Рисковый шампиньон
Компания «Грибная радуга» за четыре года создала крупнейшее производство свежих шампиньонов, инвестировав 10 млрд рублей в расчете на бурно растущий рынок. Однако пандемия заметно подняла риски проекта, осуществляемого на заемные средства.
С высоты полета квадрокоптера, запущенного среди курских полей и лесов, взору вдруг открывается завораживающая картина — белая сверкающая крыша огромного сооружения, декорированный цветным кирпичом фасад с гигантскими светоотражающими окнами и ближней перспективой ухоженной зеленой поляны, виднеющиеся неподалеку поля со стогами сена. Что это — секретная лаборатория, животноводческая ферма, экопоселение? Собственно, все три варианта отчасти верны. За этими стенами в темноте и тишине, при повышенной влажности появляются создания, имеющие признаки растений и животных: тысячи нежных шампиньонов, для которых здесь созданы идеальные условия.
Хозяин этого шампиньонного рая — компания «Грибная радуга», отечественный лидер производства культивируемых грибов. Она запустила свои теплицы в 2017 году, а сегодня уже производит более 20 тыс. тонн продукции, или каждый пятый российский шампиньон. При этом мощности производства позволяют увеличить выпуск еще в полтора раза. Это стало возможным благодаря огромным инвестициям в агрокомплекс: только четвертая очередь, строительство которой завершилось в прошлом году, обошлась инвестору в 2,9 млрд рублей, общий же объем инвестиций за четыре года составил около 10 млрд рублей при планируемом сроке окупаемости восемь лет.
Свой проект «Грибная радуга» реализует на фоне бурного роста рынка: по оценке самой компании, несколько лет подряд спрос на культивируемые грибы прирастал на 20–40% в год, и еще никто не знает, «какой объем у этого ведра». В 2020 году рынок проглотил 122 тыс. тонн грибов, приблизившись к отметке 15 млрд рублей. В «Грибной радуге» верят, что еще по крайней мере четыре года спрос будет расти прежними темпами, а в течение десяти лет достигнет 220 тыс. тонн. Если же ориентироваться на европейские стандарты потребления — от 2,5 до 4 кг тепличных грибов на человека в год, то в России с ее нынешними 0,8 кг на душу населения рост спроса может быть и более значительным — до 300 тыс. тонн и выше.
Марш-бросок на полупустой рынок
Сегодня Россия с объемом производства более 103 тыс. тонн грибов в год входит в пятерку лидеров среди стран Европы. А еще семь лет назад, до продовольственного эмбарго 2014 года в отношении стран Евросоюза, на отечественном рынке культивируемых грибов безраздельно царил импорт. В 2013 году было ввезено 68 тыс. тонн свежих шампиньонов, немногочисленные же местные производители поставили на рынок всего 8300 тонн, причем половину этого объема вырастила крупнейшая тогда Национальная компания «Кашира». Среди импортеров лидировала Польша: бесперебойные поставки радовали ретейл и польских сельхозпроизводителей, которые хорошо росли на «грибных» деньгах, в то время как наши грибоводы имели низкий уровень технической оснащенности, что снижало качество их продукта и повышало себестоимость.
Однако польза от импортных шампиньонов все же была: они сформировали рынок. После закрытия границы спрос на грибы остался, а предложение упало до 44 тыс. тонн, что спровоцировало рост закупочных цен на грибы вдвое. Это подарило отечественному бизнесу окно возможностей. И хотя еще несколько лет через Украину и Белоруссию по поддельным документам польские грибы въезжали к нам десятками тонн, в это же время здесь стартовали новые проекты. В 2017 году впервые внутреннее производство превысило импорт, а в 2018 году общий объем рынка вышел на уровень 2013 года. «Значительную роль в развитии промышленного производства грибов сыграли и льготные, под пять процентов годовых, инвестиционные кредиты, выданные государством в 2017–2020 годах на строительство грибоводческих комплексов, благодаря этому были созданы новые производства более чем в десяти областях страны», — подчеркивают в ассоциации «Теплицы России». Сегодня в стране шампиньоны выращивают 85 ферм, и еще 70 специализируются на вешенке и экзотике. В авангарде десятки крупнейших хозяйств, которые совокупно занимают до 75% рынка, движется «Грибная радуга».
Впрочем, «Грибная радуга» вошла в число счастливых получателей льготного госкредита лишь при строительстве четвертой очереди производственного комплекса в 2020 году, а три предыдущие очереди возводила за счет на 100% коммерческих инвестиционных кредитов Альфа-банка. В апреле 2017 года в Курске было открыто производство объемом 4000 тонн шампиньонов в год, и компания сразу вошла в тройку лидеров рынка. В 2018 году она запустила вторую очередь и нарастила выпуск до 8000 тонн в год, что соответствовало 12% рынка, в 2019 году — третью очередь с увеличением объема производства до 17 тыс. тонн. В 2020 году было завершено строительство четвертой очереди, и компания перешла рубеж выпуска 20 тыс. тонн, заняв 16% рынка, или 20% объема российского производства.
«Мы понимали, что действовать нужно быстро и агрессивно, развиваться динамичнее конкурентов и давать максимальное предложение шампиньона самого высокого качества, плотного и мясистого», — поясняет стратегию компании основатель и совладелец «Грибной радуги» Олег Логвинов. Чтобы гарантировать стабильное качество грибов и объемы поставок рознице, компания с самого начала заложила в проект создание собственного компостного производства и покровной почвы, состав которых напрямую влияет на качество и урожайность гриба. Да и опыт зарубежных производителей показывал, что грибной бизнес может быть устойчивым и рентабельным в долгосрочной перспективе только при создании полного цикла производства, поскольку покупной засеянный мицелием компост и покровная почва составляют 55% затрат тепличного грибного хозяйства. Причем запуск в 2019 году в производство покровной почвы на основе торфа стало знаковым событием не только для «Грибной радуги», но и для всех грибоводов, которые раньше «покровку» закупали за рубежом. Покровная почва нужна для удержания влажности в компосте и для защиты мицелия от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Мощности производства курского агрокомплекса — 120 тыс. кубометров покровной почвы в год — хватит, чтобы закрыть потребности всех производителей шампиньонов в стране.
Свои расчеты основатели «Грибной радуги» строили на уже имеющемся опыте в грибоводстве. Предыдущая компания Олега Логвинова «Мико-Фуд» располагалась в городе Авдеевка Донецкой области, производила более 8000 тонн шампиньонов в год и реализовывала их как в Украине, так и в России. Однако в 2014 году грибная ферма оказалась на линии разграничения и попала под обстрел, производство пришлось свернуть. Более двух лет Логвинов вынашивал замысел нового проекта, присматривал в России место под строительство комплекса, искал партнеров и инвесторов. Звезды сошлись в 2016 году: его идеи поддержал Александр Удодов, для которого грибной проект стал первым опытом в сельхозпроизводстве, а на стадии подготовительного этапа строительства удалось привлечь средства Альфа-банка.
Трудная дорога к бренду
На первый взгляд «Грибной радуге» не о чем беспокоиться: ее амбициозный проект полностью профинансирован, агрокомплекс построен, выручка растет стремительно — с 200 млн рублей в 2017 году до 2,6 млрд рублей в 2020-м. Однако пандемийный прошлый год показал, что, несмотря на продолжающийся рост производства и продаж, рынок претерпевает серьезные изменения, которые могут пошатнуть положение некоторых производителей.
Из-за сужения каналов продаж в период локдауна, закрытия таких емких потребителей грибов, как кафе и рестораны, увеличился приток поставщиков в розничные сети, и цены на входе в ретейл, которые и так плавно снижались начиная с 2017 года, упали еще на 12%, со 150 до 132 рублей за килограмм, а в первом квартале 2021-го сети утоптали их до 125 рублей. При этом собственную маржу розница сокращает щадяще: с одной стороны, розничные цены на грибы снизились за два года почти на 30%, с 287 до 205 рублей за килограмм, но в то же время наценка сетей остается высокой — 64%. Правда, в 2019 году розница наваривала на грибах еще больше — 91%, но, если сравнить с 2013 годом, когда ретейл довольствовался 20% маржи, очевидно, что речь идет совсем о другом рынке. По мнению некоторых игроков рынка, ретейл таким образом искусственно сдерживает рост спроса. «Если бы сети стали людям продавать грибы еще дешевле, это всем бы пошло на пользу, ведь чем больше грибов потребляют, тем у компаний лучше оборот и ниже себестоимость», — считает генеральный директор компании «Русский гриб» Олег Захарян. Действительно, двухлетнее исследование «Ромир» на предмет отношения россиян к свежим шампиньонам показало, что люди не покупают больше грибов из-за высокой цены: в 2019 году она пугала 41% опрошенных, а в 2020 году уже 53%.
В «Грибной радуге» полагают, что невыгодную для себя ситуацию на рынке спровоцировали сами поставщики грибов, точнее те из них, которые, в страхе не найти другой рынок сбыта, стали демпинговать, а сети просто воспользовались этой ситуацией. Однако факт остается фактом: повлиять на ситуацию производители грибов пока не могут. Снижение цен, очевидно, продолжится, и это приведет к закрытию многих мелких производителей грибов из-за нерентабельности, что вроде бы на руку крупным хозяйствам, которые займут освободившееся рыночное пространство. Однако что касается «Грибной радуги», то для нее это палка о двух концах: при росте продаж на 22% в 2020 году компания закончила год с убытком в 132 млн рублей. Судя по всему, инвестиционный план строился из расчета цен 2015–2019 годов, при нынешних же ценах проект становится нерентабельным.
Более того, набирает силу еще один неблагоприятный для грибоводов тренд — введение ретейлом собственных торговых марок (СТМ), чтобы снизить розничную цену. Под СТМ в курском агрохолдинге уже продается 15% всего объема грибов. Особенно это ударяет как раз по производителям качественной продукции, к числу которых относится «Грибная радуга». «Это ущемляет наши права как производителя, потому что мы вынуждены конкурировать с теми, кто дает цену и качество хуже и ниже, чем у нас, а в итоге грибы разных производителей лежат в коробочках под одной маркой. Отсутствует здоровая конкуренция», — говорит Олег Логвинов. Одновременно в заблуждение вводится и покупатель, который не знает, кто является настоящим производителем грибов, кто отвечает за их качество. В «Грибной радуге» хотели бы видеть свои шампиньоны на полке под собственным брендом либо совместно с сетью присутствовать на этикетке. Однако добиться этого нелегко: по опыту других производителей качественных продуктов питания, на бодание такого рода с розницей уходят годы, для этого бренд должен быть узнаваемым. Курская же компания только приступает к популяризации своей марки: по словам Олега Логвинова, недавно они запустили рекламную кампанию.
Ни шагу в сторону от основного рынка
У «Грибной радуги» нет проблемы роста продаж как таковых, поэтому в компании скептически относятся к идеям, связанным с диверсификацией продуктового портфеля. Одна из идей в головах грибопроизводителей касается импортозамещения в нише консервированных грибов — сегодня она на 90% занята китайским продуктом, и ряд отечественных компаний уже строят мощности по консервации, а также заморозке грибов, рассчитывая иметь «козырь в рукаве» на случай усиления турбулентности рынка. По этому поводу Олег Логвинов замечает, что у рынка консервированного гриба пока отрицательная динамика, кроме того, конкурировать на полке с дешевыми китайскими консервами будет трудно, потому что себестоимость производства шампиньонов выше, чем тех грибов, которые кладут в банки в Китае. «Я не понимаю, зачем покупать консервированные или замороженные грибы, когда в магазине изобилие свежих», — рассуждает он.
Более интересным вариантом переработки грибов в «Грибной радуге», в принципе, считают кулинарию, изготовление полуфабрикатов, как это практикуется в Европе и Америке. С этой точкой зрения согласен главный редактор журнала «Школа грибоводства» Александр Хренов, причем, по его мнению, отечественным компаниям «надо сообща работать над тем, чтобы грибы включали в состав модных блюд, добавляли в мясной фарш, в шаурму, пельмени и чебуреки. «К примеру, так сделали в США, когда запустили совместный проект мясников и грибников под брендом Blend и стали в фарш котлет для гамбургеров добавлять грибы, получая на выходе более сочное и диетическое блюдо», — рассуждает эксперт. Однако и этим направлением «Грибная радуга» в обозримой перспективе заниматься не будет.
Не видит себя курская компания и на экспортном рынке. Хотя российский экспорт грибов быстро растет: стартовав в 2018 году с 72,6 тонн, в 2020 году он достиг уже 3800 тонн. В продажах «Грибной радуги» экспорт занимает пять процентов — это поставки в Казахстан и Киргизию, рассматривается также рынок Азербайджана. Однако серьезно наращивать объемы экспорта в страны СНГ в среднесрочной перспективе «Грибная радуга» не планирует. Что касается рынка европейского, то с учетом его структуры, логистики, изобилия предложения выйти на него можно только одним путем — купить местного производителя. Но эта задача не из числа актуальных для курской компании. Иными словами, лидер рынка будет наращивать производство свежего шампиньона исключительно для внутреннего потребителя. «Я уверен, что еще четыре года рынок будет активно расти, в пандемию мы активно наращивали объемы производства и оказались правы», — говорит Логвинов.
К счастью для грибоводов вообще и «Грибной радуги» в частности, недавно отрасль получила новый финансовый костыль от государства. С 1 января вступило в силу постановление правительства РФ, согласно которому грибы, которые раньше не относились к сельскохозяйственной продукции, теперь включены в подраздел «Овощные культуры открытого и закрытого грунта». Производители грибов, как и все аграрии, теперь освобождены от 20-процентного налога на прибыль. «Стремительный рост рынка шампиньонов значительно уменьшил прибыль и денежный поток грибоводов, увеличил период окупаемости вложенных в производство инвестиций, а новый статус даст им больше уверенности и сил», — уверен заместитель гендиректора ассоциации «Теплицы России» Владимир Подземельных.
В настоящее время «Теплицы России» отстаивают еще одно право грибоводов — на включение их в перечень предприятий, в отношении которых с прошлого года действует пролонгация инвестиционных кредитов, в том числе льготных, выданных российскими кредитными учреждениями на создание и модернизацию, реконструкцию тепличных комплексов сроком до 12 лет. Для «Грибной радуги», которая с января этого года реструктурировала свои кредитные обязательства и перевела их из Альфа-банка в Сбербанк, пролонгация кредита была бы очень кстати.
Компания «Грибная радуга» создана в 2015 году в Курске. Специализируется на производстве свежих культивируемых шампиньонов, компоста и покровной почвы. Активы: производственные площади теплиц для шампиньонов — 65,6 тыс. кв. м, цеха для производства компоста — 29 тыс. кв. м. Продукция компании представлена во всех федеральных торговых сетях 80 федеральных округов страны.
Выручка — 2,6 млрд рублей.
Число сотрудников — 1350 человек.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl