Выставка, посвященная традиции образовательных турне русских художников

ЭкспертКультура

«Отличники» в Музее русского импрессионизма: пути становления русских художников

Выставка, посвященная полуторавековой традиции европейских образовательных турне русских художников

Вячеслав Суриков

Исаак Бродский, Дети на берегу моря. Капри. 1909–1919. Холст, масло. Ярославский художественный музей

Каждая выставка рассказывает историю. Музей русского импрессионизма предпочитает истории сложносочиненные, требующие длительной подготовки, вовлекающие в проект как столичных коллег, так и региональных, а заодно и частных коллекционеров. В этот раз они обратились к сюжету, хорошо известному в искусствоведческой среде и неожиданному для широкой публики. Новая выставка повествует об одном из аспектов системы художественного образования в России — учебных поездках в Европу тех студентов, кто показал себя наилучшим образом в процессе обучения в Академии художеств. Основателем этой традиции, как и создателем первой в стране «рисовальной школы» был Петр I. Он еще в 1716 году отправил на Запад живописцев, граверов, скульпторов и архитекторов — совершенствоваться за государственный счет. С 1859 года право на такие поездки стали получать лучшие выпускники Императорской академии художеств — обладатели Большой золотой медали.

Приоритет был у исторических живописцев: они могли уехать в Европу для «усовершенствования в искусстве» на шесть лет. Художники, предпочитавшие писать пейзажи, батальные и жанровые сцены, могли рассчитывать на содержание в течение трех лет за рубежом и еще три года в России. Предполагалось, что человек все это время будет осматривать достопримечательности, получать художественные впечатления и подробно о них отчитываться, тем самым доказывая, что не зря тратит время, а также ежегодно отправлять на родину написанную картину. Присланные работы позволяли оценить степень мастерства автора и то, как на него влияет пребывание за границей.

В 1872 году женатые художники лишились прав на путешествие в Европу, однако Илья Репин сумел его обойти, отправившись в зарубежный вояж с женой и сыном. Найденная им лазейка заставила чиновников ужесточить правила, чтобы лишить живописцев, успевших обзавестись семьей, любых шансов. В 1879 году срок образовательной поездки с шести лет сократился до четырех — правда, с увеличением бюджета в полтора раза.

Во второй половине XIX века развитие искусств, а с ним и центр притяжения русских художников сместился. Если до сих пор выпускники академии ездили по преимуществу в Италию — например, именно здесь Александр Иванов писал свое полотно «Явление Христа народу», — то теперь их интересы сосредоточились на Франции. Это вызвало протест со стороны администрации Академии художеств, и в регламент заграничных путешествий внесли изменения, ограничивавшие пребывание русских живописцев в Париже.

Но не проходит и полувека, как бюрократические препоны наконец снимаются. До начала Первой мировой войны художникам предоставлена полная свобода: они самостоятельно выбирают, куда ехать и как тратить деньги. Больше никаких письменных отчетов — только полотна.

Выставка «Отличники» рассказывает о европейских путешествиях молодых русских мастеров — лучших выпускников Императорской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Фото: Музей русского импрессионизма

На выставке можно не только увидеть то, на что обращали внимание художники, оказываясь за границей, но и посмотреть, как менялась сама живопись. Живописцы, сформировавшиеся в первой половине XIX века, предпочитали работать в мастерской. Сюжет в то время рождался в воображении творца, его модели представали в роли тех или иных героев. Картина могла создаваться годами и даже, как в случае Александра Иванова, десятилетиями. Такое полотно нельзя было охватить мимолетным взглядом — оно требовало от зрителя долгого вдумчивого изучения, расшифровки всех изображенных художником персонажей и деталей. Но во второй половине XIX века подход меняется: теперь художники стремятся запечатлеть уникальный момент — то, что существовало в реальности и больше никогда не повторится.

По мнению искусствоведа Анны Познанской, это произошло еще и благодаря изобретению американского художника Джона Ренда — оловянному тюбику для краски с завинчивающейся крышкой. Такой тюбик вкупе с этюдником позволил творцам вырваться из мастерских — а заодно и из мифологического мира, который до тех пор находил свое отражение на большинстве полотен.

Еще один процесс — активность русских коллекционеров на европейских арт-рынках. Мировой художественный опыт, сумма впечатлений, накопленных ведущими живописцами, их технические достижения с каждым десятилетием становились все доступнее. Это позволяло русским творцам из самых разных социальных слоев и с разными стартовыми возможностями ускорить свой путь в искусстве — изучить все этапы его эволюции, чтобы в конце концов обрести собственный стиль.

Одним из таких художников был Исаак Бродский, оставшийся в истории как классик соцреализма и создатель канонического образа Владимира Ленина и других вождей революции. На выставке мы видим работы, где он еще только подступается к новому стилю создания портрета. В Европу Бродский попадает в 1909 году: Париж, Вена, Берлин, затем Испания. В поездке художник знакомится с Огюстом Роденом, который производит на него неизгладимое впечатление. Вернувшись в Санкт-Петербург, Исаак Бродский предъявляет свои работы на суд академического совета и, получив разрешение продолжить путешествие, вместе с Александром Савиновым отправляется на Капри. Там он пишет портрет Максима Горького и полотно «Сказка». За «Сказку» на родине художник получает премию в две тысячи рублей и возвращается на остров уже на собственные деньги.

Портрет Максима Горького написан уже в том узнаваемом стиле, который принес его автору известность: Бродскому всегда удавалось очень точно передать не только внешние особенности человека, но и его эмоциональное состояние. Горький в светлой рубашке, штанах и туфлях сидит в плетеном кресле на фоне белой стены — типичный житель средиземноморского острова. Но смотрит он настороженно: вошел в роль вестника революции и пытается ей соответствовать. Короткая стрижка, хрестоматийные усы, прищуренные глаза. И никаких намеков на то, что он писатель. Надень Максим Горький какую-нибудь рыбацкую одежду, и вполне мог бы сойти за итальянского рыбака. Картину для выставки привезли из мемориального Музея А. М. Горького Института мировой литературы РАН.

На картине Исаака Бродского «Мальчики», написанной здесь же, на Капри, подробностей уже куда больше. На полотне изображены два темноволосых ребенка, которые сидят спиной к зрителям. На заднем плане полоска моря. Между мальчиками и морем — каменистый берег с вытащенной на сушу лодкой. Стиль вполне узнаваемый, но тема «Море и дети» для художника, которому меньше чем через десять лет придется с головой окунуться в революционные сюжеты, скорее неожиданная. Это словно сон из какого-то беззаботного прошлого, навсегда утраченного рая. Картина приехала на выставку из Ярославского художественного музея.

Исаак Бродский, Сказка. 1911. Холст, масло. Фото: Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск

Третье полотно — та самая «Сказка», благодаря которой Бродский получил возможность вернуться в Италию. Фантастическая картина, неожиданно написанная одним из основателей соцреализма. На холсте — белый город с высокими башнями; по центральной улице идут люди, словно что-то празднуя. Зрителю предлагается роль наблюдателя: он словно подглядывает за происходящими сквозь листья дерева. Но орнамент, который образуют листва, оперение павлинов и цветы, расположенные на переднем плане, оказывается куда более притягательным и завораживающим, чем город и его едва различимые жители. Природа состязается в красоте с творением рук человеческих и безоговорочно побеждает. Изначально художник хотел назвать картину «Вечная сказка», однако Максим Горький убедил его убрать эпитет, оставив лишь последнее слово: сказка ведь всегда вечная.

Но в творческом пути Исаака Бродского сказка ограничилась только одной картиной.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Современная стоматология: как технологии улучшат качество жизни и продлят молодость Современная стоматология: как технологии улучшат качество жизни и продлят молодость

Когда хронически болит голова, люди, к сожалению, не бегут к стоматологу

Эксперт
На всякий случай На всякий случай

Как работает система страхования в спорте

Ведомости
Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера» Ирина Старшенбаум: «Мой личный выбор всегда зависит только от режиссера»

Самая яркая актриса нового поколения — о психологических основах своей профессии

Эксперт
«Дорожная карта» для наблюдений за погодой «Дорожная карта» для наблюдений за погодой

Минсельхоз совместно с Росгидрометом планируют развивать систему метеостанций

Агроинвестор
Немного науки в арктической воде Немного науки в арктической воде

Что исследователи знают о косолапых пловцах

Weekend
Едва знакомы Едва знакомы

«Едва знакомы» — проект, объединяющий людей за киноужинами

Seasons of life
Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях Женщины, которые нас вдохновляют: писательницы, руководительницы, исследовательницы, — о своих героинях

Женщины поделились историями о тех, кто больше всего их вдохновляет

Psychologies
Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего Актер сериала «Универ. Молодые» Влад Прохоров рассказал, какие качества в девушках ценит больше всего

Актер Влад Прохоров рассказал о своих главных требованиях к девушкам

VOICE
«Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками «Золотая середина»: какую дистанцию выстроить руководителю между собой и сотрудниками

Какие ошибки чаще всего совершают менеджеры, и как найти баланс в дистанции

Inc.
Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа Леди Гага от декаданса: как маркиза Луиза Казати стала королевой эпатажа

Как середине XX века итальянская аристократка стала Леди Гагой своего времени

Правила жизни
Ударные АПЛ европейских стран НАТО Ударные АПЛ европейских стран НАТО

Лодки класса «Трафальгар» проектировались для противостояния советским подлодкам

Наука и техника
10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно 10 забытых триллеров 90-х, которые и сегодня смотрятся современно

Крепкие фильмы, которые остались в тени Квентина Тарантина и Мартина Скорсезе

Maxim
Я — сноб: коллекционер Антон Козлов Я — сноб: коллекционер Антон Козлов

Коллекционер Антон Козлов — про искусство собирать современный арт

СНОБ
Первая среди равных Первая среди равных

Мысли и наблюдения первой женщины-победительницы в кругосветной гонке

Y Magazine
Наш паровоз вперед летит Наш паровоз вперед летит

Одна из новинок проката — фильм режиссера Андрея Волгина «Красный шелк»

Монокль
Ген ожирения объединил людей с собаками Ген ожирения объединил людей с собаками

Ученые выявили у собак ген, связанный с развитием ожирения

N+1
Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится» Лариса Долина: «Я всегда верила в то, что моя звезда загорится»

Лариса Долина не скрывает – в своей жизни она столкнулась со многими трудностями

Добрые советы
Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье Учтенный друг: что нужно знать о регистрации домашних животных в Подмосковье

Как зарегистрировать питомца в Подмосковье и для чего это нужно

Forbes
Символ на перекрестке современных философий Символ на перекрестке современных философий

Знак — это условность, которая превращает отдельные вещи в их меру

Знание – сила
«Чистейший образец» «Чистейший образец»

Составить цельный образ Натальи Николаевны Гончаровой — сложная задача

Дилетант
Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!» Аслан Шукаша: «Делиться планами — опасно!»

Аслан Шукаша: как он выходит из тупиков и на какие вопросы не отвечает публично

ЖАРА Magazine
Есть контакт Есть контакт

Как установить и почувствовать связь со своим телом

Grazia
Там, где остановилось время Там, где остановилось время

Брюгге — город, словно застывший в пространственно-временной капсуле

Знание – сила
Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы? Система Юпитера: есть ли жизнь в подледном океане Европы?

Почему спутник Юпитера Европа — перспективный объект исследования?

Наука и техника
Германия пожинает плоды стратегического аутсорса Германия пожинает плоды стратегического аутсорса

Чем были интересны выборы в бундестаг и ждать ли России возвращения Германии

Монокль
Движение вверх Движение вверх

Последние пять лет Москва переживает промышленный бум

Ведомости
«Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны» «Перемолотый край, где сопки нетронуты, а долины истерзаны»

Желание восстановить историю семьи может привести к историческому расследованию

Дилетант
Сапог — оружие богатыря Сапог — оружие богатыря

Cвязаны ли в действительности Илия Печерский и легендарный герой Илья Муромец?

Дилетант
Экономика кухни: как решить больной вопрос Экономика кухни: как решить больной вопрос

За время работы в индустрии я не помню такой турбулентности

Bones
Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях Все не так однозначно: самые интересные конспирологические теории о писателях

Настоящие шекспировские страсти в теориях заговора вокруг литераторов

Правила жизни
Открыть в приложении