Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании

ЭкспертБизнес

Наше. Уникальное. Made in China

Кикшеринг «Яндекс Go» представил электросамокат, разработанный в компании — но сконструированный и произведенный в Китае

Александр Астапов

Дека самоката от «Яндекса» шире, а потому удобнее, чем у конкурентов. Но короче, а потому вдвоем уже не покатаешься. Чего и добивались. Фото: «Яндекс»

«Яндекс» раскачивался долго. Еще в феврале 2019 года в компании начали прорабатывать расширение шерингового направления в сторону транспорта последней мили — тогда рассматривали и электроскутеры, и велосипеды, и собственную разработку оригинальных транспортных средств. Менеджерам явно застил глаза пример конкурентов: каршерингов «Делимобиль» и YouDrive, развивавших с весны 2018-го свои службы кикшеринга. Но корпорация не стартап, думают здесь многие и долго, так что первые электросамокаты с лого «Яндекс Go» появились в столице только в июле 2021 года, когда рынок уже был поделен, и не филиалами каршеринговых компаний, а стартапами Whoosh и Urent, занимавшими тогда 80% рынка.

Сейчас доля этой пары ниже, но «Яндекс» по сей день третий: так, в 2022 году в Москве его самокатами пользовались, по данным дептранса правительства Москвы, 1 млн человек против 1,2 млн у Urent и 2 млн у Whoosh, а количество поездок в день составило 36 тыс. против 42 и 72 тыс. соответственно. Для достижения же лидерства требуется нечто большее, чем гибкость или, наоборот, простота тарифной сетки. И таким прорывом решили сделать самокат собственной разработки.

Не то чтобы «мировой стандарт» кикшеринга, самокат Ninebot Max Plus, совсем плох. К тому же благодаря массовому (сотни тысяч в год) производству он недорог. Впрочем, производитель постепенно наращивает цену и совсем уже бессовестно наживается на запчастях и расходниках. А главное, за те несколько лет, что он выпускается, накопился большой опыт его использования, позволяющий утверждать: можно сделать снаряд для кикшеринга лучше.

Свое видение «лучше» после исследований пользовательского опыта и решили реализовать в «Яндексе». Главное нововведение — упругая подвеска заднего колеса, два амортизатора по бокам маятника, повышающая комфорт на брусчатке и неровном асфальте по сравнению с «хардтейлом». Что немаловажно, учитывая, что, по данным дептранса, средняя дистанция поездки у клиентов «Яндекс Go» составляет четыре километра. В свою очередь, эластичный «задник», точнее подвижное вверх-вниз колесо, потребовал поднять деку и блок батарей, а повышение центра масс компенсировать рамой из легкого сплава. Яндексовцы поступили радикально и выбрали магниевый сплав — единственный, пожалуй, спорный момент в конструкции, уж больно нестоек к коррозии этот материал, а горит ярко и громко (скажем, в результате скольжения по асфальту при аварии). Да и недешев. Еще одно оригинальное решение — дека ощутимо шире и намного короче, чем у аналогов. Это и удобнее для езды в одиночку, и затрудняет перевозку пассажира, ставшую головной болью кикшеринговых сервисов ввиду поломок от перегруза и аварийности.

Но от задумки до реализации долгий путь. Чтобы его сократить, обратились к китайским партнерам. К кому именно, не разглашается, но, разглядывая очень знакомые пейзажи полигона и интерьеры офиса в презентационном ролике, предположу с высокой долей вероятности, что инжиниринг (разработка, доводка и индустриализация) и, скорее всего, и производство — дело рук и умов SiAECOSYS. Это китайский консорциум, включающий в себя мощности по разработке и производству двухколесной электромобильности, от велосипедов до легких мотоциклов, и их компонентов, в том числе известных у нас электромоторов QS. Услугами экосистемы пользуются многие компании всего мира — например, именно там производятся мотоциклы Metacycle нашумевшего недавно американского стартапа Sondors (см. «Drossel riot», «Эксперт» № 48 за 2021 год).

Стоимость инжиниринговых работ у этой компании (включая постройку нескольких прототипов и комплект документации для подтверждения соответствия международному стандарту EN 17128–2020), вроде заказанной «Яндексом», — от 650 до 800 тыс. долларов в зависимости от технологической инновационности проекта, она же технический риск. Плюс стоимость изготовления оснастки, если предполагается производство на предприятиях консорциума. Плюс стоимость пилотной партии в несколько десятков аппаратов, если надо. А «Яндексу» было надо: прежде чем представить новинку россиянам, ее обкатали на дочернем кикшеринге в Израиле. В общем, получается не более 1,5 млн долларов, что не так и дорого для собственного продукта, стоимостью которого, включая запчасти, можно управлять и экономить на прибавочной стоимости. Даже если «чистая» себестоимость выходит выше, чем у грандов вроде того же Ninebot.

Можно ли считать новый самокат собственной разработкой «Яндекса»? Однозначно да: интеллектуальные права полностью принадлежат корпорации, а концепция и принципиальная конструкция изделия — дело рук ее сотрудников. Возможно ли было сделать изделие если не полностью российским, то хотя бы российской сборки, и была ли сделана такая попытка — на этот вопрос «Эксперта» в «Яндексе» не ответили. Как, впрочем, и на другие.

Впрочем, опыт показывает, что инжиниринг и постройку прототипов, да и опытной партии («пилота»), в России можно было бы сделать, получилось бы пусть не дешевле, зато как минимум не хуже. Но дольше, сильно дольше, чем у китайцев, разрабатывающих «микромобильность» конвейерным методом. Вместо трех-четырех месяцев даже у стартапов и независимых разработчиков как минимум девять (и не имея потока по разработке однотипных изделий, срок не сократить — проверено). И конечно же, все равно на китайской агрегатной базе — своей массовой недорогой «начинки» нет и пока не предвидится. Как нет производств, способных, например, недорого производить рамы из тонкостенных отливок из магниевого сплава.

И контрактных производств, способных за считаные месяцы сделать десятки тысяч электросамокатов, у нас нет и близко. А сделать собственный заводик пусть и относительно несложно, но собственные нужды «Яндекса» слишком малы для массовых технологий, а значит, основные средства будут простаивать большую часть времени, если не загружать их производством для поставок сторонним потребителям, например на экспорт или просто частным покупателям, желающим иметь самокат в собственности, а не пользоваться прокатным. Понятно, что лишнего года-полутора на стройку у корпорации явно не было — слишком долго принималось решение о «вхождении в тему». Делать же собственный инжиниринг в отрыве от технологических и логистических возможностей конкретного производства — обрекать проект на доработки и переделки, что долго и дорого, либо же увеличивать себестоимость за счет переналадки логистики у производителя, что опять же и время, и деньги.

Шеринговые самокаты не единственная ниша «транспорта последней мили». Более того, как показала западная практика и исследования консалтинговой компании McKinsey, кикшеринг всего лишь пусковой механизм для продвижения на рынок более совершенных микро- и мини- транспортных средств, шеринговых и персональных. Например, до сих пор в секрете подробности проекта шерингового велосипеда, разрабатываемого Whoosh как дополнение к парку китайских электросамокатов.

Ассортимент последних, к слову, у компании расширен: к Ninebot Max Plus осенью добавили более совершенные (и, что немаловажно, не столь страшные на вид) Okai ES600. Так что в сезоне-2023 операторы кикшеринга будут соревноваться не только тарифами, но и качествам самокатов. Хоть и, как видим, пока что китайских.

Тем не менее создание под эгидой Мосгортранса и НТИ кластеров и центров компетенций по электротранспорту не исключает, что вскоре мы увидим на улицах «последнюю милю» российского производства, гибкого и с относительно малосерийными технологиями. Последнее, вкупе с кредитованием и субсидированием, действующими и намеченными правительством, делает отечественное производство интересным и для относительно малосерийных изделий.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как человечество чуть не погибло Как человечество чуть не погибло

Около 930 тыс. лет назад произошла величайшая катастрофа в истории человечества

Эксперт
Перейти реку, нащупывая камни Перейти реку, нащупывая камни

Как Китай избежал шоковой терапии и чем его реформы отличались от российских

Монокль
Банкомат с российскими «мозгами» Банкомат с российскими «мозгами»

В России стали выпускать банкоматы на основе отечественного процессора «Эльбрус»

Эксперт
«Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам «Освобождая руки»: как русский импрессионизм дал дорогу экспериментам

История одиночек, для которых импрессионизм стал инструментом для экспериментов

РБК
Иранские «ястребы» летят на российский авторынок Иранские «ястребы» летят на российский авторынок

Автомобили из Ирана, запчасти из Турции и Китая, курс на электромобильность

Эксперт
На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах На седьмое небо за пиццей: удивительные факты о высотных вращающихся ресторанах

Как работает это чудо строительной инженерии — высотные вращающиеся рестораны?

ТехИнсайдер
Батареи — огонь! Батареи — огонь!

«Росатом» становится ключевым игроком в отечественной электромобильности

Эксперт
Открытие памятника Сталину Открытие памятника Сталину

Идея поставить памятник советскому вождю в Праге возникла в 1949 году

Дилетант
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
Матрица судьбы Матрица судьбы

Восемь шагов к новой жизни: как приучить себя к переменам

Лиза
Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте Корейский бьюти-бум: как тональные кушоны и многоступенчатые уход поменяли наши представления о красоте

Почему интерес к k-beauty превратился в глобальный культурный феномен

Правила жизни
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Бегство из рупии Бегство из рупии

Снижение курса рупии к доллару связано с оттоком капитала из экономики Индии

Ведомости
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
Войти в положение: как люди становятся удобными Войти в положение: как люди становятся удобными

А всегда ли нужно «входить в положение» и быть удобной?

СНОБ
Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги Как успокоиться за 5 минут: 3 быстрые и полезные практики из йоги

Как снять стресс, когда времени ни на что не хватает?

Psychologies
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале Готовимся к посевному сезону: ученый рассказал, какие растения нужно сажать в феврале

Какие культуры для посадки выбрать в зимой и как правильно подготовить почву

ТехИнсайдер
Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать? Попал в аварию, но у виновника ДТП нет ОСАГО. Что делать?

Как взыскать ущерб с виновника ДТП, у которого нет ОСАГО

РБК
Алгоритмам становится тесно Алгоритмам становится тесно

Центробанк подталкивает трейдеров к регистрации в качестве паевых фондов

Монокль
Уголь теряет рынки Уголь теряет рынки

Из-за чего сокращается объем экспорта российского угля

Ведомости
Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака Американка заработала обманом больше 100 тыс долларов, собирая деньги на лечение рака

Как раскрыли аферу Аманды Райли из США по борьбе с раком

ТехИнсайдер
Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка Вынашивающих потомство в горловом мешке лягушек эвакуировали с чилийского острова из-за смертельного грибка

Как редких южноамериканских лягушек спасли в Лондонском зоопарке

N+1
Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье Нужны ли пресс-формы серийному производству: инженер развеял популярные мифы о литье

Нужно ли предприятиям разрабатывать для своего производства «идеальную модель»?

ТехИнсайдер
Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности Рома Декабрев: Очередная попытка выстроить новую искренность, вероятнее всего, окажется лишь новой имитацией искренности

Рома Декабрев — как поиск персональной истины помогает обретать новые смыслы

СНОБ
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича» Наш «слон»: история создания первого советского «Москвича»

Как появился первый народный автомобиль — «Москвич»

ТехИнсайдер
Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов Разработана система безопасности при проведении шоу с тысячами дронов

Как метод обучения «стай» дронов сможет гарантировать их безопасную работу

ТехИнсайдер
Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно Ученые: у будущих поколений мужчин пенис будет длиннее! И вот как это возможно

Как может измениться будущее мужской анатомии?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении