Компания SberAutoTech представила прототип беспилотного микроавтобуса

ЭкспертHi-Tech

На кобыле — без узды

Компания SberAutoTech из экосистемы Сбера представила прототип беспилотного микроавтобуса. Это очередной шаг к ее полноценному вторжению на рынок транспортных средств

Александр Астапов

Пассажирский беспилотный транспорт для перевозки четырех–шести человек по закрытым территориям, в обиходе именуемый шаттлами, крайне популярен у стартапов «нового автопрома». И по причине реализуемости: сравнительно низкие (до 50 км/ч) скорости позволяют материализовать уже сегодняшние компетенции в области беспилотности — и ввиду востребованности: технопарками, научными кластерами, да и обычными городами, чье руководство хочет показать миру свою инновационность и стремление к прогрессу.

Не исключение и Россия. Еще четыре года назад научный центр НАМИ демонстрировал свою разработку для КамАЗа, без лишних фантазий так и названную — «Шатл». Чуть позже «Бакулин моторс груп», известная автобусами «Волгабас», показала шаттл «Матрешка», разработанный и построенный в Москве содружеством из нескольких инжиниринговых команд. Разная судьба была у этих проектов: «Шатл» пережил не одну серьезную эволюцию и служит демонстратором беспилотных возможностей КамАЗа, проект же господ Бакулиных завершился финансовым, и не только, скандалом.

И вот еще один торжественный дебют: SberAutoTech (SAT), входящая в экосистему Сбера, показала ходовой прототип шаттла, названного уже с фантазией — «Флип». Иностранцам это слово ни о чем не говорит, а вот те россияне, кому хорошо за сорок (а это и чиновники, и руководство Сбера), хорошо помнят транспортные средства из книг фантаста Кира Булычева — и снятого по одной из них фильма «Гостья из будущего».

Визит минотавров

Мне же, тоже «изрядно за сорок», но антисоветчику с детства, «Флип» больше напоминает объект мира киберпанка, писавшегося, снимавшегося и рисовавшегося за океаном в те же годы, что и советский фильм. Торжественно-мрачный экстерьер машины (намного более компактной, чем «Шатл», «Матрешка» и большинство западных аналогов: длина — 3,62 м, ширина — 1,93 м) — и на контрасте ослепительно белый интерьер с двумя ровными диванами визави. Этакий мини-бункер для управляющих придуманным миром. И тут уже вспоминается фассбиндеровский фильм «Лили Марлен» (тоже хорошо известный жителям СССР восьмидесятых) — точнее, сцена визита главной героини к фюреру. Тяжелый полумрак шпееровской архитектуры — и поток света из открывшейся двери в высокий кабинет.

Но отдадим должное не только чувству юмора, но и здравомыслию «сбертеховцев», ушедших от подражания формам обычного, пилотируемого и более скоростного транспорта. (Да и чувству меры тоже — удержаться от характерных для киберпанк-стилистики килеватых пластин снаружи колес я б точно не смог.) В функционале найденному форм-фактору не откажешь, такие формы безопаснее для пешеходов и велосипедистов, которых на дороге у «Флипа» будет многократно больше, чем на обычных, незакрытых территориях, — а «паразитные» объемы спереди и сзади диванов эффективно используются для узлов и агрегатов машины. И для «киберводителя», и для собственно электромобиля.

Да, перед нами, если выражаться привычным автомобильным языком, супермикроэлектробус. Причем сверхнизкопольный, благодаря чему общая высота сравнительно небольшая и машина не напоминает цилиндр дедушки Форда. Поэтому коммуникации расположены в борту (левому по ходу движения), а батареи, вопреки уже сложившейся традиции, не в полу, а в заднем блоке. И батареи эти не стационарные, а быстросменные, причем не моноблочные (как это принято у электромобильщиков с XIX века), а модульные — несколько блоков-чемоданов весом примерно по десять килограммов каждый на стоянке перегружаются в стационарные зарядные станции. Такая схема апробирована и доведена до совершенства на скутерах и мопедах Gogoro (с поправкой на размеры — у сберовцев блоки вдвое больше и плоские, а не квадратного сечения), охватившей сетью таких станций родной Тайвань, начавшей экспансию в Индию и Китай и подвигшей консорциум из японских и европейских мотогигантов на создание аналогичной системы. Появляются подобные решения и для микротранспорта, а вот наоборот, для транспорта «полноразмерного», такое решение использовано впервые. Наверное потому, что не автоматизируется — более того, требует отдельного грузчика для перетаскивания чемоданов из кассет в зарядный киоск и обратно. Что при наличии флота таких машин, в общем, оправданно. И в любом случае перекрывается плюсами решения, включая меньшую потребность в наличии батарей непосредственно на борту ввиду возможности частой смены — и складирования их в «киосках» для потребления «ночной», более дешевой, электроэнергии.

А в остальном — автоматизация на марше. «Автопилотная» часть команды SberAutoTech — выходцы из «Яндекса», а потому не мудрствуя лукаво они пошли пусть по дорогому, но единственно надежному на сегодняшний день пути: совместили собственные «глаза» машины (лидары, радары и камеры) с привязкой к местности точными картами (напомню, в экосистему Сбера входит 2ГИС). Плюс — взаимодействие с другими «Флипами» и прочими транспортными средствами, имеющими функцию V2X (а внедрение ее на конвейеры — дело ближайших лет). И пусть заявления о пятом уровне автономности машины вызывают улыбку (в теории он подразумевает не только движение без участия человека, но и без привязки к точному позиционированию и точным картам местности с прописанными траекториями), но в реальной функциональности сберовского беспилотника на ограниченных территориях и на относительно малых скоростях повода сомневаться нет. Как минимум в потенциале, по завершении доводочных испытаний.

У воды да не напиться, а потому SAT использовал по максимуму наработки не только 2ГИС, но и других бизнес-единиц «СберТеха». Так, пассажирам «Флипа» доступны и музыка от «СберЗвука», и кино от онлайн-кинотеатра Okko, а доступ пассажиров к машине будет осуществляться через мобильное приложение — и встроенную систему распознавания лиц. Нет сомнений, что и в дальнейшем машина будет обрастать пепяками, фуфыськами и ракушками разработки «СберДевайса», «СберАвто» и других структур Сбера, усиленно конструирующих хард и софт для мира красивых и нарядных.

«Новая роскошь» по-сберавтотеховски: два трехместных дивана без единой лишней детали

Лучший бар в Америке

У рестораторов есть такой термин — фасадное блюдо. То есть пункт в меню, демонстрирующий крутость кухни заведения, на которое гости приводят своих друзей. Скажем, на лучший борщ в Москве. Очевидно, что «Флипу» в планах SAT отведена именно эта роль. Не только демонстратора технологий всего «СберТеха», но и «А, это те, на чьей супербудке мы катались по Сколково».

Но это только «Флип» — первенец новой платформы разработки SAT. В пресс релизе сберовцы намекнули на модульность платформы; мне лишь остается предположить (исходя из «мирового опыта» и расчетов коллег-конкурентов) появление версии для доставки — ведь даже форм-фактор не придется менять, и двери можно оставить теми же, как и в частном случае передвижного бара-автомата, — а также новых, открытых и с иными «выражениями лица» кузовов для обслуживания в курортных зонах. А с упрощенным/удешевленным «автопилотом» — и грузовичков на тричетыре палеты для логистических центров. Тем более что лоббируемые (в том числе сберовцами) и находящиеся в стадии принятия законопроекты многократно расширят возможности использования такого транспорта и в России, и в Европе. А в Штатах и Китае машинам без водителя ездить уже можно, что дает таким машинам шансы на экспансию за океан, благо ни Сбер в целом, ни его структуры в частности пока что не под санкциями.

Что же до возможностей доведения машины до серии — имеем в потенциале вполне рабочую задачу. Что для РФ, что для внешних рынков и местных производств. Напомню, что в распоряжении SAT полноценная, пусть и распределенная (Москва плюс Минск) структура для разработки, доводки и постройки автомобилей. А избыточных мощностей для контрактного производства таких машин в России и Белоруссии хватает. И среди автобусных производств, и по электроприводу, да и по беспилотным узлам и агрегатам тоже найти подрядчиков можно. Под любую серийность — кроме разве что шестизначной, необходимость которой для таких машин не прослеживается ни на каких горизонтах.

Но это перспектива, как и другие транспортные средства и их компоненты разработки SberAutoTech. А день сегодняшний — «новая роскошь» для представления потенциала Сбера членам правительства и им сочувствующим на Петербургском международном экономическом форуме.

Фото: Предоставлено компанией

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наши высочества Наши высочества

Интервью с высокими и талантливыми актрисами сериала «Дылды»

Maxim
Феминистка, стрелявшая в императора по его просьбе: история Энни Оукли Феминистка, стрелявшая в императора по его просьбе: история Энни Оукли

Энни Оукли по прозвищу «Малышка Меткий Выстрел»

Cosmopolitan
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
Слово – защите Слово – защите

Интервью с активистками Аленой Поповой и Анной Ривиной

Harper's Bazaar
Где найти рабочего-программиста? Где найти рабочего-программиста?

В России обостряется дефицит технических рабочих кадров

Эксперт
5 историй любви известных художников 5 историй любви известных художников

Какими были жены известных русских художников?

Культура.РФ
Людмила Улицкая: Лоскуток. Воспоминания о советских нарядах Людмила Улицкая: Лоскуток. Воспоминания о советских нарядах

Воспоминания о советских нарядах. Отрывок рассказа Людмилы Улицкой

СНОБ
Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею Сделаю это завтра: как бороться с прокрастинацией и управлять ею

Какова природа прокрастинации и как с ней бороться

Популярная механика
Как избавиться от «пивного» живота мужчине: 6 простых советов, которые работают Как избавиться от «пивного» живота мужчине: 6 простых советов, которые работают

Причины появления «пивного живота»

Playboy
Огород на подоконнике: почему он вам нужен и как завести собственный Огород на подоконнике: почему он вам нужен и как завести собственный

Почему домашнее огородничество отличное занятие и как к нему подступиться?

Esquire
«Мне не стыдно!»: эротические видео с Натальей Рудовой «Мне не стыдно!»: эротические видео с Натальей Рудовой

Звезда комедии «Женщины против мужчин» умеет привлекать всеобщее внимание

Cosmopolitan
Билл и Мелинда Гейтс объявили о разводе. Рассказываем о жене миллиардера Билл и Мелинда Гейтс объявили о разводе. Рассказываем о жене миллиардера

Чем известна Мелинда Гейтс?

РБК
«Окончательное уничтожение свободы слова»: основатель Nexta Степан Путило — о задержании Романа Протасевича и падении доходов проекта «Окончательное уничтожение свободы слова»: основатель Nexta Степан Путило — о задержании Романа Протасевича и падении доходов проекта

Основатель Nexta — о том, как изменился проект, почему стал меньше зарабатывать

Forbes
Эксперимент и документ. Какими получились новые фильмы о Сахарове Эксперимент и документ. Какими получились новые фильмы о Сахарове

Два фильма, посвященных знаменитому физику и правозащитнику Андрею Сахарову

РБК
Роуз Дамен: «Хочу побывать на Камчатке» Роуз Дамен: «Хочу побывать на Камчатке»

Роуз Дамен рассказала о работе в семейной компании и гендерном балансе на море

Forbes Life
Пусть всегда будет свет Пусть всегда будет свет

Стильная, современная и динамичная квартира-студия с геометрическими мотивами

Идеи Вашего Дома
С помойки подул зеленый ветер С помойки подул зеленый ветер

Россия отстает от мира во внедрении экономики замкнутого цикла

Эксперт
Кто больше: женщина установила новый мировой рекорд, родив сразу 9 детей Кто больше: женщина установила новый мировой рекорд, родив сразу 9 детей

Жительница Мали стала национальной героиней еще во время своей беременности

Cosmopolitan
Россияне скупают недвижимость в Турции: зачем и можно ли на этом заработать Россияне скупают недвижимость в Турции: зачем и можно ли на этом заработать

Как покупать жилье в Турции, чтобы заработать?

Forbes
Как пережить развод: 8 советов от тех, кто уже сталкивался с бюрократическим расставанием Как пережить развод: 8 советов от тех, кто уже сталкивался с бюрократическим расставанием

Как пережить развод: 8 этапов

GQ
Марина Капуро. Простые радости Марина Капуро. Простые радости

«А что, Агнета приехала?» — спросил, услышав мой голос, модельер группы ABBA

Коллекция. Караван историй
8 неожиданных старых фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне 8 неожиданных старых фильмов о Великой Отечественной и Второй мировой войне

Подборка самых необычных военных фильмов прошлых лет

Esquire
Насилие, наркотики и самоубийства: фильмы про куртизанок, гейш и наложниц Насилие, наркотики и самоубийства: фильмы про куртизанок, гейш и наложниц

Фильмы про незавидную участь куртизанок

Cosmopolitan
Эмигрантские истории в романе Нуне Барсегян «Кем считать плывущих». Публикуем фрагмент Эмигрантские истории в романе Нуне Барсегян «Кем считать плывущих». Публикуем фрагмент

Глава из романа А. Нуне «Кем считать плывущих» о проблемах западного общества

Esquire
Графика урбанизма Графика урбанизма

Квартира, в которой пейзажи за окном — часть интерьерного сценария

Идеи Вашего Дома
Konfuz: «Я записал песню за полторы тысячи рублей» Konfuz: «Я записал песню за полторы тысячи рублей»

Konfuz о том, на что копит деньги и почему родители не ходят на его выступления

ЖАРА Magazine
Родила - и надела бикини! Как выглядят Перри, Шубская и другие звездные мамочки Родила - и надела бикини! Как выглядят Перри, Шубская и другие звездные мамочки

Многие модели и актрисы быстро вернулись в форму после того, как стали мамами

Cosmopolitan
Топ-5 смелых решений на выпускной Топ-5 смелых решений на выпускной

Наряд на выпускной, который будет подчеркивать твою индивидуальность

Cosmopolitan
Петь в опере и танцевать брейкданс: кто такой Якуб Орлинский Петь в опере и танцевать брейкданс: кто такой Якуб Орлинский

Якуб Юзеф Орлинский — оперный певец, увлекающийся брейк-дансом

РБК
«Меркель, введи войска». Может ли Европа что-то поделать с белорусским режимом «Меркель, введи войска». Может ли Европа что-то поделать с белорусским режимом

Борьба с авторитарными режимами напоминает борьбу с наркотиками

СНОБ
Открыть в приложении