией China Film Group, самой влиятельной кинокомпанией в Китае
«Тайна печати дракона» должна была выйти и на российские, и на мировые экраны еще в прошлом году, но продюсерам пришлось сдвинуть уже объявленную дату релиза. Основная причина — серьезные изменения в системе государственного управления китайским кинематографом, произошедшие как раз в начале прошлого года и резко замедлившие процедуру одобрения фильмов, выходящих в китайский прокат. Главное государственное управление по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения КНР было упразднено, и все его полномочия переданы отделу пропаганды Центрального комитета Коммунистической партии Китая. По условиям контракта с China Film Group «Тайна печати дракона» должна сначала выйти в китайский прокат, а уже потом в России и на всех остальных территориях. Заявленный бюджет фильма — 50 млн долларов, что делает его самым высокобюджетным проектом, когда-либо реализованным российской кинокомпанией. В фильме снялись легенды мирового кинематографа Арнольд Шварценеггер и Джеки Чан.
Замысел «Тайны печати дракона» возник задолго до того, как его создатели впервые встретились с представителями China Film Group. Алексей А. Петрухин (корпорация «Русская Фильм Группа»), продюсер «Вия» — отечественного кассового рекордсмена 2014 года — первого русского фильма, чьи кассовые сборы превысили миллиард рублей, с самого начала предполагал, что история, рассказанная режиссером Олегом Степченко, станет франшизой. И сюжет одного из планировавшихся сиквелов развивался в Китае и был связан с китайским драконом, по некоторым своим качествам схожим с фантастическим существом, описанным Николаем Гоголем. Это было больше десяти лет назад, и тогда китайский кинорынок не мог похвастаться впечатляющими кассовыми сборами. Все изменилось как раз после выхода «Вия»: произошла смена политических и экономических трендов, и идея совместного проекта с китайскими кинематографистами оказалась как нельзя кстати. Да и китайский кинорынок к тому времени успел резко вырасти, поэтому страна стала привлекательной для всех киностудий.
Первоначально продюсерское и инвестиционное партнерство с китайской стороны не планировалось. Но после того, как Алексей А. Петрухин при посредничестве Владимира Мединского был представлен китайскому министру культуры и рассказал ему о своем проекте, китайцы в лице представителей China Film Group всерьез им заинтересовались. Сейчас, спустя пять лет после того, как они решились сотрудничать с Русской Фильм Группой, продюсер говорит, что ему пришлось многому научиться за эти годы. Он даже удивлен, что ему удалось преодолеть все препятствия, возникшие на этом пути, и признается: несколько раз он был на грани того, чтобы отказаться от партнерства с немыслимым количеством обязательств. Почти каждый шаг в производстве и продвижении фильма требовалось согласовывать с китайскими чиновниками — от получения разрешения начинать съемки до финальной фазы: уже готовый фильм не может выйти в прокат без технической экспертизы, которую должен провести непременно китайский госорган.
Техническая экспертиза стала заключительным этапом взаимодействия кинематографистов с китайскими чиновниками. Ему предшествовал этап утверждения сценария в Управлении по делам прессы, печати, радиовещания, кинематографии и телевидения, чьи полномочия сейчас переданы в отдел пропаганды. Тогда китайцы положительно оценили выдумку русских сценаристов, которые ввели в действие четырех магов (с их помощью лжепринцесса управляет царством): мага звука, мага молний, мага дыма и нефритового мага. Замечания к сценарию были такими: изменить имя одного из героев, уточнить образ дракона и то, какие действия китайская принцесса не может совершать. Чтобы изобразительный ряд соответствовал всем историческим деталям, для работы над фильмом пригласили китайского художника-постановщика. Второй этап начался после того, как он уже был снят и смонтирован. Создателям «Тайны печати дракона» и здесь пришлось внести небольшие изменения, которые они сами оценили как уместные и улучшающие качество фильма.
Одним из достижений продюсеров стало привлечение к участию в создании фильма легенды китайского кино Джеки Чана. Чтобы договориться с ним, русским продюсерам потребовалось проявить настойчивость. Его удалось заинтересовать не только высоким качеством проекта, но и возможностью воплотить в нем персонажа, олицетворяющего дракона. Затем пришлось искать актера на роль достойного соперника Джеки Чана. Одна из самых эффектных сцен в фильме — поединок китайского заключенного (его как раз и согласился играть Джеки Чан) с начальником английской тюрьмы. Первоначально на эту роль пригласили Джейсона Стейтема, но потом поняли, что партнером Чана должен стать актер с таким же статусом легенды. Из двух очевидных вариантов: Сталлоне и Шварценеггер — остановились на последнем. Ему позвонил сам Джеки Чан, после чего агенты Шварценеггера стали изучать материалы проекта, отправленные продюсерами по электронной почте. Актера привлекла возможность воплотить на экране образ героя, пропагандирующего занятия силовыми упражнениями, — это тот самый начальник тюрьмы, у которого даже есть исторический прототип, и в самом деле устраивавший спортивные состязания. После чего осталось только найти период в три недели, когда оба актера свободны от других проектов, и подготовиться к сьемкам.
Работа над «Тайной печати дракона» пришлась на китайскую тринадцатую пятилетку, одной из основных задач которой заявлено «повышение качества и эффективности», и создатели фильма невольно оказались сопричастными внутренним процессам в Китае, запущенным в том числе ради улучшения репутации китайской продукции. Денег у китайцев Русская Фильм Группа не просила и просить не собиралась. Они сами проявили интерес к проекту и очень осторожно стали в него входить как инвесторы. Постепенно начал складываться инвестиционный пул, в основу которого был заложен принцип: каждый инвестор имеет различную долю на разных территориях. Таковых четыре: материковый Китай, Азия, СНГ и весь остальной мир. Один из российских продюсеров фильма — Сергей Сельянов. Он с самого начала поверил в этот проект. Российский прокатчик фильма — компания «Наше кино». Однако емкость нашего рынка по-прежнему столь мала, что внутренние сборы не в состоянии окупить большинство проектов, тем более такой, как «Тайна печати дракона». Основные надежды продюсеры возлагают на китайский кинорынок, бокс-офис которого в прошлом году составил 8,84 млрд долларов (по данным kinobusiness.com), из них на кассовые сборы национальных фильмов пришлось 62%.
Благодаря сотрудничеству с China Film Group «Тайна печати дракона» получила право выходить в периоды, закрытые для показа иностранных фильмов. У фильма нет ограничений по количеству экранов и сеансов. С китайского рынка он получит 43% общих сборов, в отличие от голливудских фильмов, которым достается только 25%. Кроме того, и это тоже отличает «Тайну…» от иностранных фильмов, у нее нет ограничений по рекламе. Но главное, на что рассчитывает Русская Фильм Группа, — это новые проекты, которые она вслед за «Тайной…» предложила China Film Group и которые уже одобрил отдел пропаганды ЦК КПК. По словам Алексея А. Петрухина, китайские чиновники их пока просто придерживают в ожидании эффекта, который произведет «Тайна…» в мировом прокате. Если все пройдет удачно, то China Film Group может существенно расширить свое сотрудничество с русскими кинокомпаниями, что, хочется надеяться, рано или поздно позитивно повлияет на отечественную киноиндустрию в целом.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl