«Транспневматика» вложит сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов

ЭкспертHi-Tech

Кто остановит поезда

Российская компания освоила выпуск дисковых тормозов для скоростного железнодорожного транспорта, которые раньше покупали у немецкой Knorr-Bremse, и тем самым сняла риск отправки составов на стоянку в депо из-за отсутствия этих комплектующих

Александр Астапов

Без внедрения дисковых тормозов невозможен рост крейсерских скоростей поездов, да и существование городских электричек под вопросом. Фото: Станислав Тихомиров/ТАСС

Предприятие «Транспневматика» из города Первомайска Нижегородской области вложило сотни миллионов рублей в производство дисковых тормозов. Теперь оно готово оснащать скоростные электропоезда «Ласточка», «Иволга», а в перспективе высокоскоростной «Сапсан» и не только дисковыми тормозами собственной разработки. Речь идет как о замене отработавших свой ресурс изделий компании Knorr-Bremse, уже установленных на действующих поездах и локомотивах, так и о вновь создаваемом скоростном и высокоскоростном подвижном составе.

Могли бы и сами…

Что мешало достичь технологического суверенитета в области поездных тормозов раньше? Технически и технологически, в общем-то, ничего. Дисковый тормозной механизм поезда (см. схему «Дисковые тормоза»), при всех специфических требованиях к ресурсу и надежности на железной дороге, не сложнее автомобильного.

И даже проще: вентилируемые, то есть с внутренними каналами для охлаждения, тормозные диски льют не целиком, а из двух половинок, соединяемых после мехобработки болтами на стальной ступице, — это так называемые диски осевого типа, устанавливаемые на ось колесной пары. Такие диски используются на неведущих осях вагонов электропоездов и обычных вагонов. Еще проще диски колесного типа: их половинки, конструктивно аналогичные осевым, крепятся непосредственно к колесу с двух его сторон. Их устанавливают на ведущие (моторные) колесные пары электропоездов и на локомотивы.

А технологии изготовления тормозного привода с единственным и при этом длинноходным поршнем выглядят чуть ли не пещерными на фоне изящных и невесомых автомобильных «моноблоков» о шести-восьми поршнях. Хотя, конечно, грубость имеет свой смысл: малая масса здесь не нужна, как и высокая точность срабатывания, а вот миллионный ресурс механизма, дисков и блоков, причем во всех климатических зонах и в любую погоду, необходим, как и минимальный объем обслуживания.

Все хорошо у нас и с компетенциями: советское транспортное машиностроение не слишком отставало от западного, а иногда и опережало его. Не исключение и тормоза. На трамваях дисковые механизмы появились почти сразу после войны, а с 1961 года начали использоваться на опытно-промышленных партиях вагонов и электропоездов. Так, вагоны первого скоростного поезда «Аврора», разгонявшегося до 160 км/ч, в 1965 году были переведены на дисковые тормоза. Появившиеся спустя семь лет вагоны поезда «Русская тройка», который разгонялся уже до 200 км/ч, изначально были оснащены такими механизмами. Как и многострадальный электропоезд ЭР-200, построенный в 1973-м, но допущенный к эксплуатации лишь в 1984-м, и еще более несчастливый ЭС-250 «Сокол», появившийся в 2000-м, но так и не дошедший до того, чтобы возить пассажиров.

Однако скоростные составы были каплей в море прочего железнодорожного подвижного состава, который из-за его неторопливости, все более заметной на фоне ускорявшихся как в Европе, так и в Азии поездов, и консервативности отрасли оснащали колодочными тормозами (см. схему «Колодочные тормоза»).

 

А когда уже в начале XXI века встал вопрос об «ускорении и перестройке» железнодорожного хозяйства, пока только пассажирского, выбор сделали в пользу интеграции с западными производителями. Так появились «Сапсан» и «Ласточка» (в девичестве Siemens) и пассажирский электровоз ЭП20 (созданный в сотрудничестве с Alstom), изначально оснащенные дисковыми тормозами Knorr-Bremse. Тормоза этой же фирмы, монополиста в своей отрасли, решили ставить и на пассажирские вагоны новейших серий, рассчитанные на скорость до 200 км/ч. Наши производители в этом, к слову, не одиноки: еще раньше на механизмы Knorr-Bremse перешли вагоностроители из бывших республик СССР. Что поделать: тираж снижает стоимость, а опыт обеспечивает качество.

А потом Knorr-Bremse ушла не попрощавшись. И оказалось… оказалось, что отечественные разработчики все эти годы не сидели сложа руки.

Сами и смогли

«Транспневматика», более ста лет производящая узлы для железнодорожного транспорта, еще в 2006 году начала разрабатывать дисковые тормозные системы в сотрудничестве с другими предприятиями и научными институтами отрасли. И не копируя лидера, а создавая собственные компетенции, защищенные патентами и подтвержденные сертификационными испытаниями, а требования последних к железнодорожному транспорту порой не уступают авиационным. Спустя десять лет эксперименты перешли в серийное производство тормозных дисков для «Ласточек», а в конце апреля 2023-го генеральный директор «Транспневматики» Владимир Батенков не без гордости представил прессе новые мощности производства и линейку современных тормозных механизмов, позволяющую полностью закрыть потребность и в новых тормозах, и в запасных дисках для уже выпущенных поездов.

Модернизация и диверсификация, к слову, крайне важны и для самого завода: его основная продукция, системы тормозов для грузовых вагонов старого, колодочного, типа, оказалась мало востребованной в прошлом году, когда сократился выпуск этих самых вагонов. Оборот предприятия упал с 6 млрд рублей в 2011 году до 700 млн в 2022-м, и банки, по словам Батенкова, отказывались давать ссуду под обновление производства: мол, убыточные вы. Выручил Фонд развития промышленности (ФРП).

В обновление и расширение производства вложено свыше 572 млн рублей, из них 199 млн предоставил федеральный ФРП и еще 30 млн — его региональное отделение. На днях ФРП одобрил еще один заем, на 218,2 млн (из 282 млн общих затрат), для дальнейшего расширения производства — уже для перспективных пассажирских вагонов, включая двухэтажные.

Станки с ЧПУ на новом производстве «Транспневматики» — токарные, фрезерные — частично отечественные, частично китайские, плюс готовится к вводу автоматическая линия плавки чугуна на собственном литейном производстве, заменяющая старые добрые вагранки. Стоит отметить, что тормозные механизмы на 80% изготовлены самим заводом из собственного чугунного и стального литья, остальное (манжеты, метизы) закупают у отечественных же предприятий. Таким образом, механизмы «Транспневматики» полностью российские.

Обновленные мощности позволят производить до 450 тормозных блоков и до тысячи дисков в месяц — и для вновь производимых поездов, и для ремонта уже выпущенных. Помимо уже эксплуатируемых «Сапсана» и «Ласточки», имеющих немецкие корни, это и российская «Иволга 3», и «Восток», полностью локализированная и «русифицированная» версия «Ласточки». А также поезд метро нового поколения «Москва-2020», пассажирский электровоз ЭП20 (а впоследствии, для его замены, ЭП40) и вагоны новых типов.

На первом плане оснащение пассажирского состава, но на дисковые тормоза уже переходят и производители специальной техники (в частности, железнодорожных кранов), а в перспективе наращивание скорости и грузовых поездов. Пока — через создание «ускоренных» составов, ведомых пассажирскими локомотивами. Нижегородцы готовы и к этому. Наработки конструкторов «Транспневматики» позволяют создать новые системы или приспособить имеющиеся для любого подвижного состава, обеспечив необходимые тормозные свойства грузовым поездам с конструктивной скоростью до 140 км/ч, а пассажирским — до 250 км/ч.

Начаты на «Транспневматике» и предварительные проработки системы для перспективного высокоскоростного (до 360 км/ч) поезда, создаваемого компанией «Синара — Транспортные машины». По словам конструкторов завода, кардинально возросшая скорость движения потребует принципиально иного уровня исследований при разработке всех систем, в том числе постройки новых стендов и новых полигонов. И не исключено, что еще и внедрения новых технологий изготовления: на сертификации состав должен выдержать два торможения — с максимальной скорости до нуля — в течение десяти минут, причем только на тормозах, без использования реостатного и рекуперативного режимов (торможения двигателем). Но, в общем, даже переход на карбон-керамические тормозные диски вместо чугунных, потребуйся таковые, не та крепость, которую не смогли бы взять нижегородцы.

А тем временем начала возникать конкуренция: по заявлению Тараса Спивака, генерального директора группы компаний «Ключевые системы и компоненты» (ГК КСК, входит в Трансмашхолдинг), в конце прошлого года они приступили к формированию дивизиона по тормозным системам. Первые диски и тормозные блоки для продукции Трансмашхолдинга в ГК КСК намерены выпустить в 2024 году. В интервью Rollingstock Agency, которое Тарас Спивак дал в конце марта, он высказал сомнения в возможности российских производителей тормозных систем «обеспечить соответствующий технический уровень и объем производства». Судя по увиденному нами на обновленном производстве нижегородцев, сомнения эти лишены оснований.

Дисковые тормоза

Дисковые тормоза работают подобно велосипедным клещевым. Только зажимается не обод, а отдельный диск по типу вентилируемого автомобильного, установленного на колеса и оси вагона или локомотива. Такая система сложнее в изготовлении, а потому дороже, зато долговечнее и стабильнее (вентилируемый диск охлаждается лучше монолитного колеса и меньше склонен к тепловой деформации), а главное, намного эффективнее. Благодаря последнему дисковые тормоза безальтернативны для скоростных поездов и локомотивов, а также для городских электричек с их частыми остановками.

Колодочные тормоза

Колодочные тормоза подобны автомобильным барабанным, только вывернутым наизнанку. Просто, недорого и до какого-то предела эффективно. Однако зачастую поверхность катания колеса покрыта смазкой вперемежку с грязью. А торможение даже во вспомогательном режиме сокращает срок службы колесных пар в два раза и более, не говоря уже о возможном перегреве, способном привести колесную пару в негодность из-за тепловой деформации.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лучше дефолт, чем жить по средствам Лучше дефолт, чем жить по средствам

США оказались на пороге технического дефолта, но это не страшно

Эксперт
Разгадать сон и предотвратить болезнь Разгадать сон и предотвратить болезнь

Почему важно анализировать сновидения?

Psychologies
Налоговая шерстит франшизы Налоговая шерстит франшизы

Дело Zenden может стать опасным прецедентом для всего российского франчайзинга

Эксперт
6 книг для тех, кто любит историю 6 книг для тех, кто любит историю

Шесть книг, которые помогут лучше разобраться в событиях двух последних столетий

СНОБ
Интернет тропосферного уровня Интернет тропосферного уровня

Тропосферная связь может стать эффективным способом доступа в интернет

Эксперт
5 ягод, которые несут максимальную пользу здоровью 5 ягод, которые несут максимальную пользу здоровью

Давайте узнаем о пользе пяти самых популярных ягод!

ТехИнсайдер
Санкции ускоряют российский софт Санкции ускоряют российский софт

Вопреки прогнозам российские ИТ-компании демонстрируют существенный рост

Эксперт
Мнение экспертов: Марс должны покорять женщины-астронавты, а не мужчины. Вот почему! Мнение экспертов: Марс должны покорять женщины-астронавты, а не мужчины. Вот почему!

Исследование показало, что женщины лучше приспособлены для космический миссий

ТехИнсайдер
Во что «превратить» российское зерно Во что «превратить» российское зерно

Рекордный урожай пшеницы открывает новые возможности для развития

Эксперт
Шевелить мозгами: какое будущее у нейроинтерфейсов и инвестиций в это направление Шевелить мозгами: какое будущее у нейроинтерфейсов и инвестиций в это направление

О рисках и перспективах применения технологий нейроинтерфейсов

Forbes
Деревянный монолит вместо бетонного Деревянный монолит вместо бетонного

АФК «Система» выводит на рынок девелопмента многоэтажные деревянные дома

Эксперт
Отечественные фильмы, получившие самые престижные награды за границей Отечественные фильмы, получившие самые престижные награды за границей

Оскар и Канны были отнюдь не равнодушные к фильмам из СССР

Maxim
«Краткая история Индии»: отрывок из книги «Краткая история Индии»: отрывок из книги

Отрывок из книги Джона Зубжицки «Краткая история Индии»

СНОБ
Все чувства в одной тарелке Все чувства в одной тарелке

Почему мы ищем утешение в тарелке и как наладить гармоничные отношения с едой?

Psychologies
Газовые обогреватели для дома и дачи: как устроены и какой выбрать Газовые обогреватели для дома и дачи: как устроены и какой выбрать

Что нужно знать при выборе газового обогревателя?

CHIP
Нейросеть на вашем ПК: как установить и пользоваться Stable Diffusion Нейросеть на вашем ПК: как установить и пользоваться Stable Diffusion

Нейросети могут «жить» не только в интернете, но и на вашем компьютере

CHIP
Кто охраняет Меган Маркл, Бейонсе и других звезд - самые крутые телохранители Голливуда Кто охраняет Меган Маркл, Бейонсе и других звезд - самые крутые телохранители Голливуда

Искать компанию звездам не приходится - рядом всегда будет бодигард

VOICE
Стройный рацион Стройный рацион

Продукты для похудения. Список, который пригодится на любой диете

Лиза
Выбрать себя: 6 способов поднять самооценку Выбрать себя: 6 способов поднять самооценку

Как определить уровень самооценки и как изменить ситуацию в лучшую сторону?

Правила жизни
Турция на пороге исторического выбора Турция на пороге исторического выбора

Запад продолжает играть против Эрдогана

Эксперт
«Я причинил боль жене и детям»: Арнольд Шварценеггер пожалел об измене Марии Шрайвер с домработницей «Я причинил боль жене и детям»: Арнольд Шварценеггер пожалел об измене Марии Шрайвер с домработницей

Арнольд Шварценеггер до сих пор чувствует вину перед 67-летней бывшей женой

VOICE
«Ковер» Тальбота помог упорядоченно пленить десять тысяч атомов «Ковер» Тальбота помог упорядоченно пленить десять тысяч атомов

Показана технология создания оптических решеток на основе эффекта Тальбота

N+1
Необычный кросс длиною в жизнь: Юрий Никулин в цирке, кино и на войне Необычный кросс длиною в жизнь: Юрий Никулин в цирке, кино и на войне

Он был и навсегда остался человеком, который мечтал нести в мир улыбки и смех

СНОБ
Замуж в Эмираты: реальная история о жизни в Дубае, перспективе стать второй женой и отношениях со свекровью Замуж в Эмираты: реальная история о жизни в Дубае, перспективе стать второй женой и отношениях со свекровью

История Азизы — откровение о пестрой ткани жизни в Дубае

Psychologies
Тайна Рюрика: кем же был основатель первой правящей династии на Руси Тайна Рюрика: кем же был основатель первой правящей династии на Руси

Тайна появления Рюрика на Руси до сих пор не разгадана

Вокруг света
Первый среди равных Первый среди равных

Коэнзим Q10 называют считают «чудо-таблеткой» от многих болезней. Но так ли это?

Лиза
Живые помощники: какие насекомые полезны для сада и как их можно привлечь? Живые помощники: какие насекомые полезны для сада и как их можно привлечь?

Порой настоящие герои не носят плащи — чтобы они не мешали их крыльям!

ТехИнсайдер
«Напишите свой некролог»: Баффет дал советы инвесторам на ежегодном съезде Berkshire «Напишите свой некролог»: Баффет дал советы инвесторам на ежегодном съезде Berkshire

Уоррен Баффет — о том, как жить и тратить деньги с пользой

Forbes
Петербург будущего Петербург будущего

Как из руины вернуть к жизни памятник конструктивизма

Собака.ru
Нарушения менструального цикла связали с повышенным риском мерцательной аритмии Нарушения менструального цикла связали с повышенным риском мерцательной аритмии

Женщины с нерегулярным циклом более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям

N+1
Открыть в приложении