Автомобили из Ирана, запчасти из Турции и Китая, курс на электромобильность

ЭкспертАвто

Иранские «ястребы» летят на российский авторынок

Автомобили из Ирана, запчасти из Турции и Китая, локализация выпуска автокомпонентов, курс на электромобильность — эти основные направления движения российского авторынка обсуждали участники прошедшей в Москве крупнейшей автовыставки MIMS Automobility

Алексей Грамматчиков, Александр Астапов

«Мы все оказались вне зоны комфорта, нужно искать новые направления развития рынка». Подобные слова часто звучали на прошедшей в Москве крупнейшей российской автомобильной выставке года MIMS Automobility. Впервые в новейшей истории автомобильный смотр в России ознаменовался почти полным отсутствием известных международных брендов. Выставку проигнорировали не только ведущие мировые автопроизводители, но и крупные западные концерны — производители автозапчастей, компонентов, расходных материалов. Однако международной изоляции не случилось: в выставке приняла участие 551 компания из 14 стран мира. Западных партнеров заменяют игроки из дружественных стран, в частности с Востока: о себе заявили автопредприятия из Китая, Турции, небывало внушительный десант высадился из Ирана. Все они намереваются занять освобождающиеся рыночные ниши. Но насколько под силу новым игрокам заменить ушедшие из РФ качественные западные автомобильные продукты и услуги — этот вопрос вызывал жаркие дискуссии.

Автопром Исламской Республики

«“Шахин” по-ирански означает “ястреб”», — по-восточному эмоционально жестикулируя, говорит представитель иранской компании Saipa на своем выставочном стенде. В Москву этот второй по значимости у себя в стране автопроизводитель привез среднеразмерный седан под названием Shahin (кстати, иранцы были одни из немногих, кто представил на выставке «живые» машины, остальные делали упор на демонстрацию комплектующих). Нельзя сказать, что иранский автомобиль так же стремителен, как хищная птица: он оснащен умеренным для своего класса турбированным двигателем объемом 1,5 л и мощностью 110 л. с., который работает вместе с пятиступенчатой механической коробкой передач или вариатором. Зато «Ястреб» достаточно вместителен, имеет в длину 4,44 метра и, по словам создателей, полностью изготовлен из иранских комплектующих. Представители Saipa полны решимости начать продажи своих машин в России уже до конца текущего года. Первым предположительно будет продаваться автомобиль в кузове седан, позже появится хэтчбек. В Иране модель Shahin стоит в пересчете с местной валюты порядка 12 тыс. долларов. В России он может стоить в районе 17 тыс. долларов, или чуть более одного миллиона рублей. Поначалу Saipa намерена посмотреть на реакцию российского потребителя, а затем расширить модельный ряд для России. Настоящим хитом должно стать появление иранского компактного кроссовера Quik. У себя дома эта бюджетная машина стоит всего 7 тыс. долларов. Если приблизительно в таком ценовом коридоре — около 500 тыс. рублей — модель удастся вывести на российский рынок, она имеет шансы на успех.

Неподалеку тоже слышна персидская речь — на стенде самой крупной иранской автомобильной компании Iran Khodro. Здесь публика с большим интересом рассматривает большой черный седан под названием Tara. Автомобиль этот построен на базе Peugeot 301 — специальной модели образца 2012 года для «развивающихся рынков», — но, как и в Shahin, ключевые элементы конструкции произведены в Иране. Вместо французского льва под капотом у Tara профиль жеребца — символ производителя. Машина оснащена мотором рабочим объемом 1,6 л, который имеет мощность 113 л. с. и агрегирован с шестиступенчатой автоматической коробкой передач.

Модель Iran Khodro Tara построена на базе Peugeot 301 десятилетней давности, которая в свое время продавалась и в России

Tara весьма просторна для четверых пассажиров (длина машины — 4,51 метра), имеет большой багажник, как опция, здесь даже возможна подсветка «звездного неба», когда на потолке в салоне включается красивое светодиодное оформление. На выставке представители Iran Khodro рассказали, что специально для российского рынка модель Tara получила ряд доработок: появился подогрев сидений, система камер, изменились задние фонари и ряд других элементов. Сейчас иранская компания находится в процессе подписания соглашения с партнерами в России о начале поставок автомобиля, которые могут начаться в конце текущего года или в начале следующего. Что же касается цены, то в Иране Iran Khodro Tara стоит в пересчете на рубли порядка 800 тыс. рублей. Более точная цена для России будет определена ближе к началу продаж.

В этом году на MIMS приехала рекордная по численности делегации из Ирана. В общей сложности на ней были представлены около 50 иранских компаний автомобильной отрасли, специально для участия в открытии смотра в Москву прилетел министр промышленности Ирана Реза Фатеми-Амин. Помимо автомобилей иранские компании предлагают российскому авторынку большой выбор автокомпонентов — от расходных материалов для обслуживания автомобилей до более серьезных деталей типа пластикового обвеса или элементов салона.

На выставке персидские гости старались подчеркнуть, что в условиях изоляции Ирану удалось создать самую значимую на Ближнем Востоке собственную автомобильную промышленность, которая выпускает до полутора миллионов машин в год. Сегодня в Исламской Республике насчитывается два с половиной десятка автопроизводителей, самые значимые из них начинали свою деятельность еще в начале 1960-х. Сначала они сотрудничали с крупными международными производителями, прежде всего из Франции (Peugeot и Renault). С усилением экономических санкций иностранные корпорации ушли из Ирана, а местные автомобильные компании принялись за локализацию производства, с чем в целом иранский автопром худо-бедно справился, хотя и не без доли поставок из Китая.

Безусловно, качество и потребительские характеристики иранских автомобилей уступают уровню ведущих международных компаний. Вот и на экспонатах выставки MIMS были заметны грубые швы сварки, «гуляющие» зазоры в кузове и пластике, а также фенольный запах внутри салона. Но в целом иранские автомобили производят впечатление достаточно функциональных транспортных средств, которые могут занять свое место в нижнем ценовом сегменте рынка. Iran Khodro еще в 2006 году пыталась продавать в РФ свои модели (прежде всего это была модель Samand — седан, построенный на базе Peugeot 405). Но тогда ситуация на российском автомобильном рынке была гораздо более конкурентной, иранцы не смогли продержаться и двух лет, продав порядка 12 тыс. машин. Сейчас же все может быть по-другому: накануне выставки генеральный директор Iran Khodro Мехди Хатиби публично заявлял, что рассчитывает поставлять в Россию несколько десятков тысяч автомобилей в год. И шансы на реализацию этих планов есть. «Компании из Ирана выбрали удачное для себя время для выхода на российский авторынок, сейчас тут наблюдается небывалый дефицит новых автомобилей, спрос превышает предложение, покупают все, что есть, — комментирует Сергей Целиков, генеральный директор компании “Автостат”. — Если иранским автопроизводителям удастся установить на свою продукцию доступные цены, машины из этой страны будут востребованы даже при своих недостатках».

Цена иранского седана Saipa Shahin у него на родине эквивалентна чуть более 700 тыс. рублей

Детальные проблемы

Показ иранских автомобилей — главное событие MIMS в автомобильной ее части. Но вообще, эта выставка исторически является смотром автомобильных компонентов (слово Automechanika в названии она в этом году сменила на Automobility в связи с уходом партнера из Германии), которые и в этот раз вызвали наибольший интерес у участников.

Как рассказал на одной из конференций выставки Илья Плисов, член правления Союза автосервисов, в прошлом году в Россию было в общей сложности поставлено запчастей на 56,8 млрд долларов. Основная часть этих поставок приходилась на ведущие западные компании, которые сейчас остановили отгрузки в Россию. В одночасье заменить весь этот импорт на поставки из дружественных стран или наладить схемы параллельного импорта — сложная задача. «Плохие новости заключаются в том, что поставки того же объема автодеталей, которые ранее поставлялись в РФ, наладить пока не получается, — разводит руками Илья Плисов. — Сейчас российские импортеры осуществляют забег по зарубежным поставщикам, которые смогут нам поставлять автокомпоненты такого же качества и в таких же объемах, как до кризиса. Но пока эти попытки в полной мере не увенчиваются успехом, в том числе потому, что западные компании не хотят отгружать товар для России даже по схемам параллельного импорта, так как это сейчас запрещено санкциями. А производители из других стран не готовы полностью заменить эти поставки. В результате на рынке наблюдается дефицит, особенно по высокотехнологичным запчастям».

Длина Shahin — 4,4 м, салон вполне вместителен и практичен

От нехватки автокомпонентов сейчас страдает прежде всего первичный рынок — автомобильные заводы. Не случайно на выставке были замечены представители АвтоВАЗа, ГАЗа и других крупных заводов, которые сейчас очень заинтересованы в поиске новых поставщиков. Одновременно многие производители автокомпонентов пытаются найти свое место на after-market — на рынке деталей для постпродажного обслуживания машин, где также освобождаются большие ниши. Вот, например, российская Sintec Group (бывшая «Обнинскоргсинтез») представляет на своем стенде моторные масла, охлаждающие жидкости и автохимию, которую она выпускает на своем предприятии в Обнинске и которая, по словам представителей компании, не уступает по ключевым параметрам продуктам международных компаний. А, например, Барнаульский завод АТИ выставляет свои разработки тормозных систем для грузовиков. И куда же без услуг по капремонту агрегатов — например, от московской «Мотортехнологии». Всем своим видом стенды отечественных производителей и вендоров «железа» показывали: без запчастей не оставим!

Не стараются упустить выгоду и компании из дружественных стран. Поворачиваем в раздел, где свои автокомпоненты представляет большая делегация из нескольких десятков турецких предприятий. У стенда компании Kacmazlar стоит предприниматель из подмосковного Ногинска и жалуется, что не может найти запчасти для автопарка грузовиков европейских марок. В ответ представитель турецкой компании рассказывает, что их предприятие выпускает оригинальные запчасти для многих европейских брендов коммерческой техники. В частности, речь идет о деталях трансмиссии, которые по качеству не только не уступают, но и превосходят то, что производится, например, в Германии. Стороны обмениваются визитками, российский владелец грузовиков берет буклет и обещает рассмотреть возможность закупки турецких аналогов оригинальных запчастей на свои машины. Поодаль похожие диалоги происходят и с китайскими компаниями.

Некоторые российские производители уже создали совместные предприятия с китайцами. Например, большой стенд занимает российская компания Megapower, которая под этим брендом производит в Китае амортизаторы, сцепления, турбокомпрессоры, гидромуфты и прочие запчасти и сейчас продвигает эту продукцию на российском авторынке, обещая заместить значимую часть товаров, которые раньше поставлялись западными брендами.

Оживились и наши старожилы рынка «афтермаркета», в том числе верхнего сегмента, бравшие не столько ценой, сколько качеством. Стенд тольяттинского ПО «Трек», выпускающего детали подвески, был традиционно скромен — в этот раз слишком скромен для плотного потока посетителей, буквально осаждавших эти восемь квадратных метров. О росте спроса на «продвинутое железо» — как следствие разочарования рынка пресловутым китайским качеством — говорили и на стенде SS20. Под этим брендом в России известны амортизаторы, рулевые механизмы и тормозные колодки самарского НПП «Система технологий» — в том числе для автоспорта и тюнинга. Серьезный бренд, вкладывающийся в НИОКР: в штате компании около 30 конструкторов, а разработки проходят проверку не только стендом, но и дорожными тестами — практика, нечасто встречающаяся и у именитых европейских коллег.

Eleven — перспективная белорусская компания в сфере кикшеринга

Кстати, о брендах и стендах. Россияне приятно удивили визуальным рядом экспозиций, разительно отличающимся от того убожества, что удручало на аналогичных экспозициях еще пять лет назад. Полиграфика, нейминг, дизайн стендов — теперь в это приучены вкладываться не меньше, чем в ремонт производственного оборудования. Вот только…

Разговор, подслушанный на стенде «Камского кардана»:

— Интересное у вас предложение. А какие цены, сколько оптовая скидка?

— …

— Ну, у китайцев мы берем дешевле.

— И сколько они у вас ходят?

— Ну-у-у… Но ведь дешевле!

Как видим, жадность рыночных торговцев пока карданом не перешибешь. Даже камским.

Трудности локализации

Но запчасти запчастями, а для производства автомобилей нужна система устойчивых поставок компонентов. И тут, судя по стендам компаний из дружественных стран, заграница нам не особо и поможет. Что китайцы, что иранцы готовы нам поставлять не такой уж широкий ассортимент комплектующих. Ассортимент турецких компаний впечатляет: детали трансмиссий, отливки блоков, узлы шасси, рулевые рейки. Но в основном для средних и тяжелых грузовиков, и опять же он не содержит критически важных компонентов. Ни топливной аппаратуры, ни электронных блоков управления на стендах замечено не было. Да и рядом со стендами наших производителей комплектующих это выглядело бледно и бедно. И больше попыткой воспользоваться моментом и «откусить» долю на рынке.

Турецкие компании пытаются пробиться на российский рынок автокомпонентов

Для российской автомобильной отрасли нужны не тоненькие многочисленные ручейки поставок автозапчастей, а четко и надежно работающая система обеспечения качественными компонентами. Лучше, когда их выпуск локализован и находится под боком у автомобильных заводов. В ходе выставки появилась информация о том, что в столичном районе Бирюлево Западное компанией «Альфа автоматив техноложиз» (бывшее СП ЗиЛа и японской IHI, ныне принадлежащее правительству Москвы) построен — точнее, переехал с территории бывшего ЗиЛа — завод, который будет выпускать 150 различных комплектующих для конвейеров российских автомобильных предприятий. Инвестиции в проект составили более 2,9 млрд рублей.

Но пока экономическая оправданность производства автокомпонентов в России упирается в объемы производства автомобилей внутри страны. В своем выступлении на выставке генеральный директор московского автомобильного завода «Москвич» Дмитрий Пронин представил список ключевых автомобильных компонентов, которые в первую очередь необходимо локализовать в России. Топ-менеджер разделил их на несколько ключевых групп в зависимости от того, при каких объемах выпуска автомобилей возможна их экономическая окупаемость. Например, производство таких крупных автокомпонентов, как бампер, колеса и шины, панель приборов, сиденья, топливный бак и пр., экономически окупается уже при выпуске от 10 тыс. автомобилей в год. От тиража в 100 тыс. машин окупаются такие элементы, как тормозные системы, осветительные приборы, системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Для объема от 150 тыс. экономически оправдано выпускать радиаторы, карданные валы, топливные насосы, а также электродвигатели или редукторы для электрокаров. От 300 тыс. окупаются коробки передач, детали сцепления, стартеры, системы рулевого управления. А при выпуске более 500 тыс. автомобилей экономически оправдано выпускать подшипники, различные виды электрооборудования, системы динамической стабилизации и другие высокотехнологичные компоненты. Поэтому, по словам Дмитрия Пронина, российским автопроизводителям сейчас необходимо консолидировать усилия для локализации выпуска значимых автокомпонентов.

Водородный Aurus имеет запас хода до 600 км от одной заправки

Именно на проблеме локализации автокомпонентов сейчас в первую очередь сконцентрирована новая стратегия развития автопрома до 2035 года, которая должна быть окончательно утверждена в начале сентября и основные пункты которой широко обсуждались на выставке. Предварительный вариант стратегии ставит в первую очередь задачу обеспечения технологического суверенитета и локализацию выпускаемых в РФ автомобилей в ближайшее время не менее чем на 80%. Чтобы российские компоненты появились и стали конкурентоспособными, в ближайшие 12 лет необходимы инвестиции в размере 2,7 трлн рублей.

Участники выставки в кулуарах жаловались на острую нехватку квалифицированных инженеров для реализации идей разработки высокотехнологичных отечественных автокомпонентов. При этом многие выступающие поддержали внимание государства к развитию электромобилей: согласно проекту стратегии, уже к 2030 году машины на электрическом ходу должны занять 15% российского авторынка. В частности, возрождаемый завод «Москвич» подтвердил свои планы в будущем делать ставку на выпуск электромобилей. «Мы хотим стать центром электротранспорта, для этого мы в сотрудничестве с нашим технологическим партнером в лице КамАЗа реализовываем проект по созданию собственной платформы электромобиля, — заявил на выставке Дмитрий Пронин. — До конца текущего года мы планируем выпустить первые 600 автомобилей, 200 из которых будут электрическими. А в дальнейшем мы планируем выйти на объемы выпуска в 50 тысяч машин в год, основная часть которых будет электрическими».

О реализации стратегии выпуска автокомпонентов для электротранспорта в России на выставке рассказал Дмитрий Турчин, директор по коммерции компании «Рэнера» — дочернего предприятия «Росатома», которая строит под Калининградом внушительную «гигафабрику» по производству аккумуляторных батарей для электрокаров. По его словам, предприятие заработает в 2025 году, мощность его производства составит 4 ГВт·ч в год, этого достаточно для оснащения более 50 тыс. электромобилей. Позже на предприятии будут введены еще две очереди, которые доведут объемы выпуска батарей до 14 ГВт·ч в год. Помимо этого в Нижегородской области к 2025–2026 году будет построен завод по утилизации батарей. «С запуском завода мы сможем обеспечивать российские электрокары своими батареями, которые потом будут к тому же утилизироваться без ущерба для окружающей среды, что является большой проблемой для многих стран мира», — отметил Дмитрий Турчин.

«Газель Соболь NN» пойдет в серию в конце текущего года

Будущее есть?

По убеждению Рустама Абульмамбетова, начальника отдела развития машиностроения, легкой и химической промышленностей Минэкономразвития РФ, двигатели внутреннего сгорания — инерционный сценарий на ближайшие годы, а перспективное направление, в том числе у нас, — электропривод. Вторили ему и другие участники сессий, проводившихся в рамках направления Future Mobility Area фондом «Сколково», НТИ «Автонет» и другими организациями. Многие выступавшие выражали сомнения в перспективах роботизации и «подключенных» (V2X) автомобилей в российской городской среде, но то, что в электрификации и городской мобильности мы будем идти и дальше в ногу с миром, были уверены все спикеры. Универсальные электромобильные платформы, беспилотные системы, микромобильность, «летающие мотоциклы» — все эти достижения стартапов и малого бизнеса активно демонстрировались на экранах. Правда, больше в виде рендеров и схем.

На «живых» же экспозициях смотреть было особо нечего. Типичная самодельщина, утомившая многих — кроме, наверное, самих электроэнтузиастов, нахваливающих друг друга и не замечающих ни кондового исполнения, ни устаревших решений, ни общего духа кружка «Умелые руки». Но то, что это ненадолго, показал стоявший напротив «самодельщиков» стенд… кикшеринга Eleven.

Белорусскую компанию уже трудно назвать стартапом — это развивающийся бизнес, зарабатывающий на площадках в Тбилиси, Батуми, Минске, Алма-Ате и московском Сколково. От привычных нам кикшерингов он отличается — и в лучшую сторону — собственной «матчастью». Самокаты, зарядные станции, система смены батарей, а на стенде демонстрировался еще и перспективный электровелосипед, — все это свое. Собственной разработки — и списком функций, а главное, уровнем исполнения кардинально лучше, чем китайское «железо», используемое российскими операторами. Техника Eleven, впрочем, тоже производится в Поднебесной. Но по документации (включая оснастку) минской разработки — а в настоящее время решается вопрос о переносе производства в Россию. Возможно, даже в Москву.

Но об этом говорить еще рано. Как и о батареях «Рэнеры», развитии электромобильных проектов ГАЗа, EVM PRO и питерского Политеха. Это экспонаты для будущих выставок. Как, надеемся, и российские коробки-«автоматы», системы стабилизации и многое другое, без чего немыслим технологический суверенитет отрасли и страны в целом.

Китайские автопроизводители пытаются прочно занять сегмент автобусов

Авторынок в пробуксовке

Российский автомобильный рынок сегодня находится в непростой ситуации. По данным агентства «Автостат», за семь месяцев текущего года продажи новых автомобилей рухнули на 60%, до 387 тыс. единиц. Хотя нельзя сказать, что продажи новых машин в стране полностью остановились. Более того, в августе наблюдается даже небольшое оживление: если в июне и июле в стране ежедневно продавалось в среднем порядка тысячи новых автомобилей, то в августе этот показатель поднялся до 1300 единиц.

Понятно, что падают продажи автомобилей из недружественных стран. По подсчетам «Автостата», лидером продаж сейчас остается российская Lada c рыночной долей около 30%. На второе место вырвались китайские бренды, которые уже сумели подмять под себя порядка 25% от общего объема продаж. В районе 20% пытаются удержать корейцы, а остальные 25% делят между собой другие участники, в том числе европейские автопроизводители. Согласно прогнозу, продажи легковых машин по итогам текущего года, предположительно составят порядка 620 тыс. единиц, почти на 60% меньше, чем в 2021 году (см. график 1).

Источники: АЕБ, «Автостат»

Несколько меньше падают продажи коммерческих автомобилей. По словам Татьяны Арабаджи, руководителя Национального агентства промышленной информации (НАПИ), за первые семь месяцев текущего года продажи грузовых авто в России сократились только на 13% (до 46,2 тыс. единиц). А реализация автобусов и вовсе выросла на 12% (до 7,4 тыс. в основном за счет государственных муниципальных закупок). Сложнее ситуация с легкими коммерческими автомобилями — тут продажи за январь–июль текущего года упали на 30% (до 49,8 тыс.).

При этом и в секторе коммерческих авто стремительно растет доля китайских брендов: в сегменте грузовиков по итогам семи месяцев она достигла 19% (в прошлом году было около 7%). Доля европейских брендов упала с 28% в прошлом году до 13% в текущем, российские же бренды занимают в общей сложности 54% — примерно такую же долю, что и в прошлом году. По итогам текущего года продажи новых грузовых автомобилей составят предположительно 82 тыс. единиц, на 10 тыс. (или на 11%) меньше, чем в 2021-м (см. график 2).

Источник: НАПИ

Фотографии Алексея Грамматчикова

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес Азиатский переполох и немного Африки: куда уходит бизнес

Российские компании наращивают присутствие в странах Азии и Африки

Эксперт
«Жене стал неинтересен секс»: как преодолеть разлад в браке и сексе — и выстроить доверительные отношения? «Жене стал неинтересен секс»: как преодолеть разлад в браке и сексе — и выстроить доверительные отношения?

Почему женщины не хотят секса в браке и как об этом говорить?

Правила жизни
Зеленая эпоха уходит Зеленая эпоха уходит

Все больше стран отказываются от доллара в пользу национальных валют

Эксперт
Почему новый стартап скандального основателя WeWork похож на предыдущий Почему новый стартап скандального основателя WeWork похож на предыдущий

Почему к стартапам в портфеле Адама Нойманна столько вопросов?

Forbes
Украинская экономика зиму переживет Украинская экономика зиму переживет

Экономика Украины рухнула почти вдвое, однако ситуация далека от коллапса

Эксперт
В каких фруктах и ягодах больше всего белка В каких фруктах и ягодах больше всего белка

Что поможет тебе не только восполнить дефицит витаминов, но и набрать массу

Maxim
Спектакль позднего капитализма Спектакль позднего капитализма

Партийная дисциплина, цензура — настоящее «социализации» американской жизни

Эксперт
Революция в понимании депрессии: продолжать ли принимать антидепрессанты? Революция в понимании депрессии: продолжать ли принимать антидепрессанты?

Серотониновая теория депрессии умерла?

Psychologies
Как приблизить победу электротяги Как приблизить победу электротяги

Возвращение трамвая на улицы российских городов

Эксперт
Как оптимизировать Windows 11 и Windows 10 для игр: компьютер будет «летать»! Как оптимизировать Windows 11 и Windows 10 для игр: компьютер будет «летать»!

Мало купить мощный компьютер, его нужно еще и оптимизировать

ТехИнсайдер
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Химики нашли новый путь пребиотического синтеза аминокислот Химики нашли новый путь пребиотического синтеза аминокислот

Возможный путь пребиотического синтеза аминокислот

N+1
Как перестать лениться и начать действовать: советы писателя Эрика Баркера Как перестать лениться и начать действовать: советы писателя Эрика Баркера

Как начать работать и довести дело до конца?

Правила жизни
История одной вещи: одеколон «Тройной», который не пил Ален Делон История одной вещи: одеколон «Тройной», который не пил Ален Делон

Как появился одеколон «Тройной»?

Правила жизни
8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания) 8 способов обмануть аппетит (например во время интервального голодания)

Можно ли убедить организм, что он не голоден?

Inc.
Самые бюджетные бренды, в которые одеваются современные королевы и принцессы Самые бюджетные бренды, в которые одеваются современные королевы и принцессы

Масс-маркет, который можно носить по-королевски

VOICE
Как справиться с источниками негатива в нашей жизни: 3 совета Как справиться с источниками негатива в нашей жизни: 3 совета

Как найти источники негативного влияния и нейтрализовать их?

Psychologies
Владислав Миллер: «Я четко понимал, что если сейчас не оправдаю ожиданий Машкова, второго шанса не будет!» Владислав Миллер: «Я четко понимал, что если сейчас не оправдаю ожиданий Машкова, второго шанса не будет!»

Со стороны его путь видится как безусловное везение. Но случайностей не бывает

Коллекция. Караван историй
Соловецкие «Вавилоны» Соловецкие «Вавилоны»

Соловецкие острова – туристический бренд Архангельской области

Отдых в России
Хабаровский музыкант МА ГАК ПА — о новом альбоме «V», любви к хокку и пути к успеху вдали от Москвы Хабаровский музыкант МА ГАК ПА — о новом альбоме «V», любви к хокку и пути к успеху вдали от Москвы

МА ГАК ПА — как живут дальневосточные музыканты

СНОБ
Секс и репродукция будущего: мужские контрацептивы, искусственная матка и другие ноу-хау Секс и репродукция будущего: мужские контрацептивы, искусственная матка и другие ноу-хау

Технологические прорывы в области репродукции и контрацепции

СНОБ
«Живой»: честный документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны «Живой»: честный документальный фильм об очевидцах Великой Отечественной войны

Как документалисту удалось снять историю о жертвах Великой Отечественной войны

Forbes
Как бессонница вдохновила бывшего консультанта придумать систему домашнего освещения, которая бережет ваши глаза (и психику) Как бессонница вдохновила бывшего консультанта придумать систему домашнего освещения, которая бережет ваши глаза (и психику)

Колин Биллингс терял сон

Inc.
Гонки с Чикатило: история Александра Пичушкина, который мечтал стать самым известным маньяком в СССР Гонки с Чикатило: история Александра Пичушкина, который мечтал стать самым известным маньяком в СССР

Битцевский маньяк собирался довести число своих жертв до 64

VOICE
Умер Михаил Горбачев. Жизнь первого и последнего президента СССР — в фотографиях Умер Михаил Горбачев. Жизнь первого и последнего президента СССР — в фотографиях

Вспоминаем, чем запомнилась эпоха Горбачева

Правила жизни
Вы точно мечтаете об электромобиле? Ваше мнение изменится, когда мы расскажем про их шины Вы точно мечтаете об электромобиле? Ваше мнение изменится, когда мы расскажем про их шины

Как быстро изнашиваются шины у электромобиля и как дорого стоит их замена

ТехИнсайдер
6 мифов о космосе, в которые вы до сих пор верите 6 мифов о космосе, в которые вы до сих пор верите

По количеству существующих мифов космос может соперничать разве что с медициной

ТехИнсайдер
«Персеверанс» обнаружил в кратере Езеро вулканические породы вместо осадочных «Персеверанс» обнаружил в кратере Езеро вулканические породы вместо осадочных

Озеро в кратере Езеро исчезло слишком быстро

N+1
Вы расстались, а он нашел другую? Признание мужчины комментирует психолог Вы расстались, а он нашел другую? Признание мужчины комментирует психолог

После разрыва ваш бывший быстро нашел утешение в новом романе? Почему?

Psychologies
Вместо чая с печеньками. 5 вариантов правильных вечерних перекусов Вместо чая с печеньками. 5 вариантов правильных вечерних перекусов

Чтобы питание способствовало стройности, перекусывать можно и нужно

Лиза
Открыть в приложении