More.tv и Wink: союз выживающих
Два крупнейших видеосервиса России объявили о намерении объединиться
«Ростелеком» и Национальная Медиа Группа заключили соглашение о намерениях объединить видеосервисы Wink и more.tv. в совместное предприятие, в котором «Ростелеком» получит 70%, а НМГ — 30% уставного капитала. Объединенный бизнес будет работать под брендом Wink. Цель создания единой бизнес-структуры обозначена как «укрепление позиций обеих сторон на российском рынке производства и дистрибуции контента». Сейчас «Ростелеком» и НМГ находятся в фазе оценки того и другого бизнеса, по окончании которой они определят параметры сделки и только тогда подпишут юридически обязывающие документы. Компании планируют объединить сервисы, контентные библиотеки и клиентские базы. Кроме того, будет создан единый центр по созданию оригинального контента. Интеграционные процедуры должны завершиться до конца этого года.
Президент «Ростелекома» Михаил Осеевский назвал эту сделку «союзом сильных», что, на его взгляд, является условием ее успеха. Сила «Ростелекома», по словам Осеевского, заключается в том, что он лидер российского рынка интерактивного телевидения, а Wink входит в тройку крупнейших онлайн-кинотеатров по количеству платящих подписчиков. «У нас традиционно самое мощное среди конкурентов предложение телевизионного контента, — говорит Михаил Осеевский. — НМГ, в свою очередь, добилась впечатляющих успехов в производстве сериалов и кино, которые с удовольствием смотрят миллионы российских зрителей. Наше совместное предприятие объединит сильные стороны участников, предложив рынку эффективный конвейер производства и распространения отличного контента, как в IPTV, так и в ОТТ-среде. В результате объединения мы укрепим совместные рыночные позиции, увеличим производство оригинального контента». Генеральный директор НМГ Светлана Баланова в комментарии по поводу сделки также уповает на эффект синергии, который должен возникнуть от слияния «производственных мощностей и экспертизы в создании контента» и «разных каналов цифровой дистрибуции».
Плохие новости
Эта сделка наиболее ярко демонстрирует, что отечественный рынок онлайн-кинотеатров, который возник чуть больше десяти лет назад, исчерпал потенциал расширения. Новый этап развития рынка онлайн-кинотеатров — борьба за уже сформировавшуюся аудиторию. Эффект рекламных кампаний, которые, как правило, сводится к созданию оригинального контента, доступного только на каком-то одном сервисе и нигде больше, тоже не слишком очевиден. В первую очередь потому, что аудитория, пережив тот этап, когда ее раздирали на части около десятка стриминговых сервисов, включая зарубежного гиганта Netflix, находится в фазе пресыщения контентом и усталости от необходимости принимать решение, что и где смотреть. Ее трудно чем-либо удивить даже в отсутствии Netflix, когда-то ежемесячно обрушивавшего на зрителя широкий набор релизов, состоящий из художественных, документальных сериалов и голливудских блокбастеров, снятых эксклюзивно для этого сервиса.
Но из России по политическим причинам ушел не только Netflix, ушел и международный сервис Megogo, штаб-квартира которого базировалась в Киеве, пусть и не занимавший ведущие позиции на рынке, но чувствовавший себя на нем очень уверенно. Еще раньше, в июне прошлого года, уже по причинам экономическим прекратил свое существование сервис Tvzavr — один из пионеров отечественного стриминга. «Окко» одновременно с рядом других активов Сбера вынужденно поменял собственника. Компанию 1-2-3 Production — основного поставщика контента для сервиса Premier — покинули Валерий Федорович и Владимир Никишов, продюсеры главного международного хита отечественного производства сериала «Эпидемия» и еще целого ряда успешных проектов. Start не смог исполнить свои финансовые обязательства перед компанией Данилы Козловского. Общий негативный фон усилили новости о том, что лидер рынка Netflix впервые отчитался о падении числа подписчиков.
Терпимые новости
В ситуации турбулентности наиболее устойчивыми позиции оказались у сервиса Wink. Его владелец «Ростелеком» сделал ставку на продвижение сервиса с помощью еще одного актива компании сотовой связи — «Tele2 Россия» — и сумел таким образом войти в тройку лидеров рынка. У Wink для продвижения до сих пор не было необходимости делать рискованные инвестиции в производство сериалов. Но не исключено, что и эти возможности в конце концов были исчерпаны. НМГ, в свою очередь, до недавнего времени делала основную ставку на альянс с Netflix, одновременно запустив совместное с Wink производство художественного сериала «The Телки» по книге Сергея Минаева и его же документальные проекты «Девяностые» и «Нулевые». Слияние Wink и more.tv — еще одно следствие ухода Netflix. В этой конкурентной борьбе «Ростелеком», в том числе, реализовал свое ощутимое преимущество по отношению ко во всем остальным участникам рынка в дистрибуции и продвижении контента, которыми он обладает на территории России.
Сервис more.tv Национальная Медиа Группа предпочитала продвигать общепринятым на рынке способом — через создание оригинального контента на до сих пор табуированные темы, который не просто был востребован аудиторией, но и становился событием, приковывающим общественное внимание. Дирекции more.tv удавалось это не раз. Они попали в аудиторию сериалом «Чики» (2020) о проститутках, решивших завязать с прошлым и завести бизнес — открыть фитнес-клуб. Создатель сериала Эдуард Оганесян придумал отличную историю и сумел привлечь в проект таких актрис, как Ирина Горбачева, Варвара Шмыкова, Алена Михайлова. Сериал стал событием. За ним последовал успешный проект «Псих» — сериал Федора Бондарчука, которым он дебютировал в этом формате. Сценарий написала его жена Паулина Андреева (еще один дебют), а главную роль исполнил такой яркий персонаж, как Константин Богомолов. Затем на сервисе вышел сериал Евгения Сангаджиева об индустрии вебкама «Happy End» и тоже вошел в число удачных проектов сервиса, сумевших привлечь внимание зрителей.
О неизбежном
Но и эта модель продвижения тоже если не перестала быть эффективной, то находится на пределе своих возможностей. Сейчас аудитория, и это видно по тенденциям, уже обозначившимися на книжном рынке, скорее нуждается в сюжетах, которые давали бы эмоциональную поддержку или как можно сильнее отвлекали от новостной повестки. Эту функцию до сих пор наиболее успешно выполняет жанр фэнтези. Но даже если какой-нибудь из сервисов сумеет попасть именно в эти предпочтения аудитории, это не станет решающим фактором его устойчивости на рынке. Победит не тот сервис, который обладает наибольшим количеством подписчиков (сейчас эту позицию занимает ivi), а сервис, обладающий наибольшим запасом внутренней прочности, который не сможет поколебать даже санкционный режим. Для него оказались уязвимы Сбер и «Яндекс», а вместе с ними «Окко» и «Кинопоиск». Позиции лидера — ivi — тоже не кажутся устойчивыми. Раньше они обеспечивались в том числе украинскими подписчиками, которых себе не мог позволить, например, «Кинопоиск».
Объединение Wink и more.tv всего лишь один из эпизодов радикальной трансформации, которую претерпевает отечественный рынок онлайн-кинотеатров. Новые слияния и поглощения неизбежны. В распоряжении российских онлайн-кинотеатров есть хорошо налаженная сериальная индустрия. В отличие от большого кино, отечественные сериалы выдерживают конкуренцию с зарубежным контентом. И если азиатское и европейские кино, пришедшее на замену кино голливудскому, не смогло обеспечить кинотеатрам необходимый уровень зрительского трафика, то на видеосервисах они также в состоянии конкурировать с сериалами американскими. И даже если голливудские компании запретят использовать свой контент, сервисы и в этой ситуации смогут устоять, за исключением «Амедиатеки», привлекательность которой заключается как раз в ее контрактах с американскими правообладателями. Но для этого им необходим дополнительный запас прочности, которым на данный момент в наибольшей степени обладает как раз Wink. У ivi такого запаса прочности нет, и для сохранения своих позиций сервис, как и more.tv, тоже нуждается в союзнике.
Фактически сервисы так или иначе то и дело вступают в альянсы в том, что касается контента. Если сериал выходит в одном онлайн-кинотеатре, то некоторое время спустя с большой долей вероятности его можно будет посмотреть по подписке и на другом сервисе. Онлайн-кинотеатрам уже не до конкуренции друг с другом. Им бы продержаться.
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl