Ненормированный график и мозоли на теле: как устроен модельный бизнес в Китае
В девяностые и нулевые европейские контракты были мечтой большинства российских фотомоделей, вдохновленных успехом Наташи Поли, Анны Вьялициной, Натальи Водяновой. Высокий статус Парижа и Милана сохраняется и сегодня. Но теперь, когда произошел «поворот на Восток», гораздо проще получить работу в Китае, где спрос на моделей со славянской внешностью стабильно высок. Труд модели там хорошо оплачивается, однако условия работы сильно отличаются от европейских.
Два года назад в московском парке к Валерии Рущенко подошел владелец модельного агентства Владимир Двизов и спросил, не хотела бы она поработать моделью. Сначала Валерия смутилась: она еще училась в школе и никогда не думала о карьере фотомодели. Владимир объяснил, что у нее востребованный в мире моды типаж — strong face, неприступный, чуть отстраненный взгляд, резкие черты, выраженные скулы — и что ей будет легко найти работу модели в Азии. Впоследствии Валерия подписала свой первый контракт с материнским агентством — оно учит девушек основам моделинга, создает их лукбук (набор профессиональных фото для презентации), ведет переговоры с принимающими агентствами за рубежом, консультирует по всем вопросам.
Осенью 2021 года Валерия уехала работать в Китай. «Я пока решила отложить учебу в университете. Это просто невозможно совмещать с работой в Азии. У меня сейчас не хватает времени, чтобы элементарно выспаться», — говорит она. Оказалось, что работа в Китае не имеет ничего общего с распространенными представлениями о красивой жизни фотомодели.
Заказчики — китайские бренды одежды и бижутерии, которым необходимы фотографии для каталогов и маркетплейсов, базирующиеся в крупных городах, — иногда бронируют модель за несколько часов до съемки. Если модели позвонили и сказали: «Сейчас за тобой приедет такси, тебя ждут через три часа», то она быстро собирается и едет. Иногда заказы поступают из другого города, в таком случае модель срочно едет в аэропорт. Валерия работает по 8–12 часов в день, но не может распланировать свой график даже на неделю вперед, так как зависит от спонтанно поступающих предложений о съемках.
«График у модели действительно ненормированный, — говорит владелец модельного агентства Владимир Двизов. Обычно у девушки два выходных на неделе, но они плавают. В любой момент нужно быть готовой — аккуратный маникюр, педикюр, чистые волосы, свежее лицо. Тут все хотят зарабатывать. И в том, чтобы было много съемок, заинтересованы все»
«Если вы работаете в Китае, забудьте про охрану труда в российском понимании. Норм у них нет. И если вам заплатили, то действительно выжмут все, что смогут», — объясняет китаист Леонид Ковачич.
Приходя на съемку, модель должна включить таймер. Перерывы, в том числе на обед и даже для походов в туалет, часто не оплачиваются клиентом, и на время перерывов таймер требуют останавливать. Самое существенное отличие китайского модельного бизнеса от европейского — почасовая оплата труда. Ковачич считает, что причина в том, что китайцы любят, «чтобы все было по регламенту»: «Оплата за трудочас для них понятнее, чем за всю съемку. И за этот час они постараются получить максимум».